Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:35, реферат
В ходе исторического процесса развития товарного производства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями. Рынок всегда вызывал интерес экономистов. Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание такие видные ученые, как Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Самуэльсон и др. В этой связи в ходе развития экономической науки сложилось несколько подходов к определению рынка и рыночных отношений, их сущности.
Введение
Развитие теории рынка и рыночных отношений в экономической науке
Условия возникновения рынка
Этапы развития рыночной экономики
Основные субъекты рыночной экономики и их взаимодействие
Функции и роль рынка в экономике. Условия для функционирования рынка
Классификация рынков. Система, структура и инфраструктура рынка
Вывод
Список литературы
По характеру продаж:
оптовый рынок; розничный рынок.
По характеру ассортимента товаров:
замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
По отраслевому признаку:
рынок автомобилей;
рынок нефти; рынок компьютерной техники
и т.д.
В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:
Рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.
Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.
В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов.
Во-первых, с учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.
Во-вторых,
если исходить из демографических факторов,
то можно сгруппировать
В-третьих,
с учетом поведения различных
групп потребителей можно выделить
следующие сегменты рынка: а) приобретение
товаров носит случайный
В-четвертых, потребителей также можно разделить на группы по социальному составу (с различной степенью достатка), стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.), личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).
Типы
и виды рынков не изолированы, а неразрывно
связаны и существуют как единая
рыночная система, все элементы которой
находятся в определенных соотношениях
друг с другом. Роль этих соотношений,
пропорций исключительно
Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование.
Впервые
термин "инфраструктура" был использован
в экономическом анализе для
обозначения объектов и сооружений,
обеспечивающих жизнеспособность вооруженных
сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе
под инфраструктурой стали
Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.
Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:
В
целом инфраструктуру можно определить
как совокупность институтов, систем,
служб, предприятий и организаций,
обслуживающих рынок и
Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
К основным функциям инфраструктуры рынка относят:
Информация о работе Складывание и основные этапы в развитии рыночной экономики