Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:20, шпаргалка
Политэкономия
1. Система экономических явлений общества. Система экономических процессов общества. Экономические категории и законы. Методы познания экономический явлений и процессов.
2. Предмет и метод политэкономии. Политэкономия в системе общественных и экономических наук.
3. Экономика и экономические отношения. Этапы развития экономических отношений. Взаимодействие экономических интересов как проявление економических отношений.
4. По характеру и объему продаж р
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА — совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование товарного и других рынков. Инфраструктура товарного рынка включает прежде всего оптовую и розничную торговлю, торговую сеть — магазины и другие предприятия, главное назначение которых: бесперебойно обеспечивать процесс купли-продажи товаров; аукционы, ярмарки, коммерческие посреднические центры и товарные биржи, призванные заменить распределительную сеть органов материально-технического снабжения и сбыта при сохранении и развитии их материальной базы. Инфраструктура финансового рынка, обеспечивающая его эффективное функционирование, включает всю банковскую систему, в т. ч. коммерческие банки, биржу фондовую, биржу валютную, брокерские и страховые компании, холдинговые компании и другие формы финансово-кредитного обслуживания рыночного хозяйства. Рынок рабочей силы, или рынок труда, также требует создания развитой инфраструктуры: в нее могут входить службы занятости или биржи труда, общегосударственная и региональные системы учета спроса и предложения рабочей силы, переподготовки кадров, организации общественных работ, назначения пособий и стипендий, регулирования миграции рабочей силы и т. п. Ряд звеньев инфраструктура рынка предназначены для обслуживания рыночного хозяйства в целом. Это юридическое обслуживание продавцов и покупателей, оказание им содействия в заключении, правильном юридическом оформлении сделок, транспортно-складская система, информационное и рекламное обслуживание участников рыночных процессов.
Капитал сферы обращения
1. Ссудный капитал и ссудный процент.
2. Кредит, его виды, функции. Банки в рыночной экономике. Фондовая биржа.
3. Торговый
капитал и торговая прибыль.
Чистые и дополнительные
Ссудный капитал – это обособившаяся часть промышленного капитала, который предоставляется его собственником во временное пользование другому лицу за определенную плату, называемую ссудным процентом. Историческим предшественником ссудного капитала был ростовщический капитал.
Плата за пользование ссудным капиталом принимает форму ссудного процента. Ссудный процент – часть средней прибыли, выплачиваемой функционирующими предпринимателями ссудному предпринимателю за предоставленное право временного пользования его капиталом
Формой движения ссудного капитала является кредит. Различают коммерческий, банковский, потребительский, государственный, международный кредит.
Главным
элементом инфраструктуры ссудного
капитала являются банки. Банк –
Фондовая биржа – это организационно оформленный, постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными бумагами
Торговый капитал – это обособившаяся часть промышленного капитала, основной функцией которого является доведение произведенного товара до потребителя.
Торговые предприниматели ведут свою деятельность ради получения торговой прибыли.
В процессе реализации продукции торговый предприниматель несет издержки, которые называются издержками обращения. Дополнительные издержки обращения аналогичны тем, которые несет промышленник, производя товары, только эти затраты производятся в сфере обращения. Это расходы на транспортировку, упаковку, хранение продукции. Чистые издержки обращения – это издержки специфические, связанные именно с обеспечением продажи товара, т. е. смены формы стоимости с товарной на денежную. Они включают расходы на рекламу, содержание торговых агентов, выпуск каталогов выпускаемой продукции, зарплату кассиров, бухгалтеров.
Различают розничную и оптовую торговлю. Розничная торговля предполагает реализацию товаров непосредственно конечным потребителям. Торговля осуществляется в разнообразном ассортименте, единично или небольшими партиями. Оптовая торговля осуществляет посреднические функции между промышленниками и розничной торговлей. Здесь продукция продается крупными партиями, торговля зачастую носит специализированный характер.
Важнейшим элементом инфраструктуры оптовой торговли являются товарные биржи. На товарных биржах происходит торговля стандартизированной продукцией по установленным образцам.
10. ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛ И ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ. Заёмный капитал и процент.
Торговый капитал представляет
собой обособившуюся часть промышленного
капитала, которая обслуживает процесс
реализации товаров. На ранних этапах
развития капитализма владелец промышленного
капитала сам занимается реализацией
товаров. Однако по
мере расширения объемов производства
и роста времени обращения возникла нужда
в особой группе капиталистов – торговцах,
занимающихся реализацией готовой продукции.
Движение торгового капитала может быть
представлено формулой Д - Т- Д|, которая
языком символов выражает действия капитала
торговца, а именно куплю товаров ради
продажи с прибылью.
Торговый капитал, как и всякий другой
капитал, приносит его владельцу определенный
доход, называемый в данном случае торговой
прибылью. Её источником служит прибавочная
стоимость, созданная в сфере производств.
Следовательно, торговая прибыль – это
часть
прибавочной стоимости, которую капиталист
– промышленник уступает капиталисту
– торговцу за услуги последнего по реализации
товаров.
Торговая прибыль
Основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или приведения дорогостоящих рекламных кампаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят всё же тактический характер и в конечном счёте подчинены решению главной стратегической задаче – получение возможно большей прибыли.
Прибыль представляет собой конечный
финансовый результат хозяйственной деятельности
предприятия. Однако финансовым результатом
может выступать не только прибыль, но
и убыток, возникший, например, по причине
чрезмерно высоких затрат или недополучения
доходов от реализации товаров в связи
с уменьшением объема поставок товаров,
снижением
покупательского спроса. В упрощенном
виде прибыль — это разность между валовым
доходом и издержками обращения предприятия.
Заемный капитал и процент
Заемный капитал представлен
Заемный капитал характеризует привлекаемые
для финансирования развития предприятия
на возвратной основе денежные средства
или другие имущественные ценности. Все
формы заемного капитала, используемого
предприятием, представляют собой его
финансовые обязательства, подлежащие
погашению в предусмотренные сроки.
Заемный капитал включает в себя денежные
средства или другие имущественные ценности,
привлекаемые на возвратной основе для
финансирования развития деятельности
фирмы. Все формы заемного капитала, используемого
фирмой, представляют собой его финансовые
обязательства, подлежащие погашению
в определенные сроки.
Заемный капитал, привлекаемый в виде
банковских кредитов и других форм, покрывает
дополнительную потребность предприятия
в средствах. При этом главным критерием
условий кредитования банком служит надежность
финансового состояния предприятия и
оценка его финансовой устойчивости.
Приростная ставка процента на заемный
капитал арендатора - ставка процента,
которую арендатору пришлось бы платить
по аналогичной аренде или ставка на начало
срока аренды, которую арендатор должен
был бы платить по заемным средствам, полученным
на такой же срок и при том же обеспечении,
в объеме, необходимом для покупки актива.
11. Домохозяйство. Социально-экономические вопросы домохозяйства.
Домашнее хозяйство – это экономическая
единица в составе одного или нескольких
человек. Она обеспечивает производство
и воспроизводство человеческого капитала.
Она самостоятельно принимает решения
на потребительском рынке. Она является
собственником какого-либо фактора производства
(земля, капитал, рабочая сила). Стремится
максимально удовлетворить свои потребности.
Домохозяйством, кроме семей, могут называться
и организации, которые занимаются производством
(церковь, профсоюз, партия).
Домохозяйство охватывает экономические
объекты и процессы, происходящие там,
где постоянно проживает человек, семья.
Домохозяйство трактуется как хозяйственная
единица, которая состоит из одного или
более лиц, объединяемых общим бюджетом
и местом проживания, снабжает экономику
ресурсами и использует полученные за
них деньги для приобретения товаров и
услуг, удовлетворяющих материальные
потребности человека. Понятие домохозяйства
объединяет всех потребителей, наёмных
работников, владельцев крупных и мелких
капиталов, земли, средств производства,
лиц, занятых и незанятых в общественном
производстве.
Основные признаки домохозяйства – это:
·
·
· Обладание определёнными ресурсами.
·
·
Социально-экономические вопросы домохозяйства
выражаютя в их функциях
Домохозяйство – один из важнейших
рыночных институтов. Роль домашних хозяйств
в развитии рыночных отношений относительно
велика и определяется следующими моментами:
· Во-первых, домохозяйства обеспечивают
необходимый уровень потребительского
спроса, без которого невозможно функционирование
рыночного механизма.
· Во-вторых, сбережения домохозяйств являются
источником накоплений и инвестиций, что
очень важно в условиях развивающейся
экономики.
· В-третьих, домохозяйства – это субъекты
предложения на рынке факторов производства
(предпринимательской способности и труда).
· В-четвёртых, именно домохозяйство –
основа для формирования производства
и реализации человеческого капитала.
· В-пятых, возможность домохозяйств налаживать
семейный бизнес способствует не только
росту личного благосостояния, но и развитию
рыночной экономики в целом.
12. Предприятие и предпринимательство. Основные принципы предпринимательской деятельности.
Предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на
свой риск экономическая деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или н
Основной формой организации
Предприятия - экономические агенты или лица, действующие в рыночной экономике, занятые производством, реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли и ее максимизации.
Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая;
ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
При наличии
приведенных условий предприним
1) свободный выбор деятельности;
2) привлечение на добровольных началах
к осуществлению предпринимательской
деятельности имущества и средств юридических лиц
и граждан;
3) самостоятельное формирование программы
деятельности и выбор поставщиков и потребителей
вырабатываемой продукции, установление
цен соответственно законодательству;
4) свободный наем работников;
5) привлечение и использование материально-технических,
финансовых, трудовых, естественных и
других видов ресурсов, которое не запрещено
или не ограничено законодательством;
6) свободное распоряжение прибылью, которая остается после внесения платежей,
установленных законодательством;
7) самостоятельное осуществление предпринимателем
- юридическим лицом внешнеэкономической
деятельности, использование любым предпринимателем
надлежащей ему доли валютной выручки
на свое усмотрение.