Система экономической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:30, контрольная работа

Описание

Экономический анализ занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений. Информация (informatio) – латинское слово, которое означает разъяснение, осведомление, изложение. Под информацией обычно понимают упорядоченные сообщения о процессах и явлениях, совокупность каких-либо знаний, данных.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 30.06 Кб (Скачать документ)

- сравнение  показателей в динамике с целью  выявления тенденций, закономерностей  в развитии экономического явления;

- сравнение  показателей анализируемого предприятия  со средними значениями по  отрасли;

- сравнение  показателей деятельности изучаемого  предприятия с соответствующими  показателями конкурентов;

- сопоставление  параллельных динамических рядов  для изучения взаимосвязи исследуемых  показателей;

- сопоставление  результатов различных управленческих  решений с целью выбора оптимального  решения;

- сравнение  результатов деятельности до  и после принятия управленческих  решений с целью оценки их  эффективности.

     В экономическом анализе различают  также горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный и многомерный  виды сравнительного анализа.

     Горизонтальный сравнительный анализ применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого, среднего и т. д.).

     Вертикальный сравнительный анализ – для изучения структуры экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в целом, соотношения удельных весов.

     Трендовый анализ – при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года.

     При одномерном сравнительном анализе сопоставляются один или несколько показателей одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

     При многомерном сравнительном анализе проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по нескольким показателям. Многомерный сравнительный анализ используется для определения рейтинга каждого предприятия в совокупности предприятий.

     Обязательным  условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей.

     Группировка. Предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловивших.

  1. Требование к группировке: влияние наиболее существенных признаков группировки определяется на основе предварительного анализа сущности группируемых экономических явлений. Группировочный признак должен быть основным.

     Результатом группировки является построение группировочных таблиц, которые строятся как по одному признаку (простые группировки), так и по нескольким (комбинированные).

     Балансовый  способ. Может применяться в качестве как основного, так и вспомогательного приема экономического анализа.

     В качестве основного балансовый способ используется при изучении показателей, находящихся в балансовой зависимости.

     Как вспомогательный, балансовый способ используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на совокупный результативный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна  отклонению результативного показателя от базового значения, это означает, что расчеты произведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует  о неполном учете факторов или  допущенных в расчетах ошибках.

     Балансовый  способ применяется и для определения  размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных  факторов.

     Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации изменений в динамике. 
 
 

Вопрос  №2: Экономический  анализ и теория познания 

    Теория  познания (гносеология, эпистемология), являясь одним из фундаментальных  методологических разделов философии, изучает возможности и закономерности познания от ощущений, представлений, понятий к объективной реальности, к объективной данности, к действительности; всесторонне исследует этапы, ступени  и формы познавательного процесса, условия и критерии, достигая установления его достоверности и истинности.

    Выступая  в качестве методологической основы всех отраслей науки, теория познания определяет сущность, необходимость  и последовательность экономического анализа.

    Прежде  всего она определяет понятия объекта и субъекта познания. Под первым понимается объективная действительность, практика как чувственнопредметная, материальная деятельность человека, персонифицирующая силу познания, составляющая основу развития человеческого общества. Вторым является сам человек или сообщество людей, все человечество, т.е. живые личности, творчески относящиеся к объекту познания. Только необходимое соотносительно диалектическое единство субъекта и объекта познания обеспечивает его достоверность, его истинность.

    Объектом  познания является практика с ее чувственнопредметным, материальновещественным, жизненносоциальным и природоохранным содержанием.

    Обобщая методы и приемы современной науки, процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как  анализ и синтез, эксперимент, моделирование. Активносоставляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитикосинтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитикосинтезирующим аппаратом.

    Мышление  в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и  анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с  их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и  противоречии. Через суждение, через  понятия чтолибо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению. Здесь уместно подчеркнуть единство индукции и дедукции в процессе аналитических исследований. Ибо целое, хотя оно и состоит из частей, перестает, однако, быть целым, когда его делят. Анализ без синтеза не возможен. Таким образом, умозаключение представляет собой индуктивнодедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

    Процесс мышления, процесс аналитикосинтетической деятельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений. Созерцание, наблюдение, фактофиксация — начальный момент познания, начальный момент анализа. Созерцание — это отдание чести «его величеству господину факту». Факты — это воздух ученого. Множественность фактов — основа всех последующих этапов анализамышления. Единичные факты, важные для ревизии, креминологии, в анализе существенной роли не играют. Созерцание на данном этапе существенно облегчается наличием заранее собранной, систематизированной экономической, маркетинговой информации, прошедшей необходимую сводку и машинную обработку.

    Созерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для  абстрактного научного обобщения на уровне более высоких порядков. Оно представляется сутью теоретического исследования, теоретического анализа собранной ранее информации. Здесь особо проявляется мудрость восточной поговорки: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем».

    На  стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения (здесь вполне применимы способ итераций и метод «Дельфи»). Абстрактное мышление, основанное на объективных данных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии. Это позволяет перейти к обобщенным выводам, к конструированию соответствующих практических предложений, направленных на дальнейшее совершенствование практики. Логика аналитического исследования представляет собой, таким образом, метод восхождения от абстрактного к конкретному, к превращению теоретических положений (если потребуется, то и через дополнительный научный эксперимент) в практические дела.

    Экономический анализ — наука прикладная. Если она, опираясь на теорию познания, обеспечивает практическую полезность, повышает экономическую  эффективность практической деятельности человека, то только в этом случае ее можно считать наукой.

    Эмпирический  и теоретический анализ позволяет  не только рациональнее обосновать текущее или ближайшую перспективу, но и заглянуть за горизонт средней и дальней перспективы. Рационально управлять — значит предвидеть.

      Человек по своей природе запрограммирован  как бы живым аналитикосинтезирующим аппаратом.

    Мышление  в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и  анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с  их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и  противоречии. Через суждение, через  понятия чтолибо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению. Здесь уместно подчеркнуть единство индукции и дедукции в процессе аналитических исследований. Ибо целое, хотя оно и состоит из частей, перестает, однако, быть целым, когда его делят. Анализ без синтеза не возможен. Таким образом, умозаключение представляет собой индуктивнодедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

    Процесс мышления, процесс аналитикосинтетической деятельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений. Созерцание, наблюдение, фактофиксация — начальный момент познания, начальный момент анализа. Созерцание — это отдание чести «его величеству господину факту». Факты — это воздух ученого. Множественность фактов — основа всех последующих этапов анализамышления. Единичные факты, важные для ревизии, креминологии, в анализе существенной роли не играют. Созерцание на данном этапе существенно облегчается наличием заранее собранной, систематизированной экономической, маркетинговой информации, прошедшей необходимую сводку и машинную обработку.

    Созерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для  абстрактного научного обобщения на уровне более высоких порядков. Оно представляется сутью теоретического исследования, теоретического анализа собранной ранее информации. Здесь особо проявляется мудрость восточной поговорки: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем».

    На  стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения (здесь вполне применимы способ итераций и метод «Дельфи»). Абстрактное мышление, основанное на объективных данных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии. Это позволяет перейти к обобщенным выводам, к конструированию соответствующих практических предложений, направленных на дальнейшее совершенствование практики. Логика аналитического исследования представляет собой, таким образом, метод восхождения от абстрактного к конкретному, к превращению теоретических положений (если потребуется, то и через дополнительный научный эксперимент) в практические дела.

    Экономический анализ — наука прикладная. Если она, опираясь на теорию познания, обеспечивает практическую полезность, повышает экономическую  эффективность практической деятельности человека, то только в этом случае ее можно считать наукой.

    Эмпирический  и теоретический анализ позволяет  не только рациональнее обосновать текущее или ближайшую перспективу, но и заглянуть за горизонт средней и дальней перспективы. Рационально управлять — значит предвидеть.

Информация о работе Система экономической информации