Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:35, курсовая работа
Целями данной работы является:
-рассмотрение и анализ структуры собственности: ее юридической и экономической сторон;
-изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности;
-анализ развития собственности в России и теорий собственности.
В связи с освобождением от личной зависимости, развитием производительных сил и товарного производства возникает капиталистическая собственность (Европа XVв., Россия XIXв.), которая существенно отличается от предшествовавших форм: она основана на полном отделении непосредственных производителей от материальных условий их труда. С одной стороны утверждается юридическое равноправие всех граждан, а с другой стороны - новый тип отношений: экономическая власть одних и экономическая зависимость других. Появилась крупная частная собственность на землю и вместе с нею масса формально свободных, но не имеющих ничего, кроме собственных рабочих рук, людей (при равном распределении гражданских прав происходит неравное распределение и концентрация прав собственности). В противоположность частной собственности мелких товаропроизводителей основу капиталистической частной собственности составляет безвозмездное присвоение овеществлённых результатов чужого труда, эксплуатация человека человеком в форме присвоения прибавочной стоимости (сумма, на которую стоимость дневной выработки рабочего превышает дневную заработную плату).
Имеются промежуточные формы собственности, которые предполагают перераспределение прав собственности с целью ограничения экономической власти одних и освобождения от экономической зависимости других. Примером может служить участие работников в управлении, распределении дохода, контроле и др.
В ходе социалистической революции возникает новая общественная форма собственности - социалистическая. В теориях данной формы собственности предполагалось, что отношения собственности в условиях капитализма представляют собой исторически последние формы, покоящиеся на эксплуатации человека человеком. Провозглашалось, что в силу присущих капиталистическому способу производства противоречий, и, прежде всего усиливающегося противоречия между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения, они полностью исчерпывают себя. Опыт строительства социализма (Россия-СССР 1917-1991гг., ГДР 1949-1990гг., Польша 1947-1990гг. и др.) был попыткой уравнять людей не только в правах и свободах, но и в правах собственности на условия и результаты производства. Современные тенденции мировой экономики свидетельствуют о том, что постиндустриальное развитие общества будет сопровождаться всё большим распределением прав абсолютной частной собственности и всё большим разнообразием комбинаций прав между субъектами экономических отношений, участвующих в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Научно-техническая революция определила усиливающуюся тенденцию к повышению роли государственной собственности. Эта форма существенно отличается от частной собственности тем, что её непосредственным субъектом является государство. Но в основном нынешней рыночной экономике присущи коллективные, корпоративные, смешанные формы собственности. В достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 10-15% средств производства находятся в индивидуально-частной собственности, 60-70% - в коллективно-корпоративной, акционерной, 15-25% - в государственной.
3. Развитие форм собственности в России в условиях рыночного хозяйства
3.1. Особенности
преобразования собственности
Преобразования собственности в России ассоциируются чаще всего с
приватизацией. Преобразования собственности включают в себя как перераспределение прав в рамках одной и той же формы собственности, так и переход от одних форм собственности к другим. Изменение форм собственности, как уже отмечалось, ведет к изменению экономической власти только в случае особой концентрации правомочий в одних руках. Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществляется в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих предприятий.
Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по
характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.
Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в РСФСР" был принят 3 июля 1991 г. и послужил основой для
разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. "Об ускоренной приватизации государственных и муниципальных предприятий" явился основой для интенсификации процесса приватизации. Широкомасштабный процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет положений к нему вел процесс приватизации в состояние "технологического потока". В чем состояли основные особенности российского процесса приватизации?
1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом.
2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности.
3. Приоритет социально-политических целей над экономическими.
Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической
эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности.
4. Социальная деформированность при быстрой концентрации Капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения. Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. В количественных оценках она выглядела в 1995г. следующим образом. (табл. 1)
Таблица 1
Доля предприятий в государственном и частном секторах
экономики России
Госсектор |
Частный сектор | |
Легкая промышленность |
41 |
59 |
Пищевая промышленность |
43 |
57 |
Строительство |
52 |
48 |
Промышленность стройматериалов |
41 |
59 |
Автотранспорт и авто ремонт |
52 |
48 |
Торговля оптовая |
45 |
55 |
Торговля розничная |
33 |
67 |
Общепит |
44 |
56 |
Бытовое обслуживание |
35 |
65 |
Прочее |
68 |
32 |
Всего по России |
49,5 |
50,5 |
5. Форсирование развития фондового рынка. К изменениям в структуре
собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели.
Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно
приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка.
Этапы российской приватизации.
Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить
следующие основные этапы:
1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа
арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной
инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание,
гостиничное хозяйство и т. д.
2. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 процентов стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.
3. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов.
4. Залоговые аукционы. Государство, с целью покрытия дефицита
государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков
пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке
приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует
потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их
возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов. Нормативной базой для залоговых аукционов послужил Указ Президента РФ "О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеративной собственности" от 31 августа № 889.
К 1997 г. сложилась ситуация,
которая может
масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап
приватизации и
К исходу десятилетия имущественные отношения в России изменились радикально. Государственная и муниципальная собственность сократилась вдвое с 91% в 1992 г. до 40% в 1999 г. Доля других форм собственности возросла почти в семь раз с 9% до 60%. В государственной, удельный вес федеральной уменьшился с 66% до 45%, муниципальной, увеличился с 18% до 39%, субъектов РФ сохранился на уровне 15-17%. В общем объеме негосударственной собственности смешанная составляет 60%, частная 36-38%. Сейчас в накопленном основном капитале и инвестициях в него на федеральную приходится соответственно 20,7% и 11%, на региональную 7,5% и 11%, на муниципальную — 17,2 и 5%, на смешанную российскую — 35,3% и 49%, на частную 18,2'% и 21%, на смешанную иностранную —0,8% и 3%.
Огромный сброс
B 1993-1995 гг. в отраслях
началась концентрация
Самые кардинальные перемены произошли в промышленности. Доля государственных предприятий сократилась с 15% в 1993 г. до 3% в 1996 г, муниципальных с 4,4% до 1,4%, принадлежащих общественным организациям с 0,8% до 0,6%, смешанных российских с 17,3% до 6%, зато частных увеличилась с 61,3% до 87,1 %, с иноучастием с 1,2% до 2,2%.
По удельному весу занятых показатели государственных производств уменьшились с 47,1% до 13,6%, муниципальных с 2,2% до 1,5% общественных организаций с 0,7% до 0,6%, но возросли на частных предприятиях с 14,2% до 35%, смешанных без иностранного участия с 15,1% до 47,2%, с инокапиталом с 0,7% до 1,9%.
По производственной продукции доля государственных упала с 43,6 до
9,2%, муниципальных с 1,3% до 1,2%, общественных организаций сохранилась на уровне 1,3%. Резко нарастили выпуск товаров частные предприятия с 9,3% до 25,2%, смешанные российские с 43,7% до 60,8%, совместные иностранные с 1,8% до 3,4%.
Информация о работе Собственность и многообразие ее форм в условия рыночных отношений