Система управления персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание

Предметом исследования являются процессы управления персоналом на предприятии.
Основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) определение путей совершенствования управления персоналом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты системы управления персоналом на предприятии……………………………………………………………………5
1.1 Подходы к управлению на предприятии………………………………..5
1.2 Система управления персоналом………………………………………13
2 . Направления совершенствования системы управления персоналом…21
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………..………….26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 64.78 Кб (Скачать документ)

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Московский государственный  университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Теория корпоративного  управления»

Тема:  

 

                       Система управления персоналом на предприятии

 
 
 

 

 

 

 

Студент 

Ментюк М.Р.              

88

   

13.02.2011 год.

   

Ф.И.О., № группы

 

подпись

 

Дата

Руководитель 

Cпринчак  А.И.

       
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

       

Зарегистрировано 

на кафедре

           
   

Ф.И.О.

 

Подпись

 

Дата

Минск  2012 г.




 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

1. Теоретические аспекты системы управления персоналом на предприятии……………………………………………………………………5

1.1   Подходы к управлению на предприятии………………………………..5

1.2   Система управления персоналом………………………………………13

2 .  Направления совершенствования системы управления персоналом…21

Заключение……………………………………………………………………24

Список использованной литературы……………………………..………….26

 

Введение

 

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование  методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной  и зарубежной науки и передового производственного опыта. Сущность управления персоналом, включая наемных  работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается  в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта  управления. В основе этих отношений  лежат принципы, методы и формы  воздействия на интересы, поведение  и деятельность работников в целях  максимального использования их. Человек в системе менеджмента  является ведущим звеном всех процессов, из которых складывается деятельность предприятия: все начинается с поиска людей, подходящих для определенной работы.

Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием и считается основным фактором его экономического успеха. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные  характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.

Управление персоналом как  наука взяло на вооружение достижения из таких областей знаний, как развитие трудовых ресурсов, конфликтология, лидерство, психология личности, организация труда, прежде всего труда руководителей [2, c.24].

Создавшаяся в нашей стране ситуация, связанная с изменением экономической и политической систем, одновременно несет как большие  возможности, так и серьезные  угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносит значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Поэтому необходимо как обеспечить преобразования на макроуровне, так и подготовить управленцев работать по-новому.

Вместе  с тем, процесс отбора кадров является базовой функцией управления персоналом. В условиях рыночных отношений особое внимание уделяют именно отбору персонала.

Предметом исследования являются процессы управления персоналом на предприятии.

Основными задачами работы являются:

1) изучение теоретических  основ управления персоналом;

2) определение путей совершенствования управления персоналом.

При написании работы широко использовались работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам управления персоналом, а также нормативно-правовые акты.

 

 

1 Теоретические аспекты системы  управления на предприятии

 

1.1 Подходы к управлению на предприятии

 

Современные концепции управления персоналом базируются, с одной стороны, на принципах  и методах административного  управления, а с другой стороны  – на возрастающей роли личности работника, знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Поэтому необходима переориентация руководителей и  работников на новые ценности: главное  внутри организации – работники, а за пределами организации –  потребитель, его интересы.

Приоритетными ценностями для фирмы являются эффективность  работы персонала, инициатива, заинтересованность, развитие творческого потенциала, чувство  ответственности [12, с.271-272].

Цель управления персоналом состоит в обеспечении  развития и реализации кадрового  потенциала организации и фокусируется на идеях формирования, развития и  реализации кадрового потенциала, которые  и составляют концепцию управления персоналом [2, c.31].

При этом концепция управления персоналом включает в себя несколько элементов:

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.

Система управления персоналом предполагает организацию найма, определение организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология  управления персоналом включает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно- профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации со службами занятости, управления безопасностью персонала (рисунок 1).

 


 


 


 

 

Рисунок 1- Ключевые элементы концепции управления персоналом

 

Основу  концепции управления персоналом в  настоящее время составляют: возрастающая роль личности работника, знание его  мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с целями и задачами, стоящими перед  организацией.

При этом необходимо обеспечить выживаемость организации  путем более высоких темпов формирования и развития ее кадрового потенциала по сравнению с изменениями окружающей среды. То есть главная задача состоит в адаптации организации не к самим изменениям внешней среды, а к скорости этих изменений [2, c.29, 30].

Укрупненно можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.

Первый  – иерархическая структура организации, где основное средство воздействия – это отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй  – культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки  поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий  – рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции  и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и  покупателя.

Эти факторы  воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются  в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической  ситуации в организации.

При переходе к рынку происходит медленный  отход от иерархического управления, жесткой системы административного  воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому  необходима разработка принципиально  новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации –  работники, а за пределами – потребители  продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику, к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю, перейти к социальным нормам, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая культуре и рынку [17, с.372-373].

В практике управления человеческой стороной организации  можно выделить четыре концепции, которые  развивались в рамках трех основных подходов к управлению – экономического, органического и гуманистического (рисунок 2).

 

 


 



 

 

 

 

Рисунок 2 - Концепции управление персоналом

 

Экономический подход к управлению дал начало концепции  использования трудовых ресурсов. В  рамках этого подхода ведущее  место занимает техническая (в общем  случае инструментальная, т.е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей  на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности, организация – это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизировано, эффективно, надежно и предсказуемо.

Среди основных принципов концепции использования  трудовых ресурсов можно выделить следующие:

- обеспечение  единства руководства – подчиненные  получают приказы только от  одного начальника;

- соблюдение  строгой управленческой вертикали  – цепь управления от начальника  к подчиненному спускается сверху  вниз по всей организации и  используется как канал для  коммуникации и принятия решения;

- фиксирование  необходимого и достаточного  объема контроля – число людей,  подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это  не создавало проблемы для  коммуникации и координации;

- соблюдение  четкого разделения штабной и  линейной структур организации – штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни при каких обстоятельствах не может осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители;

- достижение  баланса между властью и ответственностью  – бессмысленно делать кого-либо  ответственным за какую-либо работу, если ему не даны соответствующие  полномочия;

- обеспечение  дисциплины – подчинение, исполнительность, энергия и проявление внешних  знаков уважения должны осуществлять  в соответствии с принятыми  правилами и обычаями;

- достижение  подчинения индивидуальных интересов  общему делу с помощью твердости,  личного примера, честных соглашений  и постоянного контроля;

- обеспечение  равенства на каждом уровне  организации, основанного на доброжелательности  и справедливости, чтобы вдохновить  персонал к эффективному исполнению  своих обязанностей; заслуженное  вознаграждение, повышающее моральное  состояние, но не ведущее к  переплате или перемотивированию.

В рамках органической парадигмы последовательно  сложились концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами. Именно органический подход обозначил новую перспективу  управления персоналом, выведя этот тип  управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации  труда и зарплаты. Кадровая функция  из регистрационно-контрольной постепенно стала развивающей и распространилась на поиск и подбор работников, планирование карьеры значимых для организации  фигур, оценку работников управленческого  аппарата, повышение их квалификации.

Акцентирование  внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как  живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две метафоры, способствовавшие развитию нового взгляда на организационную реальность.

Первая, исходившая из отождествления организации с  человеческой личностью, ввела в  научный оборот такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а  также рождение, взросление, старение и смерть или возрождение организации.

Вторая, приняв в качестве образца для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга, позволила  взглянуть на организацию как  собрание частей, соединенных линиями  управления, коммуникации и контроля.

В конечном итоге органический подход, признавая  принцип ограниченной рациональности (ограниченной поиском информации и контролем результатов с помощью целей и задач), фокусируется на следующих ключевых моментах:

Информация о работе Система управления персоналом на предприятии