Система регулирования отношений предпринимателя с государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 09:03, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение такого важного явления, как система регулирования отношений предпринимателя с государством.

В рамках достижения поставленной цели были намечены следующие задачи, которые будут решены в ходе рассмотрения темы:

1) Изучение регулирования деятельности предпринимателей со стороны государства, а именно, рассмотрение видов, форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности;

2) Рассмотрение антимонопольного регулирования предпри-нимательской деятельности, как разновидности систем регулирования отношений предпринимателя с государством.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1 Регулирование деятельности предпринимателей со стороны государства……………………………………………………………………...4

1.1 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………………………………….4

1.2 Основные направления в государственном регулировании …………….7

1.3 Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………………………………….8

2 Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности ...9

2.1 Становление и развитие антимонопольного законодательства. Антимонопольное регулирование …………………………………………....9

2.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики ……………………………………………..11

Заключение ……………………………………………………………………15

Глоссарий ……………………………………………………………………..16

Список литературы …………………………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Д. СЕРИКБАЕВА

Кафедра «Экономическая теория и инженерная педагогика» 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине: «Управление экономикой Казахстана»

На тему: «Система регулирования отношений предпринимателя с государством» 
 
 
 
 
 

Выполнил: ст.гр. 08-БЭ-2

                        Нечкина О.

Проверил:

Пестунова Г.Б. 
 
 
 
 

Усть-Каменогорск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………...3

1 Регулирование  деятельности предпринимателей со стороны государства……………………………………………………………………...4

1.1 Виды  и формы государственного регулирования  предпринимательской деятельности…………………………………………………………………….4

1.2 Основные  направления в государственном  регулировании …………….7

1.3 Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………………………………….8

2 Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности ...9

2.1 Становление  и развитие антимонопольного  законодательства. Антимонопольное  регулирование …………………………………………....9

2.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики ……………………………………………..11

Заключение  ……………………………………………………………………15

Глоссарий ……………………………………………………………………..16

Список  литературы …………………………………………………………...18

 

ВВЕДЕНИЕ

    Учитывая  развитие предпринимательства в  Казахстане, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства.

    Связь предпринимательства [1] с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития казахстанской экономики. Актуальность выбранной темы заключается в том, что постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в Казахстане превратилась в одну из основных экономических функций государства.

    Данная  работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух частей, в которых находит свое отражение рассмотрение темы реферата, заключения, глоссария и списка использованной литературы. 

     Целью данной работы является рассмотрение такого важного явления, как система регулирования отношений предпринимателя с государством.

      В рамках достижения поставленной цели были намечены следующие задачи, которые будут решены в ходе рассмотрения темы:

      1) Изучение регулирования деятельности  предпринимателей со стороны государства, а именно, рассмотрение видов, форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности;

      2) Рассмотрение антимонопольного  регулирования предпри-нимательской деятельности, как разновидности систем регулирования отношений предпринимателя с государством.

 

     1 Регулирование деятельности  предпринимателей  со стороны государства 

    1.1 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности 

    Государственное регулирование - комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

    Цель  государственного регулирования предпринимательской деятельности [2] хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

    1) создание условий цивилизованного  функционирования рынка:

    - определение формы собственности [3] хозяйствующих субъектов и правил управления;

    - создание механизма обеспечения  исполнения хозяйственных договоров;

    - предупреждение споров между  хозяйствующими субъектами и  разрешение их в судебном порядке;

    - защита интересов и прав потребителей  продукции хозяйствующих субъектов;

    - установление денежной системы [4];

    - установление стандартов и мер  на продукцию.

    2) стратегическое планирование науки  и научно-технического прогресса;

    3) решение макроэкономических проблем:

    - объем национального производства;

    - пропорциональность развития экономики;

    - темпы экономического роста;

    - внешнеэкономический баланс страны;

    - уровень занятости трудоспособного  населения страны;

    - социальная защита.

    Специфика рыночных отношений, так же как и  вид субъекта предпринимательской  деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

    При выборе средств государственно-правового  воздействия на рыночные отношения  имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

    Государственно-правовому  регулированию [5] в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:

    - характер рыночных отношений;

    - характер правовых связей между  хозяйствующими субъектами;

    - общесоциальные факторы;

    - общеэкономические условия;

    - общеполитические факторы.

    Рынок - система экономических отношений  между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку  эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого  государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.

    Контроль  и последующее государственное  регулирование в предпринимательской  сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

    К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.

    Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной  форме как в процессе правотворческой  деятельности, так и в ходе реализации права.

    Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:

    - предупреждением экологических  катастроф и решением экологических  проблем, порождаемых свободой  выбора субъектами сферы экономической  деятельности;

    - борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;

    - предотвращением экономических  кризисов, социальных потрясений;

    - контролем за использованием  общенациональных ресурсов;

    - социальной защитой наименее  обеспеченных слоев населения.

    На  практике и в теории многие считают, что характер отношений между государством и субъектом предпринимательской деятельности представляется как партнерство [6]. На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, - идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач. 

    1.2 Основные направления в государственном  регулировании 

    Основные  направления в государственном  регулировании рыночных отношений  следующие:

    1. Установление целей развития  рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны.

    2. Государственное законодательство закрепляет и гарантирует все формы собственности и их равенство.

    В обществе существуют две формы управления: государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы  и т. д.).

    Государственное управление в широком смысле - это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органон власти.

    Принципы  государственного управления: народовластие, подзаконный характер действия (на основе закона), распорядительный характер (исполнительная власть - материальные ресурсы), юридически властный характер, разделение властей.

    Функции государственного управления:

    - прогнозирование;

    - планирование (план-закон принимается  законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение);

    - нормативное регулирование;

    - методическое руководство;

    - подбор и расстановка кадров;

    - материально-техническое обеспечение;

    - финансирование;

    - информационное обеспечение;

    - оперативное управление собственностью;

    - учет и контроль. 

    1.3 Методы государственного регулирования  предпринимательской деятельности 

    Методы  государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются  в следующих формах:

    -   убеждением;

    - принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная и административная) в свою очередь методы государственного регулирования делятся на:

Информация о работе Система регулирования отношений предпринимателя с государством