Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:17, реферат
Как известно, государству принадлежит одна из главных ролей в системе обеспечения стабильного функционирования современной экономики. Государственное регулирование экономики представляется собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям .
Введение………………………………………………………………2
1. Меркантилизм……………………………………………….…....3
2. ИДЕИ МЕРКАНТИЛИЗМА В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………….….…6
3.Современное положение меркантилизма………………………………….8
4.Классическая школа……………………………………………...9
5.Классическая школа А.Смита…………………………………..14
Заключение………………………………………………………….16
Список Литературы…………………………………………………17
Общий смысл этой концепции состоит в том, что, если правительства различных стран не налагают каких-либо ограничений на внешнюю торговлю друг с другом (пошлины, законодательные запреты на экспорт или импорт и т.д.), экономика каждой страны начинает постепенно специализироваться на производстве тех товаров, изготовление которых требует меньших затрат рабочего времени. Это приводит к более эффективному использованию ресурсов и обеспечивает более высокий объем производства, чем до специализации. Продавая часть дополнительно произведенной продукции, нация может приобретать больше тех товаров, которые сама не производит. При этом все участники внешней торговли оказываются в выигрыше. Следовательно, свободная торговля позволяет странам потреблять не меньшее (а возможно, и большее) количество товаров, чем до специализации, минимизируя расходы рабочего времени, необходимые для создания данного объема товаров.
Практическая проблема, которая вытекала из теории "относительных издержек", состояла в том, чтобы, во-первых, законодательными методами снять большинство ограничений на внешнюю торговлю в Великобритании и, во-вторых, убедить или заставить сделать то же самое правительства других стран, с которыми торгуют английские предприниматели. Нельзя сказать, что правительство Великобритании преуспело в практической реализации теории Д. Рикардо, так как оно само периодически вводило ограничения на импорт различных товаров, идя на поводу у различных слоев общества. Но на официальном уровне по отношению к другим государствам Европы фритредерство стало своеобразным знаменем английской политики в XIX веке.
Четвертый представитель классической школы - Дж. С. Милль - получил поразительное по объему и содержанию образование и свои первые работы по экономической теории опубликовал уже в 16 лет. Современники называли его мыслящей машиной. Дж. С. Милль служил вначале в Ост-Индской компании, затем был членом парламента, однако все свободное время, а он работал по 14 часов в сутки, уделял интеллектуальной деятельности. Им было опубликовано множество работ по философии, социологии и экономике. Венцом его научной деятельности стала объемная книга "Принципы политической экономии" (1848), которая во второй половине XIX века была энциклопедией и основным учебным пособием по экономической теории в большинстве стран мира.
Сам Милль старался всячески избегать упоминаний о своем вкладе в разработку экономической теории классического толка и видел свою задачу лишь в написании обновленного, более систематизированного варианта работ своих предшественников с учетом нового уровня научных знаний и передовых для его времени идей. Поэтому многими теоретиками "Принципы политической экономии" Милля рассматриваются в лучшем случае как талантливая компиляция. В действительности же им было высказано много очень тонких и ценных идей, мыслей, замечаний по поводу классического наследия и заложены основы ряда фундаментальных понятий и положений, которых не было у предшественников и которые стали активно использоваться в экономических теориях уже в XX веке. Необходимо отметить, что наследие классической школы гораздо разнообразнее и может быть представлено еще добрым десятком имен теоретиков этого направления.
Также необходимо отметить, что во второй половине XIX века единый поток экономической теории как бы разделился на два самостоятельных потока. С одной стороны, выделилось такое направление экономического анализа, которое впоследствии получило обобщенное название марксизма. С другой стороны, появляется так называемая маржинальная теория, которая затем превращается в крупнейшую неоклассическую школу.
4.КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА АДАМА СМИТА
Рассмотрим идеи классической школы.
Как говорилось выше, меркантилизм явился
точкой отсчета новых экономических учений.
Классическую школу политической экономии
можно отнести к числу зрелых направлений
экономической мысли. Она развивалась
в эпоху промышленного переворота
и выражала интересы промышленной буржуазии.
Эта школа подвергла пересмотру теории
своих предшественников, в частности меркантилистов
– идеологов торгового капитала. Экономические
идеи классической школы остаются актуальными
и в современной экономике. Классическое
направление экономической мысли берет
свое начало в XVII веке, а в XVIII – начале
XIX века достигает расцвета.
Родоначальником классической школы считается
Адам Смит. В одном из своих трудов – «Исследование
о природе и причинах богатства народов»
Смит утверждает, что экономика подчиняется
определенным правилам и функционирует
по определенным закономерностям, хотя
и не имеет единого центра управления
[18]. Также представители классической
школы – А. Смит и Д. Рикардо – обосновывали
лозунг «экономической свободы» и высказывались
за ограничения вмешательства государства
в экономическую жизнь. Он разработал
и представил экономическую картину общества
как систему.
По мнению А.Смита, государство должно
выполнять три основные обязанности:
– ограждать общество от насилия и вторжений
других независимых обществ;
– ограждать по мере возможности каждого
члена общества от несправедливости и
угнетения со стороны других его членов,
или установить хорошее отправление правосудия;
– создавать и содержать определенные
общественные сооружения и учреждения,
создание и содержание которых не может
быть в интересах отдельных лиц или небольших
групп, и затраты на которые не могут быть
покрыты частными лицами [9].
А. Смит, при описании системы рыночной
экономики, доказал, тот факт, что стремление
предпринимателя к достижению прежде
всего личных интересов является основной
движущей силой экономического прогресса,
и в конечном итоге увеличивается благосостояние,
не только его самого, но и общества в целом
[14].
Согласно А. Смиту, рыночная система имеет
способность к саморегулированию.
Одной из главных идей учения А. Смита
была идея о сокращении влияния государства
на экономику, что будет способствовать
ее более эффективному функционированию.
А. Смит считал, что рынку должна быть предоставлена
полная свобода, поскольку он, то есть
рынок, является главным регулятором.
К сожалению, использование рыночного
механизма не решает всех проблем. Рыночный
механизм не всегда реагирует на явления,
которые стали настоящей бедой для человечества,
а также рынку свойственна монополизация.
Таким образом, контроль над внешними
эффектами можно осуществлять, опираясь
на контроль государства, то есть государство
должно создавать законодательную базу,
в том числе и антимонопольное законодательство,
которое будет эффективно применяться
на практике.
Смит не первый стремился развеять экономические
заблуждения относительно политики меркантилизма,
но именно ему удалось систематизировать
свои взгляды и убеждения и применять
их в действительности. Смит защищал свободную
торговлю и невмешательство государства
в экономику – «свободное распоряжение
своим трудом является наиболее священным
и неприкосновенным видом собственности»;
считал, что функции государства нужно
минимизировать и свести только к задачам
общей безопасности страны от внешних
врагов.
Итак, представители классической школы,
создавшие теорию рыночного равновесия
и сформулировавшие закономерности оптимального
режима хозяйствования, стояли на позициях
саморегулирования рыночной системы,
и считали помощь государства излишней.
Логические заключения Смита и его последователей
привели к заключению о том, что для стабильного
функционирования экономики наиболее
подходящей является политика «государственного
невмешательства».
Однако экономические сдвиги конца ХIХ
- начала ХХ века повлекли за собой развитие
массового производства, увеличение товарных
сделок, обострение конкуренции и заставили
обратить внимание неоклассиков на возможные
так называемые «сбои рынка», с которыми
он самостоятельно справиться не может.
К причинам, вызывающим «сбои рынка», относятся
внешние эффекты, необходимость создания
общественных благ.
Это вынуждало к усилению поддерживающих
и корректирующих мер государства. Задачей
последнего стало создание соответствующей
инфраструктуры, то есть обеспечение системой
институтов, правовых норм и общественных
благ внутренней и внешней безопасности
экономического развития, устойчивости
национальной валюты. Такая инфраструктура
нужна рыночному механизму для более эффективной
его самореализации.
Заключение
Из вышеизложенного мы видим, что
меркантилизм в западноевропейских
странах соответствует периоду
начала развития капиталистических
отношений, тогда как в России
- лишь позднему этапу развития феодализма.
Российский меркантилизм сочетает
в себе как черты, характерные для западноевропейского
меркантилизма (в общих чертах он повторяет
выводы западноевропейских меркантилистов),
так и отражение специфических особенностей
развития России.
Исторические условия возникновения и
развития идей меркантилизма в России:
феодальная зависимость крестьянства,
натуральное хозяйство, постепенное развитие
торговли с зарубежными странами и внутри
страны. Особенность состоит в том, что
российские меркантилисты, наблюдая экономику
России и отмечая значение торговли (в
том числе внешней), никогда не считали
ее единственным источником богатства,
а обращали внимание на значение сельского
хозяйства и всевозможных промыслов и
обрабатывающих производств, что в известной
мере роднит их с физиократами.
Наиболее яркими примерами школы меркантилизма
в России можно считать экономические
воззрения А.Л. Ордын-Нащокина (ок. 1605-1686),
Ю. Крижанича (1617-1683) и И.Т. Посошкова (1652-1726).
Оригинальны и злободневны выводы Ю. Крижанича
относительно развития отдельных отраслей
экономики, роли государства в народнохозяйственной
жизни, налогообложения населения, порчи
монеты.
Наиболее зрелыми являются воззрения И.Т. Посошкова. Они соответствуют
более позднему этапу развития России
и совпадают с эпохой петровских преобразований.
В работе И.Т. Посошкова «Книга о скудости
и богатстве» содержится анализ экономических
проблем России того времени. Непременно
следует отметить, что достоинством этой
работы является комплексная программа
экономического переустройства страны.
Особо следует обратить внимание на предложения
Посошкова, касающиеся развития производства,
торговли, сельского хозяйства, денежной
системы, а также его оценку крепостничества.
Список Литературы :
1. Андрианов
В. Государственное управление: мировой
опыт и российские реалии //Общество и
экономика. – 2001. - № 11-12.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.
Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело Лтд», 1994.
– 720 с.
3. Курс экономической теории: Учебник
– 5-е дополненное и переработанное издание
/Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой
Е.А.–Киров: «АСА», 2002. – 832 с.
4. Лившиц В. Роль государства в современной
экономической системе /Вопросы экономики.
– 1993. - №11.
5. Маконнел К.П., Брю С.Л. Экономикс. Принципы,
проблемы и политика. Т.1. – М.: Республика,
1992.
6. Мамедов О. Современная экономика. Лекционный
курс: Учеб. пособие /Под ред. д.э.н. Мамедова
О. – Ростов на Дону: «Феникс», 2002 – 544 с.
7. Микроэкономика /Под ред. Пиндайк Р.,
Рубинфельд Д. – М.: Экономика, Дело, 1992.
8. Микроэкономика. Теория и российская
практика: Учебник /Под ред. Грязновой
А.Г. и Юданова А.Ю. 2-е изд. М.: – ИТД КноРус,
2001.
9. Нестерова А.Д. Государственное регулирование
экономики: Курс лекций / Калининградский
ун-т. – Калининград, 1997. - 63 с.
10. Политэкономия (история экономических
учений, экономическая теория, мировая
экономика) /Под ред. Д. В. Валового. – М.,
1999.
11. Сажина М.А. Научные основы экономической
политики государства: Учебное пособие.
М.: – Норма, 2001.
12. Талапина Э. Вопросы правового регулирования
экономической функции государства //Государство
и право. – 1999. - № 11. – C. 73-79.
13. Экономика: методические рекомендации
для студентов неэкономических специальностей
/Сост. С.В. Бык, М.В. Зибарев-Орск: Изд-во
ОГТИ, 2002.–75 с.
14. Экономика: Учебник /Под ред. Райзберга
Б.А. – М: Инфра-М, 1997. – 720с.
15. Экономическая теория: Учебник /Под
общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина,
Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра - М, 2002 – 714 с.
16. Экономическая теория: Учебник – 8-е
изд., перераб. и доп. /Под ред. В.Д. Камаева.
– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. –
640 с.
17. Экономические теории и школы (история
и современность): Курс лекций /Бартенев
С.А. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 352 с.
18. Ясин Е. Функции государства в рыночной
экономике //Вопросы экономики. – 1997. -
№ 6. – C. 13-21.