Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:37, курсовая работа
С каждым годом россиян становится почти на один миллион меньше. Несмотря на вроде бы улучшающуюся жизнь и постоянный приток иммигрантов, ежегодно мы теряем более двух миллионов человек, из которых 600 тысяч - граждане трудоспособного возраста. А рождается менее одного миллиона.
У государства значительно сократились возможности для бесплатной медицинской помощи населению.
Число больниц и поликлиник в стране всего за семь последних лет сократилось почти на две тысячи, или на 15% (см. график 1).
К тому же сама система государственного финансирования здравоохранения за счёт средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней весьма запутанна и неупорядочена.
Введение 2
Раздел 1 Общие положения.
1.1 Бюджетное финансирование. 4
1.2 Обязательное медицинское страхование. 5
1.3 Добровольное медицинское страхование. 8
1.4 Фонды медицинского страхования. 9
Раздел 2 Будущее за страховой медициной. 13
Раздел 3 Реформационные новации 2004 года. 17
Раздел 4 Роль добровольного медицинского страхования в 20
охране здоровья работающего населения. Заключение 23
Список используемой литературы 25
Раздел 1
Общие положения.
1.1 Бюджетное финансирование.
1.2 Обязательное медицинское страхование.
1.3 Добровольное медицинское страхование.
1.4 Фонды медицинского страхования.
Раздел 2
Будущее за страховой медициной.
Раздел 3
Реформационные новации 2004 года.
Раздел 4 Роль добровольного медицинского страхования в 20
охране здоровья работающего населения.
Список используемой
литературы
Состояние здоровья населения - весьма точный индикатор социально - экономического развития страны в целом. В России в последнее десятилетие постоянно фиксируют отрицательные значения по таким важнейшим показателям, как уровень рождаемости, обеспеченность медицинской помощью, продолжительность жизни…
С каждым годом россиян становится почти на один миллион меньше. Несмотря на вроде бы улучшающуюся жизнь и постоянный приток иммигрантов, ежегодно мы теряем более двух миллионов человек, из которых 600 тысяч - граждане трудоспособного возраста. А рождается менее одного миллиона.
У государства значительно сократились возможности для бесплатной медицинской помощи населению.
Число больниц и поликлиник в стране всего за семь последних лет сократилось почти на две тысячи, или на 15% (см. график 1).
К тому же сама система государственного финансирования здравоохранения за счёт средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней весьма запутанна и неупорядочена. Сохраняется принцип финансирования больниц и поликлиник в зависимости от объёмных показателей (количества коек, врачебного персонала и т. д.) без учёта качества реальной работы, то есть качества лечения. Поэтому у врачей нет материальных стимулов осваивать новые методы лечения, внедрять прогрессивное оборудование. А уж о поборах в отечественных больницах все знают не понаслышке.
Я выбрала эту тему, потому что она жизненная, то есть касается каждого из нас. Проблема качества медицинской помощи приобрела особую значимость в последние годы в связи с социально- экономическими преобразованиями в стране, негативно отразившимися на состоянии здоровья населения.
График 1
Раздел 1. Общие положения
1.1 Бюджетное финансирование
В СССР здравоохранение гарантировало всем гражданам бесплатное и общедоступное медицинское обслуживание. В советское время вся система здравоохранения полностью зависела от финансирования из бюджета. В настоящее время в нашей стране финансирование здравоохранения протекает за счет следующих источников:
На данный момент средств из бюджета катастрофически не хватает. Бюджетное финансирование осуществляется не в полной мере, т.е. уровень средств очень низок, а список заболеваний, по которому происходит бюджетное финансирование, очень мал.
В частности это происходит из-за того, что не все юридические и физические лица вовремя и не в полном объёме платят налоги государству.
Для изменения ситуации следует либо выделять больше денег, либо уменьшать число медицинских учреждений и объёмы помощи, финансируемые таким образом.
Увеличение бюджетного
финансирования возможно лишь за счёт
усиления бремени налогов, что на данном
этапе идёт вразрез с налоговой политикой
правительства. Более того, восполнение
потребностей учреждений здравоохранения
в рамках данной модели носит не рыночных
характер, и, следовательно, финансирование
также должно ограничиваться уникальными
областями медицины, где нет и не может
быть рынка. Прежде всего это финансирование
научных разработок, проводимых в научно
- исследовательских институтах, научных
центрах Российской академии медицинских
наук и Министерства здравоохранения
России.
1.2 Обязательное медицинское страхование
В Законе РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 года определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Р.Ф. Этот Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан и новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан Р.Ф. на медицинскую помощь. Этим Законом в стране было введено медицинское страхование.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат в размере частичной или полной компенсации дорогих расходов застрахованного за медицинские услуги, включенные в программу медицинского страхования.[3, c.340]
Его цель: гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим для населения Р.Ф. и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которое гарантирует объём и условия оказания медицинской, лекарственной помощи гражданам.
Целью введения ОМС было обеспечение всем гражданам Р.Ф. равных возможностей в получении медицинской и лекарственной помощи предоставляемой за счёт средств ОМС в объёмах соответствующих программ.
Введение ОМС означало появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования: бюджетно-страховой. В соответствии с этой системой бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными, в числе которых определяющими являются обязательные страховые взносы.
Формирование доходов фондов ОМС осуществляется за счёт страховых взносов предприятий, организаций и предпринимателей, а также средств государственного бюджета.
Субъекты медицинского страхования:
Страхователями при ОМС являются:
- для неработающего населения- органы государственного управления;
Страховые медицинские организации - это юридические лица любой формы собственности, имеющие соответствующую лицензию. Медицинские учреждения в системе медицинского страхования - лечебно профилактические и другие учреждения, имеющие соответствующую лицензию на оказание медицинской помощи.[4, c.417]
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Страховая медицинская организация в соответствии с договором, заключённым со страхователем, обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определённого объёма и качества по программам ОМС.
Финансовая основа государственной системы ОМС - отчисления страхователей на ОМС и бюджетные платежи за ОМС неработающего населения.
Следующий элемент в системе ОМС - страховая медицинская организация. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих ОМС (Постановление Правительства Р.Ф. от 11.10.93.г. №1018), на них возложены следующие основные функции:
Средства, поступившие от территориального фонда ОМС носят целевой характер.
Конечным получателем средств являются медицинские учреждения, которые оказывают медицинские услуги населению. Порядок оказания медицинской помощи населению, финансируемой за счёт средств ОМС, определяется совместно территориальными органами управления здравоохранения и фондами ОМС.
Медицинские учреждения
ведут учёт услуг, оказанных застрахованным,
и предоставляют страховым медицинским
организациям и фонду сведения по установленным
формам отчётности. Расчёты с медицинскими
учреждениями производятся путём оплаты
их счетов.
1.3 Добровольное медицинское страхование
Второй вид медицинского страхования - это добровольное медицинское страхование.
Добровольного медицинского страхования выступает дополнительным источником финансирования здравоохранения.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ ДМС и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ ОМС.
Страхователями при ДМС могут быть:
ДМС осуществляется в рамках договора между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии, с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному лицу медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ДМС.
По ДМС помощь оказывается только тем лицам, которые заключили договор и своевременно платят страховые суммы. Размер страховых взносов определяется страховщиком исходя из состояния здоровья страхователя и тарифов, установленных медицинскими организациями на медицинские услуги.
В нашей стране договор ДМС в основном заключают предприятия и организации в отношении своих работников.
Добровольное медицинское страхование не распространяется на медицинские услуги, которые осуществляются за счет средств ОМС.
В
нашей стране договор ДМС заключается
на срок не более 1 года, но целесообразнее
заключать такие договоры на длительные
сроки.
1.4 Фонды медицинского страхования
Экономическую основу медицинского страхования составляют государственные фонды здравоохранения и фонды ОМС.
Фонды ОМС Р.Ф. созданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.