Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:37, курсовая работа
С каждым годом россиян становится почти на один миллион меньше. Несмотря на вроде бы улучшающуюся жизнь и постоянный приток иммигрантов, ежегодно мы теряем более двух миллионов человек, из которых 600 тысяч - граждане трудоспособного возраста. А рождается менее одного миллиона.
У государства значительно сократились возможности для бесплатной медицинской помощи населению.
Число больниц и поликлиник в стране всего за семь последних лет сократилось почти на две тысячи, или на 15% (см. график 1).
К тому же сама система государственного финансирования здравоохранения за счёт средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней весьма запутанна и неупорядочена.
Введение 2
Раздел 1 Общие положения.
1.1 Бюджетное финансирование. 4
1.2 Обязательное медицинское страхование. 5
1.3 Добровольное медицинское страхование. 8
1.4 Фонды медицинского страхования. 9
Раздел 2 Будущее за страховой медициной. 13
Раздел 3 Реформационные новации 2004 года. 17
Раздел 4 Роль добровольного медицинского страхования в 20
охране здоровья работающего населения. Заключение 23
Список используемой литературы 25
Фонды ОМС являются самостоятельными государственными и некоммерческими финансово - кредитными учреждениями.
С начала 1993 г. фонды функционируют в режиме формирования и расходования средств в соответствии с Положением о федеральном фонде ОМС и Положением о территориальных фондах ОМС.[5, c.221]
Федеральный фонд ОМС, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
Финансовые средства федерального фонда ОМС образуются за счёт:
Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, подотчётным Правительству Р.Ф. Основные задачи этого фонда состоят в :
1. обеспечении предусмотренных законодательством Р.Ф. прав граждан в системе ОМС,
2. достижении социальной справедливости, равенства всех граждан в системе ОМС,
3. разработке и осуществлении комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС
4. созданию условий для выравнивания объёма и качества медицинской помощи, предоставляемой на всей территории Р.Ф.
Финансовые средства федерального фонда находятся в федеральной собственности в Р.Ф., являются целевыми, не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не подлежат.
Территориальный фонд ОМС, создаваемый представительной властью субъектов Федерации, осуществляет:
Финансовые средства территориальных фондов находятся в федеральной собственности Р.Ф., не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат.
Источниками доходов территориального фонда являются:
Территориальный фонд создаётся по решению органов государственной власти субъектов Федерации для реализации государственной политики в области ОМС как составной части системы государственного социального страхования. В числе основных задач территориального фонда - обеспечение законодательных прав граждан в системе ОМС, обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и др.
Для выполнения своих задач и функций территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы. Эти филиалы осуществляют контроль за сбором страховых взносов со всех страхователей-плательщиков, передают финансовые средства в соответствии с дифференцированным среднедушевым нормативом страховщикам, осуществляющим медицинское страхование местных граждан, в установленном порядке отчисляют финансовые средства в Территориальный фонд.
Всем
гражданам Р.Ф. по месту жительства или
месту работы вручают страховой полис,
означающий, что гражданин получает бесплатно
гарантированный объём медицинских услуг.
В этот объём входит как минимум «скорая
помощь», лечение острых заболеваний,
услуги по обслуживанию беременных и родам,
помощь детям, пенсионерам, инвалидам.
РАЗДЕЛ
2 Будущее
за страховой медициной.
Обязательное медицинское страхование введено в Российской Федерации 10 лет назад.
Введение обязательного медицинского страхования означало появление новой формы социального страхования и переход здравоохранение к смешанной системе финансирования: бюджетно-страховой.
Когда вводилась система ОМС, то предполагалось, что это будет дополнительный источник финансирования здравоохранения. Но в последствии оказалось, что это не дополнительный источник, а основной. Из-за бюджетного недофинансирования здравоохранения, средства ОМС оказались бюджетозамещающими.
Сейчас предлагается реформирование системы ОМС. Это обусловлено необходимостью:
Для начала предлагается совершенствовать законодательные акты об ОМС, а также разработать новые законы для повышения эффективности и рационального использования средств отрасли.
Главным преимуществом системы ОМС должно стать сбалансирование доходов и расходов.
Ассоциация страховщиков России предложило разделить население на отдельные социальные группы и сделать целевой источник финансирования, т.е.:
И так с каждой социальной группой.
Нехватка средств в системе ОМС сложилась из-за того, что субъекты федерации не платят в территориальные фонды ОМС за неработающее население. Модернизация системы ОМС предусматривает привлечение средств Пенсионного фонда.
Наделение Пенсионного фонда Р.Ф. функциями страховщика неработающих пенсионеров даёт возможность привлечь дополнительные финансовые средства для обязательного медицинского страхования большего количества граждан.
Теперь в некоторых регионах нашей страны за неработающих пенсионеров страховые взносы будет платить Пенсионный фонд Р.Ф., также будет установлено законодательное закрепления источников целевого финансирования всех социальных групп.
Но есть одна проблема, не каждый регион сможет производить уплату взносов в территориальный фонд ОМС за неработающих пенсионеров, у них просто не будет такой суммы. Но это ещё не всё, в новом законопроекте сказано, что если губернатор не захочет участвовать в такой системе, то ему придётся самостоятельно страховать своё неработающее население, а какими способами решает он сам.
Для того чтобы дополнительные средства на страхование неработающего населения пошли в регион, губернатор этого региона должен подписать многостороннее соглашение с Пенсионным фондом, Федеральным и территориальными фондами ОМС, Минфином и Минздравом, а если он его не подпишет, то деньги в регион не поступят. Хоть и в законопроекте установлен порядок платежей на неработающих с учётом многих факторов (уровень бюджетной обеспеченности, состояние здоровья населения, и т.д.) многие регионы всё равно не смогут подписать это соглашение из-за нехватки средств.
После модернизации будут составлены территориальные программы, в которых будет чётко определено, что будет бесплатно, а за что придётся платить.
Модернизация системы обязательного медицинского страхования наконец-то сможет установить единые тарифы, стандарты и единую модель страхования.
И, наконец, самый важный момент - в обязательном медицинском страховании планируется ввести рыночные отношения. А это значит, что страховые компании начнут конкурировать между собой. Например, Москва поделена на несколько территорий обслуживания. И каждая из них отдана, какой - то страховой компании. И все эти годы они жили спокойно, не зная никакой конкуренции. Теперь всё будет иначе. У нас появится возможность выбора страховой компании ОМС. А для этого они должны бороться за каждого клиента.
Рыночные отношения неизбежно затронут и медицинские учреждения. Конкуренция заставит поликлиники и стационары заняться улучшением обслуживания населения. Они начнут ремонтировать медицинские кабинеты, закупать новую, современную аппаратуру. Там же, где по-прежнему будут относиться к людям наплевательски и будет много жалоб от посетителей, пациенты могут отказаться от услуг этой поликлиники и перейти в другую.
В результате финансовые потоки будут направляться в те поликлиники и больницы, где лучше организовано лечение пациентов. В то же время учреждениям, не сумевшим перестроиться, может грозить банкротство.
По новому законопроекту будет происходить привлечение средств населения в систему за счёт соплатежей, при этом теневые платежи практически не поступают. Такая система уже полтора года работает в Киргизии, и население восприняло новую систему нормально. Введение соплатежа повысило бы ответственность граждан за свое здоровье, а так же позволить значительно снизить (теневые платежи). Этот путь требует законодательного закрепления и ответственности всех уровней власти за исполнение обязательств.
Необходимо разрешить населению самому выбирать, где и у кого лечиться.
Модернизировать
систему ОМС необходимо - это, несомненно.
Не было бы до принятия модели модернизации
посоветоваться с теми, кто ее будет осуществлять,
- врачами, организаторами здравоохранения
и медицинского страхования.
Расходы на финансирование социальной сферы в проекте федерального бюджета-2005 определены в сумме 447,6млрд. руб., то есть с превышением уровня 2004г. на 6,8%, их доля в общих расходах федерального бюджета сокращается на 1%, а в ВВП - на 0,4%.[13, c.13]
Большое влияние на это оказали реформационные новации 2004г. - уменьшение почти на треть единого социального налога (ЕСН) и отмена льгот или как её кратко называют «монетизация льгот».
«Монетизация льгот» реализует направленность на создание в стране новой модели федеративных отношений и местного самоуправления, одна из существенных черт которой - радикальная децентрализация государственной социальной политики, передача на субфедеральные уровни большинства её функций и задач. Общая сумма увеличения расходных обязательств бюджетов субъектов Р.Ф. в 2005 г. составит примерно 450 млрд. руб.; на территориальные бюджеты ложится значительная нагрузка по финансированию составляющих социальной сферы. Так по сравнению с 2004 годом, большое бремя расходов на здравоохранение ложится на бюджеты территорий. В 2005 году финансирование здравоохранение из территориальных бюджетов составит примерно 360 млрд. руб., а из федерального бюджета - 83 млрд. руб. (см. табл.1). Для бюджетов территорий это будет большая нагрузка и она может нарушить исполнение бюджета.