Собственность и многообразие ее форм в условия рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание

Целями данной работы является:
-рассмотрение и анализ структуры собственности: ее юридической и экономической сторон;
-изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности;
-анализ развития собственности в России и теорий собственности.

Работа состоит из  1 файл

вся.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

В связи с освобождением  от личной зависимости, развитием производительных сил и товарного производства возникает капиталистическая собственность (Европа XVв., Россия XIXв.), которая существенно отличается от предшествовавших форм: она основана на полном отделении непосредственных производителей от материальных условий их труда. С  одной  стороны утверждается юридическое равноправие всех граждан, а с другой  стороны - новый тип отношений: экономическая власть одних и экономическая  зависимость  других. Появилась крупная частная собственность на землю и вместе с нею масса формально свободных, но не имеющих ничего, кроме собственных рабочих рук, людей (при  равном  распределении гражданских прав происходит неравное распределение и  концентрация прав собственности). В противоположность частной собственности мелких товаропроизводителей основу капиталистической частной собственности составляет безвозмездное присвоение овеществлённых результатов чужого труда, эксплуатация человека человеком в форме присвоения прибавочной стоимости (сумма, на которую стоимость дневной выработки рабочего превышает дневную заработную плату).

Имеются промежуточные  формы собственности, которые   предполагают перераспределение прав собственности  с  целью  ограничения  экономической власти одних и освобождения от экономической  зависимости других. Примером может служить участие работников в  управлении, распределении дохода, контроле и др.

В ходе социалистической революции возникает новая общественная форма собственности - социалистическая. В теориях данной формы собственности предполагалось, что отношения собственности в условиях капитализма представляют собой исторически последние формы, покоящиеся на эксплуатации человека человеком. Провозглашалось, что в силу присущих капиталистическому способу производства противоречий, и, прежде всего усиливающегося противоречия между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения, они полностью исчерпывают себя. Опыт строительства социализма (Россия-СССР 1917-1991гг., ГДР 1949-1990гг., Польша 1947-1990гг. и др.) был попыткой уравнять людей не только  в правах и свободах, но и в  правах  собственности  на  условия  и  результаты производства. Современные тенденции мировой экономики  свидетельствуют  о  том,  что постиндустриальное  развитие  общества  будет  сопровождаться  всё  большим распределением  прав  абсолютной  частной  собственности   и   всё   большим разнообразием комбинаций прав между субъектами экономических отношений, участвующих в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Научно-техническая революция определила усиливающуюся тенденцию к повышению роли государственной собственности. Эта форма существенно отличается от частной собственности тем, что её непосредственным субъектом является государство. Но  в основном нынешней рыночной экономике присущи коллективные, корпоративные, смешанные  формы собственности. В достаточно типичной капиталистической  экономике рыночного типа 10-15% средств производства находятся в индивидуально-частной собственности, 60-70% - в коллективно-корпоративной, акционерной, 15-25% - в государственной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие  форм собственности в России  в условиях рыночного хозяйства

3.1. Особенности  преобразования собственности в  России

      Преобразования  собственности в  России  ассоциируются   чаще  всего  с

приватизацией. Преобразования собственности включают в себя как перераспределение прав в рамках одной  и той же формы собственности, так и переход от одних  форм  собственности  к другим.  Изменение  форм  собственности,  как  уже  отмечалось,  ведет   к изменению  экономической  власти  только  в  случае  особой   концентрации правомочий в одних руках. Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике  России осуществляется  в  ходе  острых  дискуссий,  которые  велись  по   следующим основным   направлениям.    В    качестве    приоритетных    обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной  собственности  на  крупных предприятиях и приватизация в сфере малого  бизнеса;  создание  коллективных предприятий как  с  неделимой,  так  и  коллективно-долевой  собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди  населения  (через специальные приватизационные счета, государственные ценные  бумаги  и  др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих предприятий.

      Приватизация  в России была  осуществлена  в  радикальном  варианте  по

характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

      Закон   РСФСР   "О   приватизации   государственных   и   муниципальных

предприятий в РСФСР" был принят 3  июля  1991  г.  и  послужил  основой  для

разработки и реализации практических программ приватизации. Указ  Президента РФ от 29 января  1992  г.  "Об  ускоренной  приватизации  государственных  и муниципальных  предприятий"  явился  основой  для  интенсификации   процесса приватизации.   Широкомасштабный   процесс   приватизации   с   предписанием количественных планов приватизации по отраслям  и  регионам  развернулся  на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А  указ  Президента  РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет положений к  нему  вел  процесс приватизации в состояние "технологического потока". В чем состояли основные особенности российского процесса приватизации?

1. Директивность. Решение   о  приватизации  принималось   не  трудовыми коллективами   или   руководителями   (менеджерами),   знавшими    специфику финансового и технологического состояния  предприятий,  а  Госкомимуществом.

2. Приоритетность одной  формы. В  качестве  приоритетного   направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались  и даже   игнорировались   другие    формы    преобразований    государственной собственности,  связанные  с  перераспределением   прав   собственности.  

3.  Приоритет   социально-политических   целей   над   экономическими.

Российская  модель  приватизации   не   учитывала   критерии   экономической

эффективности, осуществления  приватизации в  краткосрочном  и  среднесрочном аспектах,   что   неизбежно   приводило   к   расточительности.   

4. Социальная деформированность   при  быстрой  концентрации  Капитала. Провозглашенная  социально-стартовая  цель  превратить   всех   граждан   в собственников и создать  массовый  средний  класс  на  практике  обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения. Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот  процесс был  в  1992-1994  гг.  В количественных оценках она выглядела  в  1995г.  следующим образом. (табл. 1)

Таблица 1

Доля предприятий  в государственном и частном секторах

экономики России

 

Госсектор

Частный сектор

Легкая промышленность      

41

59

Пищевая промышленность     

43

57

Строительство   

52

48

Промышленность стройматериалов

41

59

Автотранспорт и   авто ремонт   

52

48

Торговля оптовая           

45

55

Торговля розничная         

33

67

Общепит                    

44

56

Бытовое обслуживание       

35

65

Прочее                     

68

32

Всего по России            

49,5

50,5


5. Форсирование развития  фондового рынка.  К  изменениям  в  структуре

собственности не сводятся  результаты  приватизации  по  российской  модели.

Поскольку  основная  масса  средних   и   крупных   предприятий   директивно

приватизировалась в  виде превращения государственных  предприятий в  открытые акционерные общества,  сам  процесс  приватизации  явился  сильным  фактором развития фондового рынка.

      Этапы российской приватизации.

      Если  рассматривать  приватизацию  в  динамике,  то   можно   выделить

следующие основные этапы:

      1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа

арендованного  имущества  и   охватывала   в   основном   сферу   социальной

инфраструктуры:  торговля,  бытовое  обслуживание,   общественное   питание,

гостиничное хозяйство  и т. д.

2. Ваучерный (чековый) этап  приватизации.  Его  основным  содержанием стало преобразование  государственных  предприятий  в  акционерные  общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по  конкурсу  и  на аукционе. От 50 до  80  процентов  стоимости  пакетов  акций  и  выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

3. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным  содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так  и  акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На  этот  этап возлагались не оправдавшиеся  пока  надежды  на  появление  "стратегических" инвесторов.

4.  Залоговые  аукционы.  Государство,  с  целью   покрытия   дефицита

государственного бюджета, отдает в залог  под кредиты коммерческих  банков

пакеты   акций   крупнейших   предприятий,   акционированных    в    порядке

приватизации.  Считать  залоговые  аукционы  формой   приватизации   следует

потому, что государство, отдавая в  залог  пакеты  акций,  не  планирует  их

возвращения и не резервирует  средства на возвращение  кредитов.  Нормативной базой для  залоговых  аукционов  послужил  Указ  Президента  РФ  "О  порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеративной  собственности" от 31 августа № 889.

            К 1997 г.  сложилась  ситуация,  которая  может  спровоцировать  новое

масштабное  перераспределение  прав  собственности,   т.   е.   новый   этап

приватизации и переприватизации. Система  неплатежей,  в  которую  "вползли" практически  все отрасли реального сектора   экономики,   после   резкого повышения  масштаба  цен  с  1992  г.  привела  к  тому,   что   большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения  государства,  оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут  быть  банки  и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

      К исходу десятилетия имущественные отношения в России изменились радикально. Государственная и муниципальная собственность сократилась вдвое с 91% в 1992 г. до 40% в 1999 г. Доля других форм собственности возросла почти в семь раз с 9% до 60%. В государственной, удельный вес федеральной уменьшился с 66% до 45%, муниципальной, увеличился с 18% до 39%, субъектов РФ сохранился на уровне 15-17%. В общем объеме негосударственной собственности смешанная составляет 60%, частная 36-38%. Сейчас в накопленном основном капитале и инвестициях в него на федеральную приходится соответственно 20,7% и 11%, на региональную 7,5% и 11%, на муниципальную — 17,2 и 5%, на смешанную российскую — 35,3% и 49%, на частную 18,2'% и 21%, на смешанную иностранную —0,8% и 3%.

Огромный сброс госсобственности в частный и смешанный секторы  позволил несколько затормозить  разрушительное действие глубокого  системного кризиса, вызревшего в экономике в советскую эпоху, особенно после двух нефтяных шоков 70-х и 80-х гг. Без этого сброса темпы падения производства, самораспад экономики и страны были бы еще выше.

B 1993-1995 гг. в отраслях  началась концентрация акционерного  капитала распыленного между множеством мелких держателей ценных бумаг и захват контроля над наиболее доходными активами в других отраслях. Именно такое межотраслевое проникновение и разветвленные структуры стали играть роль главного антикризисного тормоза.

Самые кардинальные перемены произошли в промышленности. Доля государственных предприятий сократилась с 15% в 1993 г. до 3% в 1996 г, муниципальных с 4,4% до 1,4%, принадлежащих общественным организациям с 0,8% до 0,6%, смешанных российских с 17,3% до 6%, зато частных увеличилась с 61,3% до 87,1 %, с иноучастием с 1,2% до 2,2%.

По удельному весу занятых показатели государственных  производств уменьшились с 47,1% до 13,6%, муниципальных с 2,2% до 1,5% общественных организаций с 0,7% до 0,6%, но возросли на частных предприятиях с 14,2% до 35%, смешанных без иностранного участия с 15,1% до 47,2%, с инокапиталом с 0,7% до 1,9%.

  По производственной продукции доля государственных упала с 43,6 до

9,2%, муниципальных с  1,3% до 1,2%, общественных организаций  сохранилась на уровне 1,3%. Резко нарастили выпуск товаров частные предприятия с 9,3% до 25,2%, смешанные российские с 43,7% до 60,8%, совместные иностранные с 1,8% до 3,4%.

Информация о работе Собственность и многообразие ее форм в условия рыночных отношений