СЭЗ как инструмент развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание

Цель работы: Цель данной работы заключается в том, чтобы определить роль свободных экономических зон в развитии экономики страны. В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи: рассмотреть виды свободных экономических зон; оценить состояние и проблемы свободных экономических зон в РФ; оценить недостатки российских СЭЗ.

Работа состоит из  1 файл

основной текст.docx

— 42.12 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли  в мировую хозяйственную практику и функционируют во многих странах  мира, в том числе в странах  «ближнего зарубежья» и бывшего  соцлагеря. В настоящее время, по различным данным, в мире от 2 до 4 тыс. Большую популярность СЭЗ завоевали и в развивающихся странах. При этом неоднозначен и социально-экономический эффект, полученный от создания свободных зон в нашей стране, и споры об их роли в экономике России не утихают и сейчас. Рассмотрение, как мирового, так и собственного опыта, накопленного по данной проблеме, поможет определить место и перспективы развития СЭЗ в экономико-политической жизни России. Несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже многих лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших сегодняшних условиях?     

     Цель  работы: Цель данной работы заключается в том, чтобы определить роль свободных  экономических зон в развитии экономики страны.  В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи: рассмотреть виды свободных экономических зон; оценить состояние и проблемы свободных экономических зон в РФ; оценить недостатки российских СЭЗ.    

Таким образом, объектом исследования является свободные экономические зоны. Предметом исследования - проблемы связанные с развитием экономических зон в Российской Федерации.

     1.СЭЗ  как инструмент развития экономики

     1.1 Сущность и классификация СЭЗ

     Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Одной из таких зон является город Тольятти в Самарской области.

 Классификация свободных экономических зон
     СЭЗ — суверенная территория государства (-в), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной конкретной общенациональной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественных экономических отношений производства и распределения и способных диффузиозно к расширению и распространению ее границ.

     Классификация СЭЗ:

по видам деятельности:

торгово-складские  зоны — зоны, в которых товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. Ее признаки:

      1. они создаются для обслуживания мирового рынка
      2. на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения
      3. на них не распространяется государственное регулирование внешней экономической связи.

В составе торгово-складской зоны выделяют:

      1. зоны внешней торговли
      2. свободные таможенные зоны
      3. свободные беспошлинные зоны
      4. свободные порты

Такие зоны создаются не только для приема, хранения, обработки товаров, но и для осуществления операций по распространению потребительских свойств товаров, организации выставочной деятельности, организации торгов, предоставление банковских и страховых услуг.

     Свободные порты выполняют также погрузку, разгрузку, перегрузку товаров, размещают на своей территории склады товарных бирж, а также обеспечивают ремонт и обслуживание судов.

     

  • Экспортно-производственная зона. Такого рода зоны распространены весьма широко по сравнению с торгово-складскими зонами. В них создаются промышленные предприятия «отверточного типа», которые на базе импортных полуфабрикатов и компонентов производят продукцию для экспорта. Они имеют льготный, валютно-финансовый и правовой режим. Кроме того, эти зоны обеспечивают не только поступление капитала, но и новые технологии и создание новых рабочих мест. В этих зонах существует полное освобождение от пошлины тех машин, сырья и компонентов, которые завезены для организации производства. 
  •      

  •      

  • Научно-технические  зоны (НТЗ)
  •      На их территории объединяется научная и производственно-техническая деятельность в форме современных наукоемких фирм, сосредоточенных вокруг крупных НИИ или университетов.

         Цель  создания НТЗ — мобилизация всех доступных материальных и трудовых ресурсов для ускорения передачи новых технологий.

         НТЗ делятся на 3 типа:

         инновационный центр — экономическая структура, размещенная в пределах небольшого участка и предназначенная для маленькой, только что созданной компании.

         научный парк — большая территория, где размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющие развертывать небольшие производства на основе научно-технических разработок.

         исследовательский парк — здесь НТ новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа.

         По виду деятельности можно также выделить страховые зоны, оффшорные зоны. В реальной жизни присутствуют комплексные зоны, которые сочетают торговые, таможенные, производственные и исследовательские функции.

         В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования:

         

  • Анклавные зоны (замкнутые). Они полностью ориентированы на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно-конвертируемой валюте.
  •      

  • Интеграционные зоны — зоны, тесно связанные с национальной и мировой экономикой, которые имеют свободный режим функционирования. В них устанавливается унифицированный экономический и правовой бюджет.  В зависимости от территории выделяют микрозоны, а также зоны, размещающиеся на территории одного района, города, крупного региона.
  •      В зависимости от того, на территории скольких стран расположена СЭЗ выделяют мононациональные и интернациональные зоны.

         Оффшорные зоны — особый класс среди СЭЗ. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Основной признак — 1. льготный режим налогообложения. Оффшорные компании обязаны платить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор. 2. Запрет на коммерческие операции на территории страны регистрации.

         Льготный  режим в оффшорной зоне предполагает отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз прибыли, отсутствие таможенных пошлин для иностранных инвесторов и низший уровень уставного капитала. От традиционных СЭЗ оффшорные зоны отличаются: институциональную основу возглавляет банковский сектор, а в обычных СЭЗ центром выступают страховые, инвестиционные, холдинговые, муниципальные компании.

         Налог на прибыль в оффшорной зоне отсутствует, либо составляет 2%. Вместо этого обычно взимается ежегодный годовой сбор, устанавливаемый в разных оффшорных зонах от 50 до 1000 долларов в год. В оффшорной зоне упрощена процедура регистрации, не требуется ни предоставления отчета поведения счетов ни налоговых деклараций. Существует единая форма отчетности — ежегодный финансовый отчет.

         Отрицательные моменты: недоверие государственных  властей в оффшорную зону.

         Классификация в зависимости от характера деятельности:

    1. промышленно-производственные СЭЗ: импортные, экспортные, экспортно и импортно-замещающие. Особенности: основываются не только на льготном, налоговом, таможенно-торговом, валютном режимах, но и на льготном финансировании и налогообложении.
    2. комплексные зоны: зоны свободного предпринимательства, особые экономические зоны, специальные зоны. Особенности: для них характерно использование элементов разных зон.

         Через СЭЗ мировой экономики проходит около 10% мирового товарооборота и занято 3 млн. человек.

               Сущность свободных экономических зон, причины их создания и место в мирохозяйственных связях

         Неотъемлемой  частью международных экономических в отношении второй половины XX века становятся свободными (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

         Со  времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.

         Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона— это в той или иной степени обособленная географическая территория.

         В научных публикациях и отчетах  международных организаций для  характеристики разного рода зон  используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

         Для некоторых стран "свободные зоны" по существу являются специальными в  смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и  др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические зоны".

         Для чего создаются свободные экономические  зоны. Почему они получили такое  распространение в мире?

         Цели  создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась на разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.

         Фактически  они представляют своеобразные ловушки  для мигрирующих в масштабах  мирового хозяйства капиталов. 

         1.2 Цели и задачи создания СЭЗ 

         Цели  стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию, третьи – для уменьшения социальной напряженности. Однако, не смотря на все разнообразие целей и задач создания СЭЗ в общем их можно поделить на экономические, социальные и научно-технические.

         Экономические:

    • более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
    • привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
    • использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукций;
    • увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

         Социальные:

    • комплексное развитие отсталых регионов;
    • увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
    • обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
    • насыщение национального рынка высококачественными товарами.

         Научно-технические:

    • использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
    • приобщение к новым формам управленческого труда;
    • привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;
    • повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.
     

     Условия функционирования СЭЗ.

         Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе  условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В  этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

    • политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
    • наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
    • наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
    • очень важным условием является природно-географическая среда;
    • благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора.
     

         Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые  прежде чем вкладывать капитал заинтересованно  изучают предоставляемые им условия  льгот.

         Каждая  страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых  в СЭЗ, в достаточной степени  индивидуальна и связана с  реализуемыми на ее территории программами  и проектами. Однако в экономической  литературе называют четыре основные группы льгот:

         фискальные  льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;

         финансовые  льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

    Информация о работе СЭЗ как инструмент развития экономики