Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что одним из главных условий перехода к рыночной экономике является многообразие форм собственности, поэтому немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов связанных с правом собственности и его значением.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОБСТВЕННОСТИ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ. ЮРИДИЧЕСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ 4
2. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ, СПЕЦИФИКА И ЭВОЛЮЦИЯ 10
3. РЕФОРМА СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ, ОСОБЕННОСТИ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА 22
Подводя
итоги, хотелось бы еще раз подчеркнуть,
что развитие форм частной собственности
в условиях российской действительности
может идти и по иному пути: создания
механизмов, ломающих корпоративные
и мафиозные системы и
Теперь обратимся к перспективам развития коллективных форм собственности и кооперативов в современной российской экономике. Они связаны прежде всего с потенциалом общественного творчества, хозяйской, предпринимательской активностью большинства работников. Как правило, для стран, уходящих от государственно-плановой модели экономики, этот потенциал оказывается относительно низок. Человек не привык ощущать себя хозяином и относится к средствам производства как к “ничьим”. Для большинства трудящихся существенными оказываются противоречия между традициями коллективного труда и пассивностью, традициями подчинения бюрократической структуре.
Разрешение этих противоречий возможно по мере организации трудящихся в условиях социально-экономической борьбы за свои права, а так же на базе развития новых кооперативов, возникающих в процессе объединения мелких частных собственников. Возможен и путь к активизации коллективистских отношений при очищении их от превратных форм прошлого. Однако во многих случаях социальная и политическая власть оказывается под контролем неформальных сил и организаций, которые принципиально заинтересованы в не столько в развитии, сколько, напротив, в подавлении коллективных форм собственности, что создает дополнительные трудности для их развития. С другой стороны, рост самоорганизации трудящихся, их активности в условиях экономического кризиса во многих случаях может привести к победам в этом направлении. (Примером тому может служить ряд достижений союзов трудовых коллективов предприятий России в конце 80-х годов — начале 90-х гг.).
В
любом случае следует признать, что
объективные основания для
В
то же время не стоит забывать о
том, что кооперативы и коллективные
предприятия несут в себе черты
не только общественной, но и частной
собственности. Это касается не только
возможности индивидуального
Обратимся
теперь к государственному сектору
и его перспективам развития. Какова
же возможная сфера
Однако,
при всей спорности данного вопроса,
абсолютно очевидным и не подвергающемся
сомнению является то, что наука, искусство,
образование и т.п. требуют не
огосударствления, а государственной
поддержки этих сфер, при развитии
государственной формы
Что
касается России, то здесь была совершена
попытка в кратчайшие сроки (за 1993-1994
гг.) преобразовать государственную
собственность в различные
Что касается развития государственной собственности, то здесь безусловно широкие возможности оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Скажем, крупные предприятия, работавшие ранее в рамках военно-промышленного комплекса, должны сохранить государственную форму собственности.
В каких бы сферах ни развивалась государственная собственность в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.
Так, принципиально важным для содержания государственной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником.
В
российской экономике сохраняется
целый ряд актуальных проблем, без
скорейшего разрешения которых невозможно
говорить о дальнейших перспективах
развития государственной собственности.
До сих пор не налажена система
управления госимуществом (включая
принадлежащие государству
В
настоящее время, учитывая произошедшие
изменения в структуре
Для
устойчивости нашего экономического развития
необходим мощный государственно-корпоративный
сектор. Для этого требуются
В
итоге можно сказать, что необходимо
устранение не столько государственной
собственности, сколько ее монополии.
Госсобственность должна сохранить
в перспективе весомую роль. При
этом нельзя забывать о проблемах
национальной безопасности, спешить
избавляться от прибыльных объектов.
Вместе с тем важно обеспечить
развитие различных форм частной
собственности и собственности
работников, используя и такие
варианты разгосударствления экономики,
как аренда с правом выкупа. Нет
оснований для отказа от применения
всего спектра форм акционерных
обществ; целесообразно, в частности,
развивать образование ЗАО. Следует
устранить все препоны, мешающие
развивать собственное дело.
Проблема
управления собственностью является одной
из самых насущных в условиях переходной
экономики. Эта проблема особенно актуальна
в сложившейся ситуации, когда
налицо кризис бюджета и дефицит
финансовых ресурсов. В этой связи
повышение эффективности
С
юридической точки зрения собственность
– это отношение между
Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.
Объект
собственности – пассивная
Формирование
реальных схем управления собственностью
следует осуществлять исходя из принципов
эффективного менеджмента, используя
базовые положения гражданского
и хозяйственного законодательства.
Практическая реализация этих задач
осуществляется в рамках единого
замкнутого процесса управления, включающего
идентификацию, учет, оценку эффективности
использования, планирование мероприятий
по повышению эффективности, оценку
возможностей федеральной поддержки
планируемых мероприятий и