Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа
Предметом исследования являются процессы управления персоналом на предприятии.
Основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) определение путей совершенствования управления персоналом.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты системы управления персоналом на предприятии……………………………………………………………………5
1.1 Подходы к управлению на предприятии………………………………..5
1.2 Система управления персоналом………………………………………13
2 . Направления совершенствования системы управления персоналом…21
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………..………….26
Минский филиал государственного образовательного
учреждения высшего профессионального
образования «Московский |
Минский филиал МЭСИ | ||||||||||||
Курсовая работа по дисциплине «Теория корпоративного управления» | |||||||||||||
Тема: |
|||||||||||||
Система управления персоналом на предприятии | |||||||||||||
Студент |
Ментюк М.Р. |
88 |
13.02.2011 год. | ||||||||||
Ф.И.О., № группы |
подпись |
Дата | |||||||||||
Руководитель |
Cпринчак А.И. |
||||||||||||
Ф.И.О. |
подпись |
Дата | |||||||||||
Зарегистрировано на кафедре |
|||||||||||||
Ф.И.О. |
Подпись |
Дата | |||||||||||
Минск 2012 г. |
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты системы
управления персоналом на предприятии…………………………………………………
1.1 Подходы к управлению на предприятии………………………………..5
1.2 Система управления персоналом………………………………………13
2 . Направления совершенствования системы управления персоналом…21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………..………….26
Введение
Система управления персоналом
обеспечивает непрерывное совершенствование
методов работы с кадрами на основе
использования достижений отечественной
и зарубежной науки и передового
производственного опыта. Сущность
управления персоналом, включая наемных
работников, работодателей и других
владельцев предприятия заключается
в установлении организационно-экономических,
социально-психологических и
Управление персоналом занимает
ведущее место в системе
Управление персоналом как наука взяло на вооружение достижения из таких областей знаний, как развитие трудовых ресурсов, конфликтология, лидерство, психология личности, организация труда, прежде всего труда руководителей [2, c.24].
Создавшаяся в нашей стране ситуация, связанная с изменением экономической и политической систем, одновременно несет как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносит значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Поэтому необходимо как обеспечить преобразования на макроуровне, так и подготовить управленцев работать по-новому.
Вместе с тем, процесс отбора кадров является базовой функцией управления персоналом. В условиях рыночных отношений особое внимание уделяют именно отбору персонала.
Предметом исследования являются процессы управления персоналом на предприятии.
Основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) определение путей совершенствования управления персоналом.
При написании работы широко использовались работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам управления персоналом, а также нормативно-правовые акты.
1 Теоретические аспекты системы управления на предприятии
1.1 Подходы к управлению на предприятии
Современные концепции управления персоналом базируются, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой стороны – на возрастающей роли личности работника, знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Поэтому необходима переориентация руководителей и работников на новые ценности: главное внутри организации – работники, а за пределами организации – потребитель, его интересы.
Приоритетными ценностями для фирмы являются эффективность работы персонала, инициатива, заинтересованность, развитие творческого потенциала, чувство ответственности [12, с.271-272].
Цель управления персоналом состоит в обеспечении развития и реализации кадрового потенциала организации и фокусируется на идеях формирования, развития и реализации кадрового потенциала, которые и составляют концепцию управления персоналом [2, c.31].
При этом концепция управления персоналом включает в себя несколько элементов:
Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.
Система управления персоналом предполагает организацию найма, определение организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Технология управления персоналом включает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно- профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации со службами занятости, управления безопасностью персонала (рисунок 1).
Рисунок 1- Ключевые элементы концепции управления персоналом
Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют: возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с целями и задачами, стоящими перед организацией.
При этом необходимо обеспечить выживаемость организации путем более высоких темпов формирования и развития ее кадрового потенциала по сравнению с изменениями окружающей среды. То есть главная задача состоит в адаптации организации не к самим изменениям внешней среды, а к скорости этих изменений [2, c.29, 30].
Укрупненно можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.
Первый
– иерархическая структура
Второй – культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий – рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти факторы
воздействия – понятия
При переходе
к рынку происходит медленный
отход от иерархического управления,
жесткой системы
В практике
управления человеческой стороной организации
можно выделить четыре концепции, которые
развивались в рамках трех основных
подходов к управлению – экономического,
органического и
Рисунок 2 - Концепции управление персоналом
Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (в общем случае инструментальная, т.е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности, организация – это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизировано, эффективно, надежно и предсказуемо.
Среди основных
принципов концепции
- обеспечение
единства руководства –
- соблюдение
строгой управленческой
- фиксирование
необходимого и достаточного
объема контроля – число людей,
- соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур организации – штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни при каких обстоятельствах не может осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители;
- достижение
баланса между властью и
- обеспечение
дисциплины – подчинение, исполнительность,
энергия и проявление внешних
знаков уважения должны
- достижение
подчинения индивидуальных
- обеспечение
равенства на каждом уровне
организации, основанного на
В рамках
органической парадигмы последовательно
сложились концепция управления
персоналом и концепция управления
человеческими ресурсами. Именно органический
подход обозначил новую перспективу
управления персоналом, выведя этот тип
управленческой деятельности далеко за
рамки традиционных функций организации
труда и зарплаты. Кадровая функция
из регистрационно-контрольной
Акцентирование внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две метафоры, способствовавшие развитию нового взгляда на организационную реальность.
Первая, исходившая из отождествления организации с человеческой личностью, ввела в научный оборот такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а также рождение, взросление, старение и смерть или возрождение организации.
Вторая, приняв в качестве образца для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга, позволила взглянуть на организацию как собрание частей, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля.
В конечном итоге органический подход, признавая принцип ограниченной рациональности (ограниченной поиском информации и контролем результатов с помощью целей и задач), фокусируется на следующих ключевых моментах:
Информация о работе Система управления персоналом на предприятии