Смешанная экономика: критерии, особенности функционирования, национальная модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в рассмотрении различных модели смешанной экономики, существующих в настоящее время, а также проведение сравнительного анализа основных социально-экономических показателей Республики Беларусь за 2000 – 2010 года.
Задачи настоящей курсовой работы:
– Рассмотреть историческое эволюционирование смешанной экономики;
– Сравнить пути развития и опыт использования несколькими государствами смешанной экономики;
– Выявить преимущества и недостатки смешанной экономики;
– Изучить и проанализировать статистические данные по Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………….…………………………………………...…...3
1. Понятие и критерии смешанной экономики……………………………….5
1.1. Условия и причины возникновения смешанной экономики………...…9
1.2. Структура и модели смешанной экономики…………………….…..…13
2. Особенности функционирования современной смешанной экономики. Опыт зарубежных стран19
3. Белорусская модель смешанной экономики: цели и результаты переходного процесса. Анализ основных социально-экономических показателей Республики Беларусь за 2000 – 2010 года…………………..…...…25
Заключение…………………………………………………………………….37
Список использованной литературы ………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

Смешанная экономика .doc

— 527.00 Кб (Скачать документ)

К наиболее масштабным качественным сдвигам последних  десятилетий относится резкое повышение значимости секторов социальной сферы,  которые могут функционировать как на общественно-государственной, так и на частной основе. К ним относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, культура, природоохранная деятельность. В этом же ряду стоит  качественное  усложнение характера современной общественной и экономической жизни, производственных процессов, технологических и управленческих задач, рост масштабов и универсализация инновационных процессов. Эти явления  ведут к возрастанию величин ответственности и риска в случае принятия неправильных решений. А поскольку многие крупные корпорации по своим размерам, ресурсам и влиянию не уступают национальным государствам, это в сопоставимой степени относится к обоим секторам. Следующий кардинальный сдвиг, «информационная революция» – резкое возрастание потоков информации и усложнение ее структуры, качественно новое значение телекоммуникаций и связи (то есть совокупность процессов, подготовивших возникновение «новой экономики») – означает актуализацию проблемы доступа к точной информации и ее использования для всех – от государства  и крупнейших корпораций до частных лиц.  [7, с. 513]

Фундаментом стратегии  лидерства или достойного места  в иерархии стран на перспективу текущего столетия являются инвестиции в человека. При сравнении комплекса инвестиций в материальные и человеческие факторы развития человеческий компонент накопления (наука, образование, здравоохранение) преобладает как по абсолютным размерам, так и по силе своего воздействия на развитие страны. Объективно обусловленный опережающий рост спроса на услуги сферы нематериального производства – образования, здравоохранения, культурно-развлекательных и прочих услуг, то есть отраслей, ориентированных непосредственно на человека, является важным проявлением процесса трансформации условий социально- экономического развития. [10, с. 321]

Стержневым  процессом современной стадии общественного  развития, который определил и  вектор, и поле для сближения  государственного и корпоративного инструментария, стал поиск, а затем и всеобщий переход к ориентации всех подсистем смешанной экономики на наиболее острые и имеющие инновационный потенциал потребности общества. Для   бизнеса освоение этих потребностей стало условием коммерческого выживания в конкурентной борьбе. Для государства ориентация на потребности стала основой формулирования долгосрочной стратегии социально-экономического развития и национальной безопасности. 

Изначально, с появлением и развитием рыночной экономики большинство стран мира пришло к выводу, что ни одна из существующих на тот момент экономических систем полностью не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней. Таким образом, требовалась новая система, которая могла бы существенно изменить положение дел и дать новые силы для развития хозяйства тех или иных стран. Смешанная экономика, сочетая в себе признаки двух других экономических систем, более успешно справляется с поставленной задачей, что подчеркивает актуальность ее изучения. Каждое государство, использующее смешанную экономическую систему, развивается сугубо индивидуально, так как само выбирает какие черты других экономических систем использовать. Поэтому так сильны отличия между Россией, США и остальными странами, идущими по этому пути. [14, с. 389]

К специфическим  чертам современной смешанной экономики  относится:

1. Новый хозяйственный  механизм органически соединяет  устойчивость государственного  управления, необходимую для удовлетворения  потребностей и гибкость рыночного  саморегулирования, что требуется в особенности для удовлетворения личных запросов.

2. Только тип  смешанного регулирования позволяет  оптимально сочетать высшие макроэкономические  цели: эффективность хозяйствования; социальную справедливость; стабильность  экономического роста.

3. Новый регулятор  способен сбалансировать совокупный  спрос и совокупное предложение.  Для этого требуется согласовано  привести в действие все рычаги  и стимулы хозяйствования на  уровнях микро-, мезо- и макроэкономики.» [3, с. 341]

К основным целям, которые преследует смешанная экономическая система, можно отнести обеспечение полной занятости, увеличение потенциального ВВП, антикризисное регулирование.

Каждое отдельное  государство по-разному расставляет  приоритеты развития, однако 3 основных принципа присущи всем моделям современной смешанной экономики:

– насколько увеличивается рыночный сектор, настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится государственный сектор; 

– насколько эффективен финансовый потенциал рыночного сектора, настолько экономически «обеспечен» и государственный сектор; 

– процесс приватизации (в том числе и земли) будет в нашей стране идти до тех пор и до тех размеров, пока весь государственный сектор не перейдет на «содержание» рыночного. [2, с. 15]

Смешанная экономика является наиболее эффективной и совершенной системой на данный момент. Она сочетает черты командно-административной и рыночной экономики и таким образом может довольно гибко изменяться в зависимости от смены политического курса, влияния каких-либо экономических факторов и так далее. Характерна для развитых государств, ранее основывающихся на рыночной экономике – Франция, США, Германия, Италия.

В настоящее  время многие государства уже  отказались от рыночной экономики, которая  долгое время занимала лидирующую позицию, и перешли к смешанной. Одно из ее главных преимуществ в более гибком управлении экономикой и предоставлении вариантов развития. Но и планирование также играет определенную роль и может приносить пользу, если планы составляются компетентными людьми, которые учитывают все изменения в экономике страны.

Смешанная экономика  является результатом длительной эволюции рыночных отношений. Поэтому соотношение  конкурентно-рыночных регуляторов  и государственного регулирования  в смешанной экономике зависит от уровня развития производительных сил, конкретных исторических условий, национальных и культурных тенденций, от политической структуры общества. В каждой отдельной стране механизм смешанной экономики определяется зрелостью ее предпринимательских структур, степенью «открытости» экономики, развитостью процессов интернационализации производства. [7, с. 559]

Следовательно, при общей рыночной основе и социальной ориентированности смешанная экономика  в разных странах имеет специфические  черты, выражающиеся в разных масштабах и формах сочетания государственного и частного секторов, неодинаковой степени социальной ориентированности и государственного вмешательства в частное предпринимательство и рыночные отношения.

В качестве основы типологии современных экономических систем обычно берется степень развития государственной собственности и доля государственных расходов в валовом национальном продукте. Доля государственных расходов в валовом национальном продукте в большинстве развитых стран в XX в. имела тенденцию к росту. В ФРГ с 1972 по 1990 г. они выросла с 24,2 до 29,4%, в Великобритании — с 32,0 до 34,8%, во Франции — с 32,3 до 43%, в Швеции — с 27,7 до 42,3%. [2, с. 14]

По степени  участия государства в экономике  с известной долей условности можно было бы расположить все страны на оси, одним концом которой является рыночная экономика, а другим — командная. Большинство стран разместилось бы между этими полюсами.

Страны, идущие по пути смешанной экономики, в большинстве  своем развитые, а к среднему классу относится большая часть населения. Это доказывает эффективность такого курса, так как средний класс является признаком устойчивости общества. Но переход к этой модели не может произойти быстро, а иногда сопровождается ухудшением каких-либо экономических показателей в стране. Так, например, в России в начале 90-х годов возросла безработица, закрылось много предприятий и резко увеличивались инфляционные показатели. В итоге Россия полностью не перешла к смешанной экономике, но продолжает развиваться в этом направлении, борясь с последствиями перестройки. [6, с. 157]

В США при  низкой доле государственной собственности  и предпринимательства используются гибкие и разнообразные формы  государственного вмешательства в  смешанную экономику (контрактная  система, специфические формы участия государства в смешанном предпринимательстве, передача регулирующих функций на уровень штатов и местных органов власти). Их главное назначение - создание условий для развития частного сектора. Западные эксперты рассматривают США как “лабораторию по изучению политики смешанной экономики”, а  вот Великобританию - как страну “классических” методов приватизации (их насчитывается 22).

Франция, ФРГ, Италия, Испания, Португалия - это страны, в  которых неоконсервативные подходы  сочетаются с реформистскими; ослабление регулирующей роли государства сопровождается далеко идущей модернизацией механизмов государственного вмешательства в экономику, в особенности в сфере НИОКР, в области социальной политики. Для Франции, в частности, характерны сохранение государственным сектором прочных позиций в экономическом потенциале страны, а также высокой долей ВНП, перераспределяемой через бюджет, переход к рекомендательному стратегическому планированию. [14, с. 392]

Исторический  опыт показал, что с учетом изменившихся условий почти все страны традиционной рыночной экономики перешли к более совершенной ее модели — смешанной экономике, предполагающей активную роль государства. Главная особенность современной смешанной экономики состоит в том, что в ней успешно сочетаются два механизма координации экономических процессов: сознательный (регулирование) и стихийно-рыночный, нуждающийся в серьезной корректировке.

Для всех стран  используются общие закономерности эффективного развития. В самом обобщенном виде их можно определить как свободно и активно действующие механизмы самодвижения не только рынка, а всех четырех укладов (то есть типов отношений, или институтов) современной смешанной экономики: индивидуально-семейного, государственного, частно-рыночного, общественно-гражданского. Такого рода характеристики нельзя в точности скопировать, поскольку в каждой стране они должны укорениться в длительно развивающемся поведении населения. [13, с. 119]

Для современной  смешанной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы регулирования экономики. К административным методам относятся, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодёжи при создании новых рабочих мест, прямой контроль над ценами и качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. [16, с. 137]

В современной  смешанной экономике развитых стран  всё большее значение приобретают  экономические структуры неприбыльного (некоммерческого) сектора. Этот сектор охватывает многочисленные ассоциации и объединения, действующие не во имя финансовой выгоды или каких-либо других коммерческих мотивов. Их главная цель — либо предоставление определённых услуг своим членам (частные клубы, ассоциации предпринимателей, профсоюзы), либо удовлетворение определённых насущных общественных потребностей на безвозмездной основе (благотворительные миссии, различные образовательные, научные, медицинские и др. организации). Например, в США насчитывается 26 типов таких структур, освобождённых от уплаты налогов, не входящих в государственный аппарат и не приносящих доход своим членам. Общее число неприбыльных организаций достигает 1,5 млн. [3, с. 344.].

Итак, современная  смешанная экономика со всем многообразием  национальных особенностей есть результат  длительного исторического развития. На пути к современному облику смешанная экономика знала различные соотношения рыночного и государственного механизмов регулирования, на ее содержание влияли новые процессы. Сегодня в смешанной экономике сосуществуют и взаимодействуют отечественные и иностранные фирмы; мелкий, средний и крупный бизнес; многообразие форм собственности и множество организационных структур предпринимательства; рыночная конкуренция, внутрифирменное планирование и государственное регулирование. [16, с. 138]

Современная смешанная экономика развитых стран может служить ориентиром при выработке концепции экономического развития Республики Беларусь, ибо в ней сочетаются условия для эффективного производства, обеспечения благосостояния подавляющей части населения и гарантии прав личности. Но успешное использование этого опыта в отечественной экономике невозможно без учета объективных различий в нынешнем уровне производственной базы, общественной психологии, национальных особенностей белорусского уклада жизни.

 

3. Белорусская  модель смешанной экономики: цели и результаты переходного процесса. Анализ основных социально-экономических показателей Республики Беларусь за 2000 – 2010 года

 

Республика Беларусь расположена в центре Европы. По ее территории пролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие страны СНГ с государствами Западной Европы. Беларусь имеет общую границу с Польшей, странами Балтии, Россией и Украиной.

В 1994 году состоялись выборы президента Республики Беларусь. В результате всенародного волеизъявления первым в белорусской истории президентом стал А.Г Лукашенко. За него проголосовал 81 процент участвовавших в выборах граждан. Именно белорусскому президенту пришлось бросать вызов времени, искать пути выхода из кризиса, адаптироваться к новым экономическим и политическим реалиям. Путем проб и ошибок удалось создать систему, получившую название "белорусская модель экономического развития". Эта модель возникла не в кабинетной тиши, не в головах ученых и чиновников, а из самой жизни. [16, с. 43]

Какие особенности белорусской экономической модели можно выделить? К основным из них относятся следующие.

1. Беларусь не  пошла по пути "шоковых" реформ. В стране сделали ставку на  эволюционный путь развития. Не  было допущено революционной  ломки существовавшей экономической базы. Значительная часть усилий была направлена на то, чтобы совершенствовать имеющийся потенциал. В итоге сохранены реальное производство, промышленные гиганты - "МАЗ", "БелАЗ", "МТЗ", "Горизонт" и т.д. Продукция этих предприятий и в настоящее время востребована на мировых рынках. [14, с. 218.].

2. Не массовая, а индивидуальная, "точечная" приватизация, нацеленная  на повышение эффективности производства.

Не примитивная передача государственной собственности  в частные руки, а привлечение  в реальный сектор экономики инвесторов, заинтересованных в техническом перевооружении производства и повышении конкурентоспособности приватизируемых объектов.

Белорусская приватизация исключает превращение государственной  собственности в источник обогащения отдельных семей и кланов, имеет целью расширение рынка рабочей силы, предельное сокращение безработицы. [13, с. 124]

Информация о работе Смешанная экономика: критерии, особенности функционирования, национальная модель