Система налогообложения в Республике Беларусь и пути ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:01, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в Республике Беларусь и путей ее развития.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
1)изучить сущность и условия применения упрощенной системы налогообложения, а также ее виды;
2)исследовать определение средней численности работников и валовой выручки для целей перехода на упрощенную систему налогообложения;
3)проанализировать особенности определения налоговой базы при упрощенной системе налогообложения;
4) выявить особенности, преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения;
5)разработать выводы и предложения, направленные на совершенствование налогового законодательства.

Работа состоит из  1 файл

Экономик (1).docx

— 44.71 Кб (Скачать документ)

 Таким образом, допускается  одновременное применение при  ведении раздельного учета ставок 8% без уплаты НДС с использованием  в качестве налоговой базы  валовой выручки и 15%  без  уплаты НДС с использованием  в качестве налоговой базы  валового  дохода.

 Организации и индивидуальные  предприниматели обязаны предоставлять  в налоговые органы налоговую  декларацию (расчет) по налогу при  упрощенной системе не позднее  20-го числа месяца, следующего  за истекшим отчетным периодом, т.е. либо ежемесячно, либо раз  в квартал с нарастающим итогом  с начала налогового периода.

 Уплата налога в  бюджет также производится не  позднее 22-го числа месяца, следующего  за истекшим отчетным  периодом.

 Также необходимо отметить, что в 2009 году размер валовой  выручки, установленный в качестве  критерия для применения упрощенной  системы налогообложения, не индексируется.

Последние изменения были внесены Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 592.

С 1 января 2011г. вступили в  силу изменения (Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 №174-З "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь") в Налоговый кодекс Республики Беларусь:

  1. Увеличен критерий валовой выручки. Сумма валовой выручки увеличена до 3 090 150 000 руб. При соблюдении данного показателя за 9 месяцев 2011 года индивидуальные предприниматели и организации (при одновременном соблюдении критерия средней численности работников не более 100 человек) имеют право с 01.01.2012 перейти на УСН. Следует заметить, что для перехода на УСН с 01.01.2011 сумма валовой выручки за 9 месяцев 2010 года не должна превышать 2 861 250 000 руб. С 1 090 000 000 руб. до 1 177 200 000 руб. увеличивается критерий валовой выручки, соблюдение которого дает право организациям и индивидуальным предпринимателям применять УСН без уплаты НДС.

Увеличен также до 4 120 200 000 руб. критерий валовой выручки, при превышении которого плательщики обязаны прекратить применение УСН и перейти на общий порядок уплаты налогов, сборов (пошлин). В 2010 году его величина составляла 3 815 000 000 руб.

Что касается второго условия  применения УСН для организаций, то величина критерия средней численности  – не более 100 человек – не изменилась.

  1. Уменьшено количество сборов, уплачиваемых при УСН.
  2. Изменен перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не вправе применять УСН. Данный перечень пополнили организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в рамках холдинга, а также ломбарды, осуществляющие сдачу не выкупленных ювелирных изделий залогодателями в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь. Исключены из данного перечня страховые брокеры. Все остальные страховые организации, как и ранее, применять УСН не могут.
  3. Выручка от реализации (погашения) ценных бумаг не облагается налогом при УСН независимо от наличия раздельного учета выручки и затрат по видам деятельности. В 2011 году выручка от реализации (погашения) ценных бумаг, прибыль от которых облагается налогом на прибыль, не включается в валовую выручку налога при УСН независимо от наличия либо отсутствия раздельного учета выручки и затрат по видам деятельности.
  4. Установлены особенности исчисления и уплаты НДС, определения налоговой базы налога при УСН при осуществлении деятельности по договору доверительного управления (особенности определения названных показателей верителем и доверительным управляющим).
  5. С 01.01.2011 в отношении выручки, полученной от реализации услуг за пределы Республики Беларусь, также применяется ставка в размере 3%. До 2011 года ставка в таком размере применялась только в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь.
  6. Изменен порядок налогообложения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав при переходе с УСН с НДС (без НДС) на УСН без НДС (с НДС). До 2011 года при переходе с УСН с уплатой НДС на УСН без уплаты НДС и наоборот выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определялась в порядке и на условиях, применявшихся на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Применялась данная норма плательщиками налога при УСН, определяющими выручку по мере оплаты. В связи с исключением данной нормы из НК при переходе с УСН с уплатой НДС (без уплаты НДС) на УСН без уплаты НДС (с уплатой НДС) следует руководствоваться общими нормами определения и налогообложения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав при УСН, а также п. 8 ст. 3 НК.
  7. Исключено требование о наличии раздельного учета покупной стоимости материалов и запасных частей при выполнении работ (оказании услуг) физическим лицам.
  8. Дополнен перечень объектов учета для организаций, ведущих книгу учета доходов и расходов. Учет плательщиков налога при УСН без уплаты НДС, ведущих книгу учета доходов и расходов, с 01.01.2011 дополнен учетом сырья и материалов, основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств – членов таможенного союза. Такой учет необходим плательщикам налога при УСН в целях уплаты косвенных налогов и статистического декларирования вышеперечисленных объектов при ввозе их из стран таможенного союза (Российской Федерации и Республики Казахстан).

Таким образом, изменения  в упрощенную систему налогообложения  значительным образом облегчают  жизнь субъектам хозяйствования, перешедшим на её применения.

 Конечно же, на практике  возникают вопросы, касающиеся  порядка применения данной системы,  однако, несмотря на это, принятые  новшества упрощенного налогообложения,  несомненно, являются положительной  тенденцией в поддержке развития  предпринимательства.

 

2.2 Упрощенная система налогообложения в Республике Беларусь на современном этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПРЕИМУЩЕСТВА  И НЕДОСТАТКИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

 

3.1 Преимущества применения упрощенной системы налогообложения

 

Упрощенная система налогообложения  задумывалась в целях поддержки  субъектов малого предпринимательства. Об этом не раз заявляли и высшие органы государственной власти.

В связи с чем, стоит начать с того, что упрощенная система налогообложения – это уже и есть само преимущество для определенного числа субъектов бизнеса, т.к. применение этой системы во многом сокращает затраты на налоги и сборы и помогает развивать отдельные виды предпринимательской деятельности. Малому бизнесу просто необходима была поддержка со стороны государства в виде льгот, которые бы помогли сократить расходы и увеличить за счет этого доходы организации.

Значительным преимуществом  упрощенной системы налогообложения  является то, что организация может  перейти на этот режим в добровольном порядке. Так, например, организация  может попробовать этот режим, если она, конечно, попадает по всем параметрам в ту группу, которая может перейти  на "упрощенку", и если ей это невыгодно, она может сменить режим. В соответствии с НК Республики Беларусь, организация имеет право перейти на "упрощенку" либо сменить этот режим другим с начала года. При этом подать заявление организация или индивидуальные предприниматели обязаны с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, когда организация хочет применять УСН. Правда, если организация нарушает одно из условий применения УСН, то ей следует перейти на общий режим в месяце, следующий за тем, в котором были выявлены нарушения.

Организации и индивидуальные предприниматели, претендующие на применение упрощенной системы со дня их государственной  регистрации, в течение двадцати рабочих дней со дня государственной  регистрации должны подать в налоговый  орган по месту постановки на учет заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее сведения о списочной  численности работников организации  и выбранной налоговой базе (налоговых  базах).

Вторым очень существенным плюсом является то, что организация может  сама выбрать базу, которую она  будет применять для исчисления единого налога.

В соответствии со ст.288 особенной  части Налогового кодекса Республики Беларусь налоговая база налога при упрощенной системе определяется исходя из валовой выручки, определяемой как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов.

Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 3 400 000 000 белорусских рублей в год, осуществляющие розничную торговлю и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, определяемый как разница между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за отчетный период.

Несомненно, одним из главных преимуществ  является возможность уплачивать только один налог вместо целой группы налогов и платежей (НДС, налог на прибыль, единый платеж, налог на недвижимость и др.), что ведет к упрощению процесса заполнения налоговых деклараций, уменьшению количества платежных поручений, высвобождению времени бухгалтера.

Еще одним преимуществом является то, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения соблюдая некоторые ограничения относительно численности работников и размера валовой выручки, получают возможность, как уже отмечалось выше, не вести традиционный бухгалтерский учет совершаемых хозяйственных операций, а также не составлять бухгалтерскую отчетность по общеустановленным формам.

Отметим, что указанное  не касается республиканских и коммунальных унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.

Также к преимуществам упрощенной системы налогообложения следует:

- организации со средней численностью работников, не превышающей 15 человек, применяющие упрощенную систему налогообложения, представляют государственную статистическую отчетность по упрощенной форме;

- организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость, освобождаются от необходимости выписки счетов-фактур по НДС, что существенно сокращает документопотоки и высвобождает время работников бухгалтерской службы;

- налог организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость, уплачивается ежеквартально. Таким образом, повышается оборачиваемость оборотных средств, экономится время на подготовку и сдачу отчетов.

 

 

 

3.2 Недостатки использования упрощенной системы налогообложения

 

Здесь я хотела бы рассмотреть  недостатки использования УСН. Конечно, не смотря на то, что достоинств этой системы действительно много, о  недостатках не сказать нельзя, т.к. они значительны.

К недостаткам упрощенной системы налогообложения можно  отнести:

  1. Не все субъекты хозяйствования вправе принимать упрощенную систему налогообложения, т.е. в Налоговом кодексе Республики Беларусь существует перечень субъектов, которые не имеют право применять упрощенную систему налогообложения;
  2. Субъектам, применяющим упрощенную систему налогообложения, необходимо постоянно следить за размером валовой выручки и среднесписочной численностью работников. При превышении рассмотренных в материале показателей субъекты будут обязаны отказаться либо от определенных условий применения упрощенной системы налогообложения и перейти на иные, либо вовсе начать применять общую систему налогообложения. Такой переход и возникающие при этом вопросы, связанные с налогообложением и бухгалтерским учетом, зачастую пугают субъектов хозяйствования;
  3. Переход на упрощенную систему налогообложения требует осуществления ряда подготовительных мероприятий: недопущение превышения средней численности работников за отчетный период свыше 100 человек и недопущения превышения размера валовой выручки свыше норм, установленных законодательством.

Также немаловажную роль играет срок, в который субъект, желающий перейти на упрощенную систему налогообложения, обязан предоставить в налоговый орган все необходимые документы (с 1 октября по 30 ноября). В случае пропуска данного срока организация имеет право перейти на упрощенную систему только через год.

Хозяйственная деятельность каждой организации отличается уникальной структурой затрат и составом доходов. Поэтому оценить целесообразность перехода на упрощенную систему налогообложения  можно, лишь сопоставив общую сумму  налогов, которую эта организация  уплачивает за отчетный период в рамках общего порядка налогообложения, с  суммой налогов, которую он будет  уплачивать в случае перехода на упрощенную систему.

Проанализировав все преимущества и недостатки упрощенной системы  налогообложения необходимо сказать  следующее:

  1. Преимущества однозначно преобладают над недостатками;
  2. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения имеют возможность самостоятельно выписывать счет-фактуры и вести налоговый учет, не прибегая к услугам бухгалтера, тем самым экономят свое время и материальные средства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Информация о работе Система налогообложения в Республике Беларусь и пути ее развития