Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:37, реферат
Ресурсы, которыми обладает общество, всегда ограничены. Поэтому
каждое государство должно выбирать, как использовать эти ресурсы, на
производство каких товаров и услуг их направить. Каждое общество решает для
себя три проблемы экономической организации:
1. Что производить?
2. Для кого производить?
3. Как и сколько производить?
|Введение. |2 |
| | |
|Рынок: понятие, его цели, основные функции. |3 |
|Условия функционирования рынка. |6 |
| | |
|Классификация рынка. |7 |
| | |
|Заключение. |9 |
| | |
|Список использованной литературы. |10 |
разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен
предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных
отношений.
В разных странах рынок проявляется по-разному. Это связано с тем, что
в разных странах не одинаковый удельный вес рыночных отношений, существуют
свои подходы к методам регулирования, национальные традиции. Поэтому часто
говорят о рынке, определяя его национальную принадлежность: российский
рынок, американский
рынок.
Цели, которые преследует рынок.
1. Получение
максимальной прибыли при
2. Удовлетворение потребностей покупателей;
3. Достижение оптимального уровня цен;
4. Экономическая
свобода субъектов
Рынок выполняет следующие
. Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании
большое значение имеет
цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы
что, как и для кого
производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает
производителям, что им производить, от производства каких товаров и
услуг отказаться или
информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно
делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои
многочисленные потребности. В
итоге капитал из менее
с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с
повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и
предложения рынок
макропропорций в экономике,
в товарообороте между различными регионами и национальными
хозяйствами.
. Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и
предложения, а также
свободной игры этих рыночных
сил складываются цены на
устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко
реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в
конъюнктуре.
. Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение
достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение
качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый
субъект рыночных отношений
принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном
использовании имеющихся у
. Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы
представляют собой в основном выплаты за факторы производства,
которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и
качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на
рынке на этот фактор.
. Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник
информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он
дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом
количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые
поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме
постоянно сверять собственное
рынка.
. Посредническая функция. Экономически обособленные производители в
условиях глубокого
друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной
рыночной экономике с
имеет возможность выбора
время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее
подходящего покупателя.
. Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от
экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с
тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых,
перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы
потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно
полезные и эффективно работающие предприятия
успешно развиваются.
В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие
функции рынка: активизация экономических интересов, повышение
восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение
производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности
экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание
условий для эффективности кооперации труда.
Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка
в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных
выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального
решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия
спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации
товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.
Большую часть своей истории человечество прожило при натуральном
хозяйстве. Переход от натурального хозяйства к товарному связан с
формированием нескольких предпосылок:
. Автономность
свобода конкурентного
хозяйствования в интересах
. Распределение труда между
углублением общественного разделения труда, в том числе
специализации и кооперации производства.
На определенном этапе стало ясно, что при возрастающих потребностях
сообщество людей не может обеспечить себя всем необходимым, поэтому
различные группы стали специализироваться на выпуске определенных видов
товаров и обменивать их на все остальное необходимое для жизни.
Наличие этих предпосылок в обществе и делает рыночную, товарную форму
связей преобладающей. Рынок, с присущей ему конкуренцией, создает прочную
основу товарного
хозяйства (производства).
Условия функционирования
Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо
соблюдение ряда условий:
. свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской
деятельности;
. свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе
взаимодействия спроса и
. конкуренция, которая является основой рынка;
. гибкое государственное
разрушающее рынок;
. устойчивые денежная и
. стабильная политическая
В качестве условий для
экономисты также выделяют:
1. многообразие форм собственности;
2. товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и
свободно распоряжаться
3. свобода
производственной и
общественного производства;
4. четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений;
5. поддержание здоровой конкуренции;
6. развитая
инфраструктура.
Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных
принципов. В их числе можно выделить:
. Экономическая свобода деятельности субъектов экономики.
. Всеобщность рыночных отношений.
. Равноправие рыночных субъектов.
. Свободное ценообразование.
. Саморегулирование хозяйственной деятельности.
. Договорный характер отношений.
. Экономическая ответственность субъектов.
. Самофинансирование.
. Конкуренция.
. Государственное
регулирование экономики.
Классификация рынков.
Рынок имеет свою структуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок
отдельных элементов рынка.
Можно назвать следующие
. тесные связи между ее
. определенная устойчивость
. целостность, совокупность
Не смотря на отсутствие
разделить на группы по определенным признакам:
1. Организационный признак (степень ограничения конкуренции)
. Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием
многих продавцов,
имеет возможности влиять на уровень цен.
. Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием
многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые