Социальная миссия потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности социальной миссии потребительской кооперации, ее основные направления, а также кооперативной деятельности Московского регионального союза потребительских обществ. Актуальность темы исследования состоит в том, что современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего развития, связанным с переходом к новому качеству жизни.

Содержание

Введение
1. Основные направления реализации социальной миссии потребительской кооперации………………………………………………………………………5
1.1 Сущность социальной миссии потребительской Кооперации…………...5
1.2 Направления реализации социальной миссии потребительской кооперации……………………………………………………………………….7
1.3 Направления социальной деятельности на селе…………………………..15
2. Московский региональный союз потребительских обществ…………….18
2.1 Анализ финансовых результатов Балашихинского райпо за 2005-2007 гг……………………………………………………………………………23

3. Миссия потребительской кооперации в XXI веке………………………...27
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

гл.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАФЕДРА КОММЕРЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:

«Организация коммерческой деятельности»

На тему:

«Социальная миссия потребительской кооперации»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса

Тарасов Ю.П.

 

Москва

2011 г.


Содержание

 

Введение

1.        Основные направления реализации социальной миссии потребительской кооперации………………………………………………………………………5

1.1   Сущность социальной миссии потребительской Кооперации…………...5

1.2   Направления реализации социальной миссии потребительской кооперации……………………………………………………………………….7

1.3   Направления социальной деятельности на селе…………………………..15

2.        Московский региональный союз потребительских обществ…………….18

2.1 Анализ финансовых результатов Балашихинского райпо за 2005-2007 гг……………………………………………………………………………23

 

3.        Миссия потребительской кооперации в XXI веке………………………...27

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Курсовая работа на тему: «Социальная миссия потребительской кооперации» посвящена исследованию социально-экономической основы потребительской кооперации.

Целью курсовой работы является изучение сущности социальной миссии потребительской кооперации, ее основные направления, а также кооперативной деятельности Московского регионального союза потребительских обществ. Актуальность темы исследования состоит в том, что современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего развития, связанным с переходом к новому качеству жизни. Это исторический период развития процессов глобализации не однотипных по своей сущности и характеру систем - экономических, социальных, культурных, духовных, это период постановки и решения различных целей - экономической выгоды, конкуренции, политической целесообразности, национальной безопасности, нравственного возрождения. В этих условиях российское общество как никогда нуждается в развитии таких социально-экономических систем, которые решали бы вопросы гармонизации социума и внедрения новых технологий управления, позволяющих встраиваться в международное сообщество.

Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

В этом определении четко выражена социальная миссия – главная цель системы потребительской кооперации – удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов.

Четкая формулировка социальной миссии потребительской кооперации имеет важное значение для пайщиков, органов управления и работников всех организаций системы – каждого потребительского общества и каждого потребительского союза.

Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации – потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью.

Социальная миссия требует от органов управления потребительских обществ и потребительских союзов принятия управленческих решений в интересах пайщиков.

Конкретная социальная миссия потребительской кооперации позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стратегических программ.

 


1.        Основные направления реализации социальной миссии потребительской кооперации

 

1.1 Сущность социальной миссии потребительской кооперации

 

Потребительская кооперация, осуществляя экономические функции, выполняет социальную миссию. Традиционно обслуживая население, потребительская кооперация ставила в качестве задачи и необходимого условия для осуществления социальной роли получение прибыли. В этом состоит один из важнейших отличительных признаков потребительского кооператива от акционерных обществ и других коммерческих структур, преследующих цель - получение прибыли.

Успешное хозяйствование, достижение хороших экономических и финансовых результатов деятельности создают реальную основу для повышения социальной роли потребительской кооперации, решения большего круга социальных задач. В свою очередь, укрепление ее социальной базы означает привлечение большего числа покупателей в кооперативные магазины, обеспечение динамичного роста товарооборота, в конечном итоге - расширение сегмента кооперативного рынка. Это создает объективные предпосылки для экономического благополучия системы.

В условиях становления рыночных отношений диалектическое единство экономического и социального усилилось, хотя обострилось и противоречие между ними. С одной стороны - рынок, требующий от кооперативов финансового благополучия; с другой стороны - забота о благе людей, причем не только пайщиков, а всего населения, в том числе социально незащищенных слоев. Природа потребительской кооперации такова, что она, выступая социально ориентированной системой, главную свою задачу видит в обеспечении материальных и социальных интересов пайщиков и малоимущих слоев населения. Вынесение социальных проблем на первое место определяется социальной значимостью, которую имеет потребительская кооперация для всего российского общества.

Основной отраслью, формирующей совокупный объем деятельности системы потребительской кооперации, является розничная торговля. В 2007 году оборот розничной торговли составил 119,6 млрд. руб. с ростом к 2006 году в сопоставимых ценах на 10,4 процента.

Осуществляя снабжение населения товарами, создавая рабочие места и обеспечивая занятость сельского населения, потребительская кооперация стабилизирует социально-экономическую обстановку в регионах своей деятельности.

Современная практика потребительской кооперации подтвердила то, что потребительские общества наиболее эффективно решают свои задачи в том случае, когда пользуются доверием и поддержкой пайщиков. Как правило, такие общества получают максимальные льготы от местных администраций, поскольку существенно влияют на социально-экономическое развитие регионов.

Социальная миссия потребительской кооперации состоит в защите социальных и экономических интересов пайщиков и всего населения. Она включает следующие аспекты:

   создание условий для демократии;

   информированность пайщиков;

   повышение социальной активности пайщиков и остального населения;

   обеспечение занятости сельского населения;

   заботу о социально незащищенных группах населения: пенсионерах, инвалидах, нетрудоспособных гражданах;

   привлечение к экономической деятельности широких слоев населения;

   обеспечение гарантированной закупки излишков продукции населения;

   товарный кредит населению (отпуск товаров населению в долг);

   содержание в отдаленных поселениях планово-убыточных предприятий торговли;

   товарный кредит и обслуживание бюджетных организаций социально-культурного типа;

   реализацию хлеба собственной выпечки по цене ниже себестоимости;

   организацию школьного питания;

   транспортные и другие услуги, предоставляемые бесплатно или на льготных условиях;

   бесплатные или льготные путевки;

   наборы продуктов, подарки.

Как видно из перечисленных аспектов, социальная миссия потребительской кооперации направлена не только на пайщиков, но и на все обслуживаемое население. Соотношение экономического и социального аспектов деятельности служит критерием зрелости или состоятельности потребительского кооператива, которые следует рассматривать в контексте достаточного уровня затрат на реализацию социальной миссии.

 

1.2 Направления реализации социальной миссии потребительской кооперации

 

Демократизация - одно из направлений возрождения социальной базы системы. Вернуть потребительскую кооперацию пайщику, сделать его реальным хозяином возможно при обеспечении права пайщиков свободно обсуждать на собраниях, заседаниях советов хозяйственную деятельность кооператива, открыто выступать с критикой, отстаивать свои предложения по улучшению работы общества.

Информированность пайщиков - один из признаков демократии. Пайщик имеет право на получение информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности в своем кооперативе, в союзе, о проблемах и тенденциях в потребительской кооперации России. Газета «Российская кооперация» публикует передовой опыт, характеризует успехи и недостатки конкретных организаций и предприятий, помогает оценить место своего кооператива в регионе и системе в целом.

Проблема занятости населения и ее решение - основное направление борьбы с бедностью, одна из центральных задач в цельности кооперативных организаций всех уровней, что является воплощением в жизнь ряда постановлений Совета Центросоюза. Образование новых рабочих мест, обусловливающее рост численности работников потребительской кооперации, непосредственно связано с расширением объема деятельности действующих предприятий, вводом в действие новых предприятий. Если говорить о традиционных отраслях деятельности: торговле, общественном питании, промышленности - это в значительной степени предопределено инвестиционными вложениями. Этот путь имеет ограниченные возможности реализации.

Реальные резервы увеличения числа рабочих мест заложены в развитии нетрадиционных для потребительской кооперации направлений деятельности: торговли медикаментами, сельскохозяйственного производства, туристической деятельности, гостиничного хозяйства, мукомольного производства, развития сферы услуг и др.

Следует отметить особую социально-экономическую роль сферы услуг. Пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт мебели, холодильников, теле радиоаппаратуры, фотоателье, парикмахерские, ритуальные услуги, изготовление металлоизделий и другие услуги удовлетворяют потребности сельского населения, улучшают среду обитания, освобождая его от ряда бытовых хлопот. Всего в 2008 году объем бытовых услуг составил 532 млн. руб. Развитие сферы услуг, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, способствует повышению уровня жизни селян. Кроме того, они создают возможность обеспечения занятий таким социально незащищенным слоям сельского населения, как пенсионеры и инвалиды. Особое социальное значение имеет предоставление работы на неполный рабочий день для этих категорий населения. Учитывая, что предоставление услуг является видом хозяйственной деятельности, следует отметить их роль и в создании валового дохода кооперативных организаций.

Потребительская кооперация широко реализует возможности использования надомного труда и создает условия для возрождения народных промыслов. Сохранению и развитию национальной культуры, самобытности ремесел.

Одним из реальных механизмов обеспечения занятости населения является организация общественных работ. Вопросы организации общественных работ в организациях потребительской кооперации регламентируются соглашением между Министерством России и Центросоюзом РФ.

Следующее направление реализации социальной миссии потребительской кооперации - обеспечение кооперативного профессионального образования. Кооперативное образование как трехуровневая подготовка специалистов включает обучение в профессиональных школах (училищах), колледжах (техникумах), институтах и университетах. Для потребительской кооперации России специалистов с высшим образованием готовят три университета и 34 филиала, со средним специальным образованием -- 65 средних специальных учебных заведений. Кооперативные колледжи по договору со службами занятости проводят подготовку работников массовых профессий.

Студенты колледжей и вузов, обучающиеся за счет средств потребительской кооперации, уменьшают социальную напряженность, в первую очередь на молодежном рынке труда.

Социальную миссию потребительской кооперации в обеспечении кооперативного образования можно оценить с помощью следующих показателей:

        численности студентов, обучающихся в образовательных учреждениях по направлениям и за счет средств потребительской кооперации;

        суммы средств фонда подготовки кадров, использованной в отчетном году на оплату за обучение в образовательных кооперативных учебных учреждениях;

        числа безработных граждан, прошедших профессиональное обучение в кооперативных образовательных учреждениях.

Потребительская кооперация рассматривает привлечение молодежи в систему как важнейшее направление реализации социальной миссии и в то же время как условие укрепления самой системы потребительской кооперации, так как молодежь - это категория работников, лишенная консерватизма, воспринявшая нормы и принципы сегодняшнего бытия, способная вести предпринимательскую деятельность.

Важной формой реализации социальной миссии потребительской кооперации является ее участие в формировании доходов населения. Оно включает оплату труда работников потребительской кооперации и кооперативные выплаты, предусмотренные Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Информация о работе Социальная миссия потребительской кооперации