Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:19, реферат
Для эффективного анализа экономических процессов на микроуровне необходимо изучить основные принципы организации производства, назначение и технические характеристики основного технологического оборудования, учитывать влияние параметров технологического оборудования и особенностей технологических процессов на экономическую эффективность производства.
10
2. Системное начало производства
2.1. Индустриальные системы в микроэкономике
Как было отмечено выше, основу микроэкономики составляет изучение экономических процессов на уровне отдельных предприятий и их взаимодействия. Экономический анализ на микроуровне – это анализ повседневной хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, выявление внутренних и общеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, анализ деловых сценариев и их реального осуществления, анализ соотношения спроса и предложения, анализ конкретных поставщиков сырья и оборудования, анализ наполняемости «портфеля» фирмы, анализ затрат живого и овеществленного труда с необходимой детализацией, анализ конечных финансовых результатов производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности (прибыль, убыток), анализ коммерческого риска с оказываемым на него влиянием политических, демографических, экологических, структурно-организационных и других факторов.
Для эффективного анализа экономических процессов на микроуровне необходимо изучить основные принципы организации производства, назначение и технические характеристики основного технологического оборудования, учитывать влияние параметров технологического оборудования и особенностей технологических процессов на экономическую эффективность производства. Изучение экономических аспектов управления производством рассматривается в рамках производственного и операционного менеджмента, который является деятельностью, относящейся к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары, услуги) [5-7]. Объектом такой деятельности являются индустриальные системы, под которыми понимают высокотехнологичные автоматизированные производства и агрегаты, отвечающие системному представлению о методах управления технологическими и бизнес-процессами.
Следует подчеркнуть, что для предприятий отраслей сферы материального производства их основную деятельность принято определять как производственную, а для предприятий отраслей сферы услуг – как операционную. Соответствующие разделы менеджмента в мировой теории и практике принято называть производственным и операционным менеджментом. В последние годы под операционной деятельностью предприятия, независимо от сферы его деятельности (производство или сервис), стали понимать глубоко интегрированные процессы снабжения, производства (товара или услуги) и сбыта.
Хозяйственную деятельность предприятия можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции. Входом этой системы являются материально-вещественные потоки ресурсов (средств и предметов труда) и потоки трудовых ресурсов; выходом – материально-вещественные потоки готовой продукции. Производственный процесс переводит вход системы в ее выход, т.е. в результате производственного процесса производственные ресурсы, соединяясь, становятся готовой продукцией. Целью работы предприятия является рентабельность, т.е. по возможности высокий результат в денежном выражении за рассматриваемый период времени.
Рассмотрим вкратце основные концептуально важные понятия производственного и операционного менеджмента.
Система – это группа элементов (включающих как людей, так и технические элементы), организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое для достижения поставленных перед ними целей.
Соответственно, цель – желаемое состояние системы, достигаемое в управляемом процессе ее развития. Можно сказать, что цель является системообразующим фактором для объединения элементов системы. Обязательным является наличие средств для достижения данной цели.
Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
Подсистема – часть системы, которая изучается самостоятельно и сама обладает системными свойствами. Каждая подсистема является в свою очередь системой, которая сама может делиться на более частные подсистемы. Подсистема, дальше неделимая при исследовании и рассматриваемая как единое целое, является элементом системы.
Управление – целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении. В техническом смысле управление рассматривается как процесс перевода системы из одного состояния в другое. В организационно-технологических системах управление ресурсами и людьми в процессе деятельности организации называется менеджментом.
Объект и субъект управления – соответственно, управляемая и управляющая подсистемы системы управления.
Системный анализ – научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между подсистемами или элементами исследуемой системы.
Основные задачи системного анализа:
декомпозиция системы – разбиение системы на подсистемы;
анализ системы – исследование системы с целью определения ее основных свойств, показателей качества и критериев оценки эффективности;
синтез системы – создание модели и структуры системы, определение параметров, обеспечивающих эффективное функционирование системы для достижения поставленных целей.
Выбор оптимального решения и оценка эффективности исходной настройки системы управления обеспечиваются с помощью теории исследования операций – методологии применения математических количественных методов для обоснования решений во всех областях человеческой деятельности. Под термином «операция» понимается совокупность управляемых действий, объединенная единым замыслом и направленная на достижение определенной цели. Решение – это набор управляющих параметров, направленных на достижение определенной цели. Допустимое решение должно удовлетворять набору определенных условий. Оптимальным называется решение, если оно допустимо и предпочтительнее других по тем или иным признакам. Цель исследования операций – предварительное количественное обоснование оптимальных решений. Как правило, результатом исследования является область практически равноценных оптимальных решений, в пределах которой может быть сделан окончательный выбор.
Принятие окончательного решения осуществляется так называемым лицом, принимающим решение (ЛПР), – экспертом или компьютерной системой поддержки принятия решения. Следует отметить, что наряду с объективными рекомендациями, вытекающими из математического расчета, ЛПР уполномочено использовать субъективные оценки и предпочтения. Для выбора оптимального решения в процессе исследования операций необходимо определить:
цель, которая должна быть достигнута;
ограничения, которые должны быть удовлетворены;
параметры, управляя которыми, можно достичь цели.
Целевую направленность операции отражает показатель эффективности. Показатель эффективности функционирования всей системы в целом называется глобальным критерием оптимальности. Показатели эффективности отдельных элементов системы (подсистем) называются локальными критериями оптимальности. Управление в соответствии с локальными критериями оптимальности обеспечивает предельно допустимую эффективность только конкретной (локальной) подсистемы, при этом эффективность функционирования всей системы может ухудшиться. Математической формой критерия оптимальности является целевая функция, экстремальное значение которой характеризует предельно достижимую эффективность моделируемого объекта.
Рассмотрим более подробно понятия системного подхода как одного из наиболее важных аспектов производственного и операционного менеджмента [5]. С этой точки зрения, системный подход – это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.
Основные свойства системы:
целостность (единство многообразия форм, аспектов деятельности, оргструктур и т.д.);
неаддитивность (свойства системы не всегда равны сумме свойств ее компонентов);
синергичность (взаимодействие, однонаправленность);
эмерджентность (цели компонентов не всегда совпадают с целями системы);
мультипликативность (эффекты функционирования в системе обладают свойствами умножения, а не сложения);
совместимость компонентов друг с другом и с миссией;
взаимосвязанность и взаимодействие системы с внешней средой;
структурность;
иерархичность (уровни);
множественность описания системы;
непрерывность функционирования и эволюции;
целенаправленность;
адаптивность, стремление к состоянию устойчивого равновесия;
альтернативность путей функционирования и развития;
наследственность;
приоритет качества;
приоритет интересов системы более глобального уровня;
надежность;
оптимальность сочетания централизованного и децентрализованного управления.
В соответствии с сущностью системного подхода система управления организацией (СУО) должна состоять (рис. 2.1) из внешнего окружения (вход, выход, внешняя среда, обратная связь) и внутренней структуры (научное обоснование, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая подсистемы) [5].
Рис. 2.1. Структура системы управления организацией
К входу системы относится все, что получает организация для производства товаров, новшеств и оказания услуг сторонним организациям (то есть компонентам выхода системы). К компонентам входа относятся поступающие в организацию извне новшества, сырье,материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, новое оборудование, вновь поступающий в организацию персонал, документы и т. д. Задача органов управления сводится к обеспечению конкурентоспособного входа системы путем проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных поставщиков; если вход будет неконкурентоспособным, то при любом уровне процесса по переработке входа в выход параметры выхода системы тоже будут неконкурентоспособными.
Выходом СУО являются выпускаемая организацией продукция (товары), новшества для продажи, оказываемые сторонним организациям услуги. Основными условиями обеспечения стратегической конкурентоспособности выхода являются: 1) высокое качество стратегических маркетинговых исследований и обоснованность нормативов конкурентоспособности будущих товаров, услуг, новшеств; 2) обеспечение конкурентоспособных параметров входа системы в процессе ее функционирования; 3) обеспечение конкурентоспособных параметров процесса в системе; 4) изучение конъюнктуры рынка, применение эффективных стратегий рекламы товара, каналов его распространения (сбыта), сервисного обслуживания и других инструментов рыночного механизма.
К компонентам обратной связи СУО относятся дополнительные требования и рекламации потребителей, новая информация по научно-техническому прогрессу и конъюнктуре рынка и т. п. Обратная связь может быть как с организацией-изготовителем непосредственно, так и с поставщиками входа системы (например, с изготовителями комплектующих изделий для основной продукции, производимой организацией).
К внешней среде СУО относятся макросреда, инфраструктура региона (мезосреда) и микросреда организации.
Макросреда характеризуется международными, политическими, экономическими, социально-демографическими, правовыми, экологическими, природно-климатическими, научно-техническими, культурными и другими факторами.
Инфраструктура региона (мезосреда) характеризуется системой отраслей, включающей рыночную инфраструктуру региона, мониторинг окружающей природной среды, здравоохранение, науку и образование, культуру, торговлю, общественное питание, транспорт и связь, промышленность, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пригородное сельское хозяйство.
К факторам микросреды относятся непосредственные конкуренты фирмы по выпускаемым ею товарам, конкуренты поставщиков («входа»), маркетинговые посредники по «входу» и «выходу» системы, контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т.д.).
Подсистема научного обоснования системы состоит из следующих компонентов: изучение механизмов действия экономических законов и законов организации; применение научных подходов к управлению; применение принципов управления различными объектами; применение современных методов и моделей управления.
Целевая подсистема СУО состоит из следующих компонентов: повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; ресурсосбережение по стадиям жизненного цикла выпускаемых товаров; расширение рынка сбыта товаров; организационно-техническое развитие производства; повышение качества сервиса потребителей товаров; социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды.
Обеспечивающая подсистема состоит из следующих компонентов: методическое обеспечение; ресурсное обеспечение; информационное обеспечение; правовое обеспечение.
Управляемая подсистема состоит из следующих компонентов: стратегический маркетинг; инновационный менеджмент; финансовый менеджмент; организация производства; тактический маркетинг; организация сервиса потребителей товаров.
Управляющая подсистема состоит из компонентов: управление персоналом; разработка рациональных управленческих решений; оперативное управление реализацией решений.