Шпаргалка по "Политэкономия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:20, шпаргалка

Описание

Политэкономия
1. Система экономических явлений общества. Система экономических процессов общества. Экономические категории и законы. Методы познания экономический явлений и процессов.
2. Предмет и метод политэкономии. Политэкономия в системе общественных и экономических наук.
3. Экономика и экономические отношения. Этапы развития экономических отношений. Взаимодействие экономических интересов как проявление економических отношений.

Работа состоит из  1 файл

Политэк.docx

— 290.65 Кб (Скачать документ)

Как и любой другой товар, рабочая  сила в условиях капитализма обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость специфического товара рабочая  сила определяется стоимостью жизненных  средств, необходимых для осуществления  рабочим нормальной трудовой деятельности и содержания его семьи. Наряду с  удовлетворением потребностей в  пище, одежде, жилище стоимость рабочей  силы включает в себя духовный элемент (культурные потребности рабочих, расходы  на образование, профессиональную подготовку). Большое влияние на величину и  структуру стоимости рабочей  силы в различных странах оказывают  исторические особенности её формирования. Стоимость рабочей силы изменяется в зависимости от уровня экономического развития страны, природно-климатических  условий, революционных традиций и  организованности рабочего класса.

Процесс создания и  увеличения стоимости

Всякий  продукт покупается на рынке лишь потому, что он обладает некоторой  ценностью, за которую покупатель готов  заплатить запрашиваемую цену. С  этой точки зрения всякий бизнес можно  рассматривать как процесс создание некоторой  стоимости(ценности) товара. Майклом Портером (1985) было введено понятие цепочки ценности. Он идентифицирует пять первичных и четыре вторичных действия, составляющих такую цепочку в любой фирме. Вот пять первичных действий.

  1. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия. Это действия, связанные с получением, хранением и распределением вводимых ресурсов, такие как физическое обращение с сырьем и материалами, их складирование, ведение учета запасов, составление графиков движения транспортных средств, расчеты с поставщиками.
  2. Производственные процессы. Это действия, сопряженные с трансформацией вводимых ресурсов в конечный продукт, в частности машинная обработка, упаковка, сборка, техническое обслуживание оборудования, испытание готовой продукции, выпуск печатной продукции и эксплуатация производственных площадей и помещений.
  3. Материально-техническое обеспечение сбыта. Это операции, связанные со сбором, хранением и физической доставкой продукта покупателям, такие как складирование готовых изделий, физическое обращение с ними, эксплуатация средств доставки, обработка заказов и составление графиков.
  4. Маркетинг и продажи. Все действия, сопряженные с куплей-продажей продукта, - реклама, продвижение товара на рынке, сбытовые операции, квотирование, выбор каналов сбыта, отношения со сбытовиками и ценообразование.
  5. Обслуживание. Действия, связанные с оказанием услуг, повышающих или поддерживающих ценность продукта, такие как установка, ремонт, обучение, поставка компонентов и наладка (регулировка).

Четыре  вторичных (или поддерживающих) действия таковы.

  1. Закупки. Действия, связанные с закупками сырья, запасов и прочих расходных материалов в дополнение к станкам, оборудованию (в том числе лабораторному и офисному) и зданиям.
  2. Развитие технологии. Действия, связанные с совершенствованием продукта и (или) процесса, включая научные исследования и опытно-конструкторские разработки, проектирование продукта и его дизайн, исследование средств массовой информации, проектирование производственных процессов, процедур обслуживания и т.д.
  3. Управление людскими ресурсами. Действия, связанные с привлечением, наймом, профессиональной подготовкой, развитием и оплатой труда персонала.
  4. Поддержание инфраструктуры фирм. Такие действия, как общее управление, планирование, финансирование, бухгалтерский учет, отношения с правительством, управление качеством и т.д.

Конечно, говорит Портер, указанные виды деятельности - всего лишь звенья стандартной  цепочки создания ценностей. Каждую стандартную (или типовую) категорию  можно и должно расчленить на уникальные, свойственные только данной конкретной компании действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции капитала и фондов. Кругооборот и оборот производственных фондов.

Исходя из природы и экономического содержания собственного капитала можно  выделить следующие его функции:  
• оперативную  — связана с поддержанием непрерывности деятельности организации (предприятия);  
• защитную (абсорбирующую)  — направлена на защиту капитала кредиторов и возмещение (поглощение) убытков организации;  
• распределительную  — связана с участием в распределении полученной прибыли;  
• регулирующую  — определяет возможности и масштабы привлечения заемных источников финансирования, а также участия отдельных субъектов в управлении организацией.

Функции  фондов

Во-первых, фонды обеспечивают процесс  воспроизводства капитала. Во-вторых, благодаря продаже ценных бумаг  на фондовом рынке мобилизуются и  концентрируются свободные денежные капиталы и накопления. В-третьих, при  покупке государственных ценных бумаг и ценных бумаг хозяйственных  организаций происходит их инвестирование. И наконец, благодаря фондовым рынкам акций обеспечивается высокий уровень ликвидности вложений в ценные бумаги.

Кругооборот  и оборот произв.фондов

Вследствие  непрерывности процесса производства кругообороты фондов следуют один за другим, совершая оборот.

Оборотом  фондов называется их кругооборот, рассматриваемый  не как отдельный акт, а как  периодически повторяющийся процесс, в результате которого вся величина авансированной стоимости полностью  возвращается к своей исходной форме.

Оборот  фондов — это период, в течение которого сами фонды воспроизводятся, т.е. возвращается весь авансированный капитал, участвующий в воспроизводственном процессе. Возвращение всей стоимости авансированного капитала происходит в результате ряда кругооборотов, составляющих оборот фондов. Процесс оборота капитала показывает специфику движения капитала во времени производства и обращения.

Экономической основой оборота является время  производства, т.е. время производительного  использования всех факторов производства, всех функциональных форм капитала. Во времени, во-первых, создается продукт; во-вторых, производится основная часть  его стоимости; в-третьих, предопределяется жизненный цикл изделий, а следовательно — динамика всего процесса движения капитала, которая имеет свои особенности, состав, структуру.

Время производства неоднородно по своему экономическому содержанию, влиянию  на создание продукта, формированию его  издержек (стоимости), динамике движения капитала.

Время обращения включает: 
1) время пребывания готовой продукции на складе предприятия. В течение данного периода поддерживаются потребительные свойства изделий, осуществляется комплектация готовой продукции, формируется так называемая «транзитная» партия изделий, т.е. количество, необходимое для за-фузки вагона, трейлера, железнодорожного состава и пр.;

2) время  транспортировки продукции-к потребителю, обусловленное разной удаленностью поставщика-потребителя, дорожными условиями и пр.;

3) время  реализации готовой продукции,  т.е. превращения ее из товарной  формы в денежную. Данное время в значительной степени зависит от спроса на продукт, маркетинговой деятельности производителя и других условий;

4) время  приобретения новых запасов факторов  производства. 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рынок: сущность, функции и условия формирования. Классификация рынков.

 

Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер).

Важнейшим условием возникновения  рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда  достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного  вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения  рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

Важной причиной возникновения  рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности, является режим частной собственности В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

Кроме того, причина становления  рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

.Функции рынка

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Классификация рынков

  • По роли субъектов рынка

Различают рынок продавца и рынок покупателя. На рынке продавца складывается ситуация «дефицита», при которой величина спроса покупателей на товары, представленные на рынке, превышает величину предложения данных товаров со стороны продавца. Поэтому цены на рынке продавца, как правило, высокие, так же как и конкуренция между покупателями за право покупки благ. Рынок покупателя характеризуется ситуацией «избытка», при которой величина предложения товаров превышает величину спроса на них. На таком рынке соблюдается правило рынка: «Покупатель всегда прав!», поэтому на рынке покупателя цены, как правило, низкие, а конкуренция между продавцами за «голоса» покупателей высокая.

2. По отраслям производства

Различают частный и общий рынки. На первом происходит купля-продажа товаров определенного производителя, скажем автомобиля «Волга» Горьковского автомобильного завода. А на общем рынке — автомобилей всех марок, производимых данной отраслью.

3. По степени государственного  регулирования

1. Нерегулируемый рынок. На данном рынке отсутствует государственное вмешательство в  рыночный процесс. Такой рынок называют стихийным, или свободным. Здесь объемы продаж и цены формируются в результате прямого торга между продавцами и покупателями. 2. Регулируемый рынок. На таком рынке государство устанавливает общие правила поведения участников рынка. К ним относятся лицензии на право производства и продажи благ, таможенные пошлины, налоговые льготы, ограничения на ввоз или вывоз некоторых товаров в/из страны.

3. По форме продажи товаров. Существуют рынки продажи товаров в кредит, или рассрочку, их оплата производится по частям оговоренные обязательством сроки. До сих пор сохранилась форма продажи товара в обмен на другие блага. Она называется «бартер». Предоставление товаров на прокат за определенную плату можно назвать продажей на определенный срок. Широкое распространение получила форма продажи товаров под залог личного имущества покупателя. Например, в ломбарде покупатель закладывает продавцу свои вещи, а затем их выкупает. Существует и комиссионная форма торговли товарами, убывшими в употреблении.

Информация о работе Шпаргалка по "Политэкономия"