Система рынков. Классификация рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:37, реферат

Описание

Ресурсы, которыми обладает общество, всегда ограничены. Поэтому
каждое государство должно выбирать, как использовать эти ресурсы, на
производство каких товаров и услуг их направить. Каждое общество решает для
себя три проблемы экономической организации:
1. Что производить?
2. Для кого производить?
3. Как и сколько производить?

Содержание

|Введение. |2 |
| | |
|Рынок: понятие, его цели, основные функции. |3 |
|Условия функционирования рынка. |6 |
| | |
|Классификация рынка. |7 |
| | |
|Заключение. |9 |
| | |
|Список использованной литературы. |10 |

Работа состоит из  1 файл

Система рынков. Классификация рынков.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

разделения труда  и, чтобы реализовать свои  экономические  интересы,  должен

предложить  то,  что  необходимо  другим  субъектам  –  носителям   рыночных

отношений.

      В разных странах рынок проявляется по-разному. Это связано с тем,  что

в разных странах  не одинаковый удельный вес рыночных  отношений,  существуют

свои подходы  к методам регулирования, национальные традиции.  Поэтому  часто

говорят о  рынке,  определяя  его  национальную  принадлежность:  российский

рынок, американский рынок. 

                       Цели, которые преследует рынок.

   1. Получение  максимальной прибыли при минимальных  затратах;

   2. Удовлетворение  потребностей покупателей;

   3. Достижение  оптимального уровня цен;

   4. Экономическая  свобода субъектов 

                     Рынок выполняет следующие функции:

    . Регулирующая  функция  –  наиболее  важная.  В  рыночном  регулировании

      большое значение имеет соотношение  спроса и предложения,  влияющее  на

      цены. Реализация данной функции  позволяет находить ответы  на  вопросы

      что, как и для кого производить.  Растет цена – это сигнал  к расширению

      производства,   падает   –   к    сокращению.    Рынок    подсказывает

      производителям, что им производить, от производства  каких  товаров  и

      услуг отказаться или уменьшить   объем  их  выпуска.  Не  менее   ценную

      информацию дает рынок и   потребителям.  На  ее  основе  они  постоянно

      делают выбор, каким именно  способом им лучше всего удовлетворять  свои

      многочисленные потребности. В  итоге капитал из менее выгодных  отраслей

      с  пониженными  ценами  переливаются  в  более  прибыльные  отрасли   с

      повышенными  ценами.  Через   механизм  закона  стоимости,   спроса   и

      предложения  рынок  способствует  установлению   основных   микро-   и

      макропропорций в экономике, обеспечивает  динамичную пропорциональность

      в   товарообороте   между   различными   регионами   и   национальными

      хозяйствами.

    .  Ценообразующая  функция:  реализуется  при   столкновении   спроса   и

      предложения, а также благодаря  действию сил конкуренции. В   результате

      свободной игры этих рыночных  сил складываются цены на товары  и услуги,

      устанавливается  подвижная связь между стоимостью  и ценой,  чутко

      реагирующая  на  изменения   в   производстве,   в   потребностях,   в

      конъюнктуре.

    . Стимулирующая  функция:  посредством  цен   рынок  стимулирует  освоение

      достижений научно-технического прогресса, снижение  затрат,  повышение

      качества, расширение ассортимента  товаров  и  услуг.  Так   как  каждый

      субъект рыночных отношений непосредственно  на себе ощущает  результаты

      принимаемых  решений,  он  заинтересован   в   наиболее   рациональном

      использовании имеющихся у него  ресурсов.

    .  Распределительная   функция:  получаемые   субъектами   рынка   доходы

      представляют  собой  в  основном  выплаты  за  факторы   производства,

      которыми  они  обладают.  Величина  дохода  зависит  от  количества  и

      качества фактора производства  и от цены,  которая  устанавливается   на

      рынке на этот фактор.

    . Информационная  функция.  Рынок  представляет  собой  богатый  источник

      информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам.  Он

      дает, в частности, объективную  информацию об  общественно   необходимом

      количестве, ассортименте и  качестве  тех  товаров  и  услуг,  которые

      поставляются на  рынок.  Наличие информации  позволяет каждой  фирме

      постоянно сверять собственное   производство  с  меняющимися   условиями

      рынка.

    . Посредническая  функция.  Экономически  обособленные  производители  в

      условиях глубокого общественного  разделения труда  должны  найти  друг

      друга и  обменяться  результатами  своей  деятельности.  В   нормальной

      рыночной экономике  с  достаточно  развитой  конкуренцией  потребитель

      имеет возможность выбора оптимального  поставщика продукции.  В то  же

      время   продавцу   предоставляется   возможность   выбирать   наиболее

      подходящего покупателя.

    .  Санирующая  функция.  Рынок  очищает   общественное  производство   от

      экономически слабых, нежизнеспособных  хозяйственных единиц, и вместе с

      тем   поощряет   развитие   наиболее   эффективных,    предприимчивых,

      перспективных структур.  Предприятия,  которые  не  учитывают  запросы

      потребителей, терпят убытки и   становятся  банкротами,  а   общественно

      полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются. 

      В  экономической  литературе  иногда  выделяются  и  некоторые   другие

функции    рынка:    активизация    экономических    интересов,    повышение

восприимчивости  экономики   к   научно-техническому   прогрессу,   сведение

производительных  сил  в  единую   систему,   стимулирование   эффективности

экономической деятельности, сведение потребностей с производством,  создание

условий для эффективности  кооперации труда.

      Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной  роли  рынка

в современной  экономике. В конечном счете, как  можно заключить из  указанных

выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к  нахождению  оптимального

решения проблем  что, как и  для  кого  производить;  обеспечению  равновесия

спроса и предложения  и сбалансированного развития экономики;  дифференциации

товаропроизводителей  с точки зрения эффективности  их деятельности.

   Большую   часть  своей  истории   человечество  прожило   при   натуральном

   хозяйстве.  Переход от  натурального  хозяйства к товарному связан  с

   формированием  нескольких предпосылок:

      . Автономность товаропроизводителей (самостоятельность  производства,

        свобода  конкурентного  поведения,   свобода   характера   и   форм

        хозяйствования в интересах конкретного  производителя)

      . Распределение труда между производителями:  связано  с  развитием   и

        углублением   общественного   разделения   труда,   в   том   числе

        специализации и кооперации производства. 

      На определенном этапе стало  ясно, что  при  возрастающих  потребностях

сообщество  людей  не  может  обеспечить  себя  всем  необходимым,   поэтому

различные группы стали  специализироваться  на  выпуске  определенных  видов

товаров и обменивать их на все остальное необходимое для жизни.

      Наличие этих предпосылок в  обществе и делает рыночную, товарную  форму

связей преобладающей. Рынок, с присущей ему  конкуренцией,  создает  прочную

основу товарного  хозяйства (производства). 
 

                       Условия функционирования рынка. 

Для успешного  функционирования рынка и  выполнения  его  функций  необходимо

соблюдение ряда условий:

      .   свобода   экономической,    хозяйственной,    предпринимательской

        деятельности;

      .  свободные  рыночные  цены,  которые  устанавливаются   на   основе

        взаимодействия спроса и предложения;

      . конкуренция, которая является  основой рынка;

      . гибкое государственное регулирование  рынка,  не  подавляющее  и   не

        разрушающее рынок;

      . устойчивые денежная и финансовая  системы;

      . стабильная политическая обстановка. 

      В качестве условий для нормального   функционирования  рынка  некоторые

экономисты также  выделяют:

   1. многообразие  форм собственности;

   2.  товаропроизводитель   должен  быть  хозяином  средств   производства  и

      свободно распоряжаться результатами  своего труда;

   3. свобода  производственной и коммерческой  деятельности  всех  участников

      общественного производства;

   4. четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений;

   5. поддержание  здоровой конкуренции;

   6. развитая  инфраструктура. 

Функционирование  рыночной экономики осуществляется  на  основе  определенных

принципов. В их числе можно выделить:

    . Экономическая свобода деятельности субъектов экономики.

    . Всеобщность  рыночных отношений.

    . Равноправие  рыночных субъектов.

    . Свободное  ценообразование.

    . Саморегулирование  хозяйственной деятельности.

    . Договорный  характер отношений.

    . Экономическая  ответственность субъектов.

    . Самофинансирование.

    . Конкуренция.

    . Государственное  регулирование экономики. 
 
 

                            Классификация рынков. 

      Рынок имеет свою структуру.

      Структура рынка  –  это  внутреннее  строение,  расположение,  порядок

отдельных элементов  рынка.

      Можно назвать следующие признаки  структуры рынка:

      . тесные связи между ее элементами;

      . определенная устойчивость этих  связей;

      . целостность, совокупность данных элементов. 

      Не смотря на отсутствие общепринятой  классификации  рынков,  их  можно

разделить на группы по определенным признакам:

   1. Организационный  признак (степень ограничения  конкуренции)

      . Рынок совершенной (свободной)  конкуренции характеризуется наличием

        многих продавцов, однородностью  продукции.  Продавец  продукции   не

        имеет возможности влиять на  уровень цен.

      .  Рынок  монополистической   конкуренции   характеризуется   наличием

        многих  продавцов.  Товар  имеет  определенные  свойства,   которые

Информация о работе Система рынков. Классификация рынков