Система управления персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание

Предметом исследования являются процессы управления персоналом на предприятии.
Основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) определение путей совершенствования управления персоналом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты системы управления персоналом на предприятии……………………………………………………………………5
1.1 Подходы к управлению на предприятии………………………………..5
1.2 Система управления персоналом………………………………………13
2 . Направления совершенствования системы управления персоналом…21
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………..………….26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 64.78 Кб (Скачать документ)

Эффективным методом использования типовых  решений при совершенствовании управления персоналом является блочный метод типизации подсистем линейно-функциональных и программно-целевых структур. Типовые блочные решения увязываются вместе с оригинальными решениями в единой организационной системе управления персоналом. Блочный метод ускоряет процесс формирования новой системы управления персоналом и повышает эффективности функционирования системы с наименьшими затратами.

Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы управления персоналом группой специалистов и руководителей. Эффективность метода состоит в том, что идея, высказанная одним человеком, вызывает у других участников совещания новые идеи, а те, в свою очередь, порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания – выявить возможно больше вариантов путей совершенствования системы управления персоналом.

Метод коллективного  блокнота («банка» идей) позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещании по поиску путей совершенствования системы управления персоналом.

Метод контрольных  вопросов заключается в активизации творческого поиска решения задачи совершенствования системы управления персоналом с помощью заранее подготовленного списка наводящих вопросов. Форма вопросов должна быть такой, чтобы в них имелась «подсказка» о том, что и как следует сделать для решения задачи.

Метод 6-5-3 предназначен для систематизации процесса идей по развитию системы управления персоналом. Суть этого метода заключается в том, что каждый из шести членов экспертной группы пишет на отдельном листе бумаги по три идеи и передает их остальным членам группы, которые, в свою очередь, на основе уже предложенных вариантов пишут еще по три идеи, и т.д. По окончанию этой процедуры на каждом из шести листов будет записано по 18 вариантов решений, а всего будет 108 вариантов.

Морфологический анализ – средство изучения всевозможных комбинаций вариантов организационных решений, предлагаемых для осуществления отдельных функций управления персоналом. Если записать столбиком функции, а затем против каждой функции посрочно указать всевозможные варианты ее выполнения, то получим морфологическую матрицу. Идея этого метода заключается в том, чтобы сложную задачу разбить на мелкие подзадачи, которые легче решать по отдельности. При этом предполагается, что решение сложной задачи складывается из решений подзадач.

Таким образом, система управления персоналом организации  – система, в которой реализуются  функции управления персоналом и  которая включает подсистему общего и линейного руководства, а также  ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций. При  этом наибольший эффект и качество системы управления персоналом достигаются в том случае, когда применяется система методов в комплексе. Применение методов позволяет взглянуть на совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчетов.

 

 

2. Направления совершенствования системы управления персоналом

 

Основными направлениями, способствующими  совершенствованию управления персоналом можно назвать следующие:

1) Повышение профессионализма  в управлении. Нужно вести работу  по повышению квалификации работников, направленную на более эффективное  использование способностей работников .

2) Применение современных  технологий управления. Современные технологии предоставляют руководителю дополнительные средства как по анализу информации, так и по процедурам выработки управленческих решений, сравнительной оценки альтернативных вариантов решений, прогнозированию и разработке сценариев ожидаемого развития ситуации.

Результаты  профессионального обучения, в свою очередь, могут быть выражены в виде:

 - роста прибыли;

 - роста объемов продаж;

 - роста производительности труда работников;

 - увеличения потенциала сотрудников и всего предприятия в целом;

 - снижения затрат на обеспечение функционирования предприятия и т.д.

Обязательно должен существовать регулярный контроль результатов деятельности всех работников в любой форме, приемлемой и руководителем  и подчиненными, с основной целью - предотвращением ошибок или их исправлением на самой ранней стадии возникновения.

Совершенствование организации и условий труда предусматривает повышение внутренней удовлетворенности работой путем расширения круга решаемых задач, предоставления большей самостоятельности, более сильной реакции на результаты труда, либо создания условий для пробы работником своих сил. Реорганизация условий труда приводит к успеху, но она подходит лишь для определенных людей и в определенных условиях. Особенно трудно ее реализовать в условиях жесткой технологии. Реорганизация может оказаться неудачной, если руководство не определит вначале, положительно ли относятся к ней работники организации [9, c.63].

Необходимо стремится  также ликвидировать совместительство, если это причиняет вред предприятию. Но при этом необходимо учитывать то, что совместительство может быть связано с неудобном режимом работы или низкой зарплатой.

В отношении привилегий целесообразно  следовать ориентации на всех работников: сокращении специального дорогого канцелярского  оборудования для начальства; запрещение музыки на рабочем месте, кроме тех  мест, где не требуется умственных усилий; снижение количества звуковых сигналов в офисе, включая телефон; честность в любых отношениях, отказ от приятельских и фамильярных отношений внутри фирмы между начальником и подчиненным (во избежания несправедливости к хорошим, но не симпатичным руководителю работникам); отказ от постоянного привлечения новых сотрудников; отказ от условностей во всех областях деятельности, отягчающих ее и внутрифирменное общение [9, c.42].

Вместе с тем, создание и поддержание в оптимальном  состоянии системы обратной связи  в коллективе, в частности как  внутри, так и между подразделениями, позволит преодолеть любые негативные моменты в жизнедеятельности   предприятия через информацию от сотрудников.

Кроме того, необходимым  условием успешного совершенствования  организации подготовки рабочих  кадров является совершенствование  учебных планов. Они должны отвечать следующим требованиям:

1) последовательности. Учебный  план должен содержать перечень  учебных предметов, подлежащих  изучению в строгой последовательности  от теоретического к практическому обучению; в нем следует определить учебное время по каждому разделу;

2) конкретности по профессиям. В учебном плане отражаются  основные цели и задачи обучения в соответствии с требованиями тарифно-квалификационного справочника, чтобы учебный план и программы обеспечивали постепенный рост квалификации рабочего по каждой специальности;

3) рациональности. В соответствии  с уровнем подготовки обучающихся  учебные планы должны содействовать  расширению круга знаний обучающихся,  стимулировать их стремление  к рационализации труда для  достижения повышенных технико-экономических  показателей.

Главной причиной слабого  обучения кадров непосредственно на производстве по теории и практике является недостаточность времени  для изучения предметов. Поэтому  следует увеличить срок обучения работников непосредственно, в ходе практической деятельности и реализации работниками своих знаний на практике. Предполагается, что на теоретическую  часть нужно отводить не менее 50% общего времени обучения, что дает возможность подготовить рабочих  высокой квалификации.

Уделяя должное внимание профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников, следует помнить, что  наглядное преподавание на рабочем  месте гораздо эффективней теоретических  лекций [3, c.281].

Кроме того, чтобы создать на предприятии систему, позволяющую эффективно использовать потенциал каждого сотрудника и повысить его квалификацию необходимо предусмотреть должность менеджера по персоналу (на полставки), который будет подчиняться директору.

Кроме того, одним из важнейших  мероприятий, связанных с совершенствованием организации подготовки и повышения квалификации кадров является стимулирование работы в этой области, которая должна идти по следующим направлениям:

1) поиск наиболее эффективных  форм материального стимулирования  преподавателей, инструкторов и  обучающихся;

2) осуществление всех форм морального поощрения.

 

Заключение

 

В ходе работы можно сделать следующие выводы:

1) В настоящее время  значительно возрос интерес к  человеку как главному фактору  производства, доходов, повышению  производительности груда, как  ценному ресурсу организации  в конкурентной борьбе. В целом  концепция управления персоналом  – это система взглядов на  трактовку сущности, содержания, целей,  задач, критериев, принципов и  методов управления персоналом  и механизма ее реализации  в конкретных условиях.

2) Система управления  персоналом организации – система,  в которой реализуются функции  управления персоналом и которая  включает подсистему общего и  линейного руководства, а также  ряд функциональных подсистем,  специализирующихся на выполнении  однородных функций. При этом наибольший эффект и качество системы управления персоналом достигаются в том случае, когда применяется система методов в комплексе. Применение методов позволяет взглянуть на совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчетов.

3) Основной потенциал  любого предприятия заключен  в кадрах, а правильный подбор  кадров - это залог успеха предприятия.  Так, отбор кадров является  одной из основных задач кадровой  службы, он заключается в создании  необходимого резерва кандидатов  на все должности и специальности,  из которого организация отбирает  наиболее подходящих для нее  работников. Эта работа должна  проводиться буквально по всем  специальностям - конторским, производственным, техническим, административным. Необходимый  объем работы по набору в  значительной мере определяется  разницей между наличной рабочей  силой и будущей потребностью  в ней. При этом учитываются  такие факторы, как выход на  пенсию, текучесть, увольнения в  связи с истечением срока договора  найма, расширение сферы деятельности  организации. 

Эффективная работа кадровой службы является первым шагом к успеху в управлении кадровым потенциалом  на предприятии, а принятие Концепции  государственной кадровой политики Республики Беларусь обеспечит соответствующий  уровень знаний и условия для его повышения.

4) Изучая теоретические  основы и опыт управления персонала  за рубежом, мы можем добиться  реальных успехов в нашей экономике  на основе эффективного управления  персоналом и постоянного его  совершенствования.

Отечественная практика делает в настоящее время энергичные шаги по становлению эффективной  системы управления персоналом и  постепенному включению данной системы  в общую мировую интеграцию.

Однако в целом организацию  систем повышения квалификации в  компаниях республики пока нельзя признать сбалансированной и включенной принятой в общий управленческий процесс. В фирмах отношение к обучению кадров зачастую не отвечает целям  и потребностям экономической деятельности, а осуществляется по остаточному  принципу. На нынешнем этапе функционирования предприятий основное внимание уделяется  приобретению сотрудниками дополнительных профессиональных, узкоспециализированных знаний. При этом заявлена потребность в обучении общим управленческим навыкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Учеб.пособие для экон. спец. вузов. М.: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2006. 349 с.
  2. Беляцкий Н.П., Ройш П. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие для слушателей MBA. М.: Изд. центр БГУ, 2007. 280 с.
  3. Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. Мн.: Мисантаа, 2006. 624с.
  4. Документы по персоналу предприятия: Кадровая политика. Работа кадровой службы. Управленческая и кадровая документация. Формы, примеры/Авт.-сост.М.И.Басаков. Ростов н/Д.:МарТ, 2006. 271 с.
  5. Дуракова И.Б.Управление персоналом: Отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. -М.:Центр, 2008. 157 с.
  6. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учеб. пос. В 2ч.Ч.1-2.-М.:Российское педагогическое агентство, 2007. 323 с.
  7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. Мн.: Новое знание, 2006. 284 с.
  8. Кабушкин Н.И. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления организации // Современное управление. 2006. №7. С.95-108
  9. Кохно П.А., Микрюков В.А. Менеджмент. М.:ЮНИТИ, 2006. 354 с.
  10. Магура М.И. Мотивация труда персонала и эффективность управления // Управление персоналом. 2007. №6. С.22-23
  11. Магура М.И. Поиск и отбор персонала: Настольная книга для предпринимателей, руководителей, менеджеров и специалистов кадровых служб.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Бизнес-школа"Интел-Синтез", 2007. 272 с.
  12. Маслов В. И. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. №1. С.133-144
  13. Машков В. Н. Психология управления: Учеб. пособие; Европ. ин-т экспертов. 2-е изд.-СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 2005. 253 с.
  14. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник/ Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу.-М: ФБК-ПРЕСС, 2004. 504 с.
  15. Менеджмент: учеб.пособие для вузов; С.А. Боголюбов, Г.М. Волков, С.П. Галенко; Под общ.ред. Ж.В. Прокофьевой. М.: Знание,2007. 287с.
  16. Минаев Э.С. Менеджмент персонала: функции и методы. М., 2005. 245 с.
  17. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для студ. экон. спец./Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова. М.: Финстатинформ, 2007. 878 с.
  18. Персонал: Как руководить организацией: Учебник: Пер.с англ./ Науч.ред.: В.А. Питателевой, З.А. Лилеева. Б.М.: ИКК « ДЕКА »2004. 95 с.
  19. Токарев А.Б. Успешная работа с персоналом - залог эффективной деятельности организации // Деньги и кредит. 2006. №8. С.35-38
  20. Управление организацией: Учебник для вузов по спец. Менеджмент/ Г.Л. Азаев, В.П. Баранчеев, В.Н. Гунин и др.; Под ред. А.Г. Поршнева и др.; ГУУ.-2-е изд., доп. и перераб. М.: Инфра.-М, 2002. 668 с.
  21. Управление персоналом организации: Учебник/ А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, И.Е. Ворожейкин и др.; Под ред. А.Я. Кибанова; ГУУ.-2-е изд., доп. и перераб. М.: Инфра.-М, 2007. 637 с.

Информация о работе Система управления персоналом на предприятии