Система регулирования отношений предпринимателя с государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 09:03, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение такого важного явления, как система регулирования отношений предпринимателя с государством.

В рамках достижения поставленной цели были намечены следующие задачи, которые будут решены в ходе рассмотрения темы:

1) Изучение регулирования деятельности предпринимателей со стороны государства, а именно, рассмотрение видов, форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности;

2) Рассмотрение антимонопольного регулирования предпри-нимательской деятельности, как разновидности систем регулирования отношений предпринимателя с государством.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1 Регулирование деятельности предпринимателей со стороны государства……………………………………………………………………...4

1.1 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………………………………….4

1.2 Основные направления в государственном регулировании …………….7

1.3 Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………………………………….8

2 Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности ...9

2.1 Становление и развитие антимонопольного законодательства. Антимонопольное регулирование …………………………………………....9

2.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики ……………………………………………..11

Заключение ……………………………………………………………………15

Глоссарий ……………………………………………………………………..16

Список литературы …………………………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

    1) административные (запрет, юридическая  ответственность, принуждение к  действиям) - прямое регулирование;

    2) экономические (цены, тарифы, квоты,  налоги, лицензии) - косвенное регулирование.

    Следует отметить, что на современном этапе  развития рыночных отношений в государстве  произошел отрыв экономических  методов от административных. Кроме  того, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер.

    3) морально-политические (убеждение,  массовая информация).

 

2 Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности 

    2.1 Становление и развитие антимонопольного законодательства. Антимонопольное регулирование. 

    Антимонопольное  законодательство  в   Республике   Казахстан   имеет недолгую историю и  находится  на  пути  становления.  Практически  во  всех сферах  экономики оно требует доработанности.  В  настоящее  время  правовую основу антимонопольного законодательства составляют:

          1) Конституция Республики Казахстан от 30 вгуста 1995 г.;

        2) Закон Республики Казахстан  «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 07 июля 2006 г. ;

          3)  Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от  9  июля 1998г.;

          4) Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции»  от  9 июля 1998г.;

          5) Закон  Республики Казахстан  «О  защите  прав  потребителей» от 25 июля 1996 г;

          6) Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 г;

          7) Указы Президента Республики Казахстан;

          8)  Постановления Правительства  Республики  Казахстан,  нормативные документы межведомственного характера.

           Указанные  нормативно-правовые  акты   обеспечивают   антимонопольное регулирование,  формами   которого   является    нормативное    и   правовое воздействие. Нормативное   регулирование  -  это  правовой  режим  поведения хозяйствующих  субъектов  на  рынке  и  государственный  контроль  за   ним.

    Правовое  воздействие  состоит  в  воздействии   на   правоотношения   между субъектами предпринимательской деятельности с помощью правовых норм.

           Так, ст.26 Конституции РК утверждает  правовые  основы,  регулирующие развитие  конкуренции,  определяет,  что  «каждый  имеет  право  на  свободу предпринимательской деятельности, свободное использование  своего  имущества для  любой  законной  предпринимательской  деятельности.   Монополистическая деятельность  [7] регулируется  и   ограничивается   законом.   Недобросовестная конкуренция запрещается».

           07 июля 2006 года. в Казахстане принят Закон «О  развитии  конкуренции  и ограничении монополистической деятельности». Данный  закон  принят  в  целях поддержания и развития конкуренции [8], защиты интересов потребителей. Акты  антимонопольного  законодательства   регулируют   отношения   в различных сферах экономики: в  сфере  естественной  монополии [9],  конкурентной сфере и государственной монополии [10].

       Так, Закон Республики Казахстан  «О естественных монополиях»,  принятый Парламентом Республики  Казахстан  9  июля  1998 года  регулирует  деятельность субъектов  естественной   монополии.   Закон   Республики   Казахстан     «О недобросовестной  конкуренции»  от  9  июля  1998 года   определяет   действия, признающиеся   недобросовестной   конкуренцией [11],    устанавливает    механизм предотвращения  и   устранения   недобросовестной   конкуренции,   а   также ответственность за недобросовестные действия. Закон Республики Казахстан  «О защите прав потребителей» закрепляет правовые,  экономические  и  социальные основы, а также гарантии защиты прав потребителей.

       Таким образом, антимонопольное  законодательство  -  это  совокупность нормативно-правовых  актов,  целью  реализации  которых  является   развитие конкуренции,  предупреждение,  ограничение  и  пресечение  монополистической деятельности  и  недобросовестной  конкуренции,  регулирование  деятельности субъектов естественной монополии и защиты прав потребителей.

       Антимонопольное   регулирование   -   это   комплекс   экономических,

административных и  законодательных  актов,  осуществляемых  государственным органом с целью обеспечения условий для   развития  рыночной  конкуренции  и ограничения     монополистической      деятельности.      Антимонопольное регулирование включает ценовую  политику [12] в сфере естественных  монополий. Кроме  того,  антимонопольное  регулирование  –  это  властная  деятельность антимонопольного органа по подготовке и принятию индивидуального решения  по конкретному юридическому делу на  основе  юридических  фактов  и  конкретных правовых норм.

       Антимонопольное регулирование   имеет следующие признаки:

      1) осуществляется  уполномоченным  органом  –  Агентством  Республики Казахстан  по   регулированию   естественных   монополий,   защите конкуренции и поддержки малого бизнеса, который наделен  функциями государственного управления;

      2) установлением конкретных правовых  последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности субъектов;

      3)  завершается  вынесением  индивидуального  юридического   акта    –предписания или решения.

       Формы  и  методы   государственного   антимонопольного   и   ценового регулирования деятельности субъектов во всех  сферах экономики  различны,  а их  совокупность составляет ценовую и антимонопольную политику. 

    2.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики 

       Один из основополагающих принципов  рыночной  экономики  -   свободная конкуренция.  Основное  содержание  конкуренции  –  борьба  за  потребителя, полное удовлетворение  его  потребностей.  Конкурентная  сфера  экономики  – рынки,  где  в  силу  технологических,  экономических  и  социальных  причин наиболее целесообразной формой организации рыночного  пространства  являются отношения свободной конкуренции хозяйствующих субъектов.

       Основными признаками конкурентной  сферы экономики являются:

       -  наличие  множества  самостоятельных   субъектов  -   производителей

товаров и  услуг  и  их  потребителей,  строящих  свои  отношения  в  рамках действующего в республике законодательства;

       - полная либерализация цен на  товары  и  услуги,  обеспечивающая  их свободное формирование на  основе  принципов  рыночной  экономики  с  учетом складывающихся спроса и предложения.

       Антимонопольное  регулирование   в   конкурентной   сфере   экономики предполагает  соответствующую  ценовую   политику   –   либерализацию   цен [13], поощрение конкуренции. В  отличие  от  категории  естественной  монополии  в конкурентной    сфере    экономики      провозглашен     принцип     свободы предпринимательской  деятельности.  Конституция  и  Гражданский  кодекс   РК исходят из принципа свободы  предпринимательской  деятельности,  однако,  не исключают  ограничений  тех  правомочий  хозяйствующих  субъектов,   которые вытекают из этого принципа. При этом предполагается, что  такие  ограничения (запреты)  должны  содержаться в законодательных   и   нормативных   актах Республики Казахстан.

       В  конкурентной  сфере  экономики   имеются  хозяйствующие   субъекты, занимающие доминирующее положение на  рынке  и  не  занимающие  доминирующее положение.

       Монополия  —  это  ситуация  на  рынке  с  абсолютным   преобладанием единоличного производителя или продавца продукции, при  которой  отсутствует конкуренция. Одним из способов  ограничения  монополизма  [14] является  развитие конкурентных рынков товаров, работ и услуг, которые  можно  подразделить  на следующие типы:

       - рынок  свободной   конкуренции,  где    производители,   продавцы   и

покупатели  имеют равные права и возможности;

       - рынок   несовершенной   конкуренции,   который,   в   свою   очередь,

подразделяется  на рынки чистой  монополии,  олигополии  и  монополистической конкуренции. На первых  этапах  развития  рыночных  отношений   конкуренция отсутствовала.

       Государственное регулирование  в конкурентной сфере  сводится  лишь  к ограниченному  набору  действий,  направленных  на  обеспечение   соблюдения правил свободной конкуренции  всеми  субъектами  рынка  независимо  от  форм собственности и структурно-правовых форм организации деятельности.

       Механизм предотвращения и устранения  недобросовестной конкуренции,  а также   юридическая    ответственность    за    недобросовестные    действия предусмотрена Законами РК «О недобросовестной конкуренции»  от  9 июля 1998 года, «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 07 июля 2006 года

 и   другими правовыми актами межведомственного характера.

       Один  из  методов  регулирования   поведения   структур,   занимающих монопольное положение на рынке,  является  включение  их  в  Государственный реестр хозяйствующих субъектов [15] – монополистов  с целью наблюдения  за  их поведением  на  рынке  на   предмет   выявления   и   пресечения   нарушений антимонопольного законодательства.

       В соответствии со ст.3 Закона  РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»  доминирующее  положение  -  это исключительное положение хозяйствующего субъекта на  республиканском  рынке, оказывающее отрицательное влияние на  конкуренцию,  затрудняющее  доступ  на рынок  других  хозяйствующих  субъектов  или  иным  образом   ограничивающее свободу их экономической  деятельности.  Доминирующим  признаётся  положение хозяйствующего субъекта,  доля  которого  на   рынке  определенного  товара, превышает 35%.

       При  анализе   экономического   положения   хозяйствующего   субъекта необходимо рассчитывать  как  абсолютную,  так  и  относительную  его  долю, определяемую путем сопоставления с долей конкурентов.

       Доминирующее положение хозяйствующего субъекта может  устанавливаться только на основе анализа конкретной ситуации в отрасли и на товарном рынке.

       Типичными признаками доминирующего  положения являются:

       - хозяйствующий субъект не имеет  конкурента на рынке соответствующего товара;

       -  хозяйствующий  субъект,  не  являясь  единственным  производителем (поставщиком) или потребителем соответствующего товара,  способен  диктовать свои условия при  продаже  или  покупке  товара,  при  заключении  договора, навязывать потребителю или поставщику любые невыгодные для него условия;

       -  хозяйствующий   субъект   путем   монополизации   рынка   способен

ограничивать  конкуренцию  других  предприятий,  организаций,   производящих соответствующие товары. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Существующая  правовая система  Казахстана еще  не  может  обеспечить защиту  прав  и  интересов  предпринимателей в полной мере.  Официальное право оказалось оторванным от реальных  процессов,  происходящих  в  социально-экономической жизни Казахстана.

    Вследствие  этого, можно   указать те  аспекты,  развитие которых    позволит    государству    наиболее    эффективно    регулировать предпринимательство  и  создаст  оптимальные  условия  для  его  развития  в Республике Казахстан.

    1. Формирование инфраструктуры развития предпринимательства;

    2. Нормативно - правовое обеспечение  предпринимательства;

    3. Развитие прогрессивных финансовых  технологий;

    4.  Научно  -  методическое  и   кадровое   обеспечение   предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения  квалификации  кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой  информации и пропаганда предпринимательской деятельности;

    5. Создание льготных условий   использования  субъектами  предпринимательства государственных  финансовых,  материально-технических  и   информационных ресурсов, а также научно-технических разработок новых технологий ;

Информация о работе Система регулирования отношений предпринимателя с государством