Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 20:29, курсовая работа
Цель работы: Цель данной работы заключается в том, чтобы определить роль свободных экономических зон в развитии экономики страны. В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи: рассмотреть виды свободных экономических зон; оценить состояние и проблемы свободных экономических зон в РФ; оценить недостатки российских СЭЗ.
административные льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;
внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.
Все
указанные льготы, как показала мировая
практика, могут применяться в
самых различных комбинациях, однако
и они не всегда являются решающим
стимулом привлечения иностранной капитала1.
2. СЭЗ в РФ
2.1 Типы СЭЗ, организуемых в России
Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:
комплексные зоны
Комплексные
зоны многопрофильны. Они формируются
и на ограниченной территории, и
в границах областей и других территориальных
образований. В них создаются
условия для привлечения
К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево"), свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного порта.
Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
К
отраслевым зонам научно-технического
характера относится СЭЗ в
Зеленограде, которая должна специализироваться
в области микроэлектроники, информатики
и связи; к зонам финансового ("оффшорного")
характера может быть отнесена зона
экономического благоприятствования
в Ингушетии; к зонам туристическо-
На
выбор типа зон для конкретных
территорий влияют не только общие, но
и локальные факторы. Так, для
транспортных, экспортно-импортных
зон необходимо наличие крупного
транспортного узла. Они, как правило,
размещаются в приморских городах,
располагающих морскими портами, железнодорожным
сообщением, аэропортом. Эти же условия
желательны для размещения торговых,
банковских и других зон. Для создания
зон типа технопарков и технополисов
нужна развитая научно-производственная
база и квалифицированная рабочая сила.
Организация туристическо-рекреационных
зон требует наличия культурных и исторических
центров, бальнеологических курортов,
привлекательных для туризма ландшафтов,
развитой инфраструктуры.
2.2 Свободные экономические зоны в России: современное состояние
Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.
Если
в самом начале (еще на этапе
существования СССР) замысел создания
зон использовался руководством
союзных республик в качестве
инструмента политического
В
отношении вопроса о свободных
зонах российское руководство до
сих пор действовало весьма непоследовательно.
Оно то, поддаваясь давлению регионов,
щедро раздавало льготы, то отбирало
их, обосновывая это
Вместе
с тем, исходя из мирового опыта, курс
на организацию СЭЗ мог бы способствовать
решению ряда приоритетных для страны
проблем в области стабилизации
и подъема экономики, возрождения
регионов, укрепления федерализма, развития
внешнеэкономической
Устройство
свободных зон должно регламентироваться
четко сформулированным законом, а
не постоянно меняющимися
Таким образом, принятие базового федерального закона о свободных зонах, учитывающего интересы развития как Федерации в целом, так и ее субъектов, можно считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного "строительства" здания СЭЗ.
2.3 Проблемы развития российских СЭЗ
При разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, является самой насущной задачей для развития зональной практики, прежде всего необходимо разрешить следующую проблему.
Функционирование
СЭЗ в режиме свободной таможенной
зоны (а именно это привлекает большинство
регионов, добивающихся статуса СЭЗ)
означает, что территория зоны подпадает
под условия таможенной экстерриториальности.
Между тем, конституционность норм
таможенной экстерриториальности принципиально
не ясна сегодня даже в отношении
небольших участков государственной
территории РФ (площадью в несколько
кв. км), не говоря уже о регионах
размером с целую область, поскольку
Конституция Российской Федерации
запрещает образование
Вторая
проблема состоит в отсутствии четко
сформулированных целей создания зон,
не противоречащих как интересам
регионов, так и Федерации в
целом. Руководители регионов видят, как
правило, в таких зонах лишь одну
сиюминутную привлекательную
Между
тем, система предоставляемых
В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой - 10-15. Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс.кв.км, или Алтайский край - 262 тыс.кв.км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв.км, или 7% территории России.)
Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае - небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.
В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти три рассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны.
В
результате, в настоящее время
из 18 формально учрежденных в
России СЭЗ можно, да и то с большими
натяжками, можно назвать "работающими"
лишь две зоны - в Калининградской
области и Находке. Да и то не как
экспортопроизводящие, ради чего, собственно,
они и создавались, а, в основном, как экспортовывозящие,
т.е. используемые российским и иностранным
капиталом для вывоза из России стратегических
товаров и сырья.
Заключение
Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - может быть положительным. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:
·
формирования на федеральном уровне
четкой концепции в области СЭЗ,
учитывающей как