Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:35, реферат
В ходе исторического процесса развития товарного производства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями. Рынок всегда вызывал интерес экономистов. Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание такие видные ученые, как Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Самуэльсон и др. В этой связи в ходе развития экономической науки сложилось несколько подходов к определению рынка и рыночных отношений, их сущности.
Введение
Развитие теории рынка и рыночных отношений в экономической науке
Условия возникновения рынка
Этапы развития рыночной экономики
Основные субъекты рыночной экономики и их взаимодействие
Функции и роль рынка в экономике. Условия для функционирования рынка
Классификация рынков. Система, структура и инфраструктура рынка
Вывод
Список литературы
Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).
Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.
Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.
Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.
В модели кругооборота участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.
Кроме
предоставления услуг, государство
осуществляет различные денежные выплаты
фирмам и домохозяйствам. Главным
образом речь идет о трансфертных
платежах. Важная часть трансфертных
платежей – это государственные
денежные выплаты на социальные нужды
– пенсии, пособия и другие виды
помощи нетрудоспособным, безработным
и другим малообеспеченным слоям
населения. Второе направление трансфертных
платежей – это дотации и субсидии
(денежные выплаты, предоставляемые
государством фирмам для поощрения
производства некоторых товаров
и услуг). Субсидии и дотации могут
предоставляться как
Модель
кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь
всех участников рыночной деятельности.
Они заинтересованы друг в друге,
благополучие одного участника рынка
зависит от благополучия других. Даже
один и тот же субъект рынка
может быть и в составе домашнего
хозяйства, и государственного учреждения,
и участником бизнеса. Например, работая
по найму государственным
Все
участники рыночных отношений являются
реальными собственниками и имеют
свои экономические интересы, которые
могут совпадать или
Одной из наиболее характерных особенностей организации и функционирования экономических систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений.
Следует
отметить, что понятия "рынок "и
"рыночная экономика" не являются
тождественными. Рыночная экономика
предполагает высокий уровень развития
рынка и ей характерны такие основные
черты, как свобода
В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.
Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.
Ценообразующая функция – реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
Стимулирующая функция – посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
Распределительная функция – получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
Информационная функция – рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Посредническая функция – экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
Санирующая функция – рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.
В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.
Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.
Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий: свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности; свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения; конкуренция, которая является основой рынка; гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок; устойчивые денежная и финансовая системы; стабильная политическая обстановка.
В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют: многообразие форм собственности; товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда; свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства; четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений; поддержание здоровой конкуренции; развитая инфраструктура.
Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можно выделить:
В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рынок ценных бумаг; рынок труда (рынок рабочей силы); рынок и валюты; рынок информации; рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
По товарным группам:
рынки товаров производственного назначения; рынки потребительских товаров (например, продовольствия); рынки сырья и материалов и т.д.
По географическому положению:
местные (локальные) рынки; региональные рынки; национальный рынок; мировой рынок.
По субъектам или их группам:
рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
По
степени ограничения
монопольный рынок; олигопольный рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
По уровню насыщения:
равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок.
По степени зрелости:
неразвитый рынок; развитый рынок; формирующийся рынок.
По соответствию законодательству:
легальный (официальный) рынок; нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").
Информация о работе Складывание и основные этапы в развитии рыночной экономики