Социальная миссия потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности социальной миссии потребительской кооперации, ее основные направления, а также кооперативной деятельности Московского регионального союза потребительских обществ. Актуальность темы исследования состоит в том, что современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего развития, связанным с переходом к новому качеству жизни.

Содержание

Введение
1. Основные направления реализации социальной миссии потребительской кооперации………………………………………………………………………5
1.1 Сущность социальной миссии потребительской Кооперации…………...5
1.2 Направления реализации социальной миссии потребительской кооперации……………………………………………………………………….7
1.3 Направления социальной деятельности на селе…………………………..15
2. Московский региональный союз потребительских обществ…………….18
2.1 Анализ финансовых результатов Балашихинского райпо за 2005-2007 гг……………………………………………………………………………23

3. Миссия потребительской кооперации в XXI веке………………………...27
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

гл.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

Московский союз потребительских обществ (ныне Московский региональный союз потребительских обществ - МСПК) образован в 1898 году по инициативе Московского общества потребителей "Взаимная польза".
   Он был первым кооперативным союзом в России и сыграл огромную объединительную роль. Именно Московский союз положил начало созданию в России единой системы потребительской кооперации, состоящей из первичных потребительских обществ и потребительских союзов разных уровней.

   В 1903 году МСПК стал постоянным членом Международного Кооперативного Альянса (МКА).
   Сегодня Московский региональный союз потребительской кооперации (МСПК) является самым крупным по масштабам своей деятельности союзом потребительской кооперации в России.

Московский союз на протяжении всей своей истории является многоотраслевой хозяйственной организацией. Основными видами его деятельности являются: розничная и оптовая торговля, общественное питание, закупки излишков сельхозпродуктов и заготовки вторичных ресурсов и сырья, производство товаров народного потребления, оказание платных услуг населению, проектные и строительно-монтажные работы, автоперевозки, ремонт и техническое обслуживание оборудования, подготовка кадров массовых профессий и специалистов среднего звена.
   Помимо хозяйственной деятельности кооперативные организации реализуют социальную миссию на селе, тем самым экономически поддерживая пайщиков и малообеспеченных сельских жителей.
   МСПК учредил Негосударственный пенсионный фонд "Кооперация", через который формируется дополнительная к государственной пенсия как за счет средств организаций, так и самих работников.

Ведущей отраслью МСПК является торговля, она составляет 80% всего объема деятельности союза. Организации потребительской кооперации обеспечивают товарами около 3 тыс. сел и деревень - это почти 2 млн. человек, постоянно проживающих во всех районах Московской области и 3 млн. москвичей, выезжающих на отдых в летний период.
   В торговых предприятиях организаций потребительской кооперации МСПК представлен широкий ассортимент продуктов питания, товаров легкой промышленности, сложнобытовой техники, хозяйственных товаров, лесных и строительных материалов, садово-огородного инвентаря и средств малой механизации и т.д.
   В системе проводится большая работа по модернизации розничной торговой сети на основе технического перевооружения, внедрения современных технологий.
Почти треть магазинов работают по методу самообслуживания, в них установлено современное технологическое оборудование, электронно-кассовые расчетные узлы.
Основными достоинствами работы этих магазинов является более эффективное использование торговых площадей, удобство выбора товаров для покупателей, соблазн незапланированных покупок, снижение времени обслуживания покупателей и как следствие - значительное увеличение розничного товарооборота и создание дополнительных рабочих мест, так необходимых жителям села.
   В крупных торговых предприятиях осуществляется комплексное обслуживание покупателей через предоставление дополнительных услуг (раскрой тканей и мелкий ремонт швейных изделий, часов, проявка и печатание фотографий, продажа телефонных карт и оплата мобильной телефонной связи, изготовление цветочных букетов и т.д.).
   Большой популярностью у населения пользуются такие типы магазинов, как "Мини-маркет", "Продукты", "Хозтовары".
   Широкую известность приобрели магазины и отделы "Пайщик" и "Ветеран", где предоставляются различные льготы социально-незащищенным категориям населения.
   В весенне-летний период широко представлена лоточная торговля по обслуживанию мероприятий, проводимых администрациями городов и районов области; открывается дополнительная сеть в местах массового отдыха и летние площадки; во многих магазинах, расположенных на трассах, продлевают часы торговли,  для удобства проезжающих организуются дорожные наборы и т.д.
   Помимо стационарной торговой сети широкое развитие приобрело обслуживание выездной торговлей отдаленных населенных пунктов, не имеющих магазинов, садоводческих и дачных товариществ. Организации потребительской кооперации МСПК через выездную торговлю обслуживают  1,7 тысяч сельских поселений, в ассортименте автомагазинов всегда хлеб и хлебобулочные изделия, сахар, крупа, макаронные и кондитерские изделия, соки, воды, и др., через них можно купить любые промышленные товары с доставкой на дом.

Ведется процесс совершенствования оптового звена, централизации закупок товаров и поставок их предприятиям кооперативной торговли на базе реализации Концепции развития оптовой и розничной торговли в системе МСПК.

   Успешно работают оптовые торговые базы: Гольёвская и Белостолбовская универсальная оптовая торговая база . Базы имеют железнодорожные и автомобильные подъездные пути, оборудованные площадки под стоянки грузового и легкового автотранспорта. Организована централизованная доставка товаров потребителям.

Московский региональный союз потребительской кооперации располагает разветвленной сетью предприятий общественного питания на 15 тыс. посадочных мест.
   Неизменной популярностью у посетителей Москвы и Подмосковья, а также зарубежных гостей пользуется один из лучших ресторанов потребительской кооперации - ресторан "Русская изба" Красногорского райпо. (сделать ссылку на сайт ресторана).
   Сеть общественного питания также представлена мелкими предприятиями -кафе, закусочными, шашлычными, в которых быстро обслужат и вкусно накормят.
   Помимо общедоступной сети в системе работают 90 школьных столовых и буфетов, что определяет социальную направленность отрасли.
   Проводится большая работа по обновлению материально-технической базы за счет реконструкции и модернизации действующих объектов, использования свободных площадей торговых предприятий.
   Кооперативные организации области особое внимание уделяют вопросам качества и ассортимента выпускаемой продукции, подготовкой повышению профессионального мастерства кулинаров и работников сервисного обслуживания.

Сегодня ставится задача - шире формировать структуру товарооборота  за счет собственных источников - заготовительной деятельности, кооперативной промышленности, собственной продукции общественного питания.
   На примере работы Волоколамского, Пушкинского, Ступинского райпо ставится задача создания в районных организациях замкнутого цикла по доведению продукции от производителя до конечного потребителя по цепочке: закупка натуральной продукции с личных подворий и у фермерских хозяйств - хранение - переработка - реализация через собственную сеть.

Развитие сферы услуг на селе стало неотъемлемой частью хозяйственной деятельности кооперативных организаций, приносящей как дополнительные доходы, так и благодарность людей, обслуживаемых ими.
   Из года в год расширяется спектр предоставляемых услуг, создавая более комфортные условия жизни на селе.
   В настоящее время населению области предоставляется более 65 видов платных услуг.
   Помимо традиционных услуг розничной торговли и общественного питания получили развитие нужные сельским жителям услуги парикмахерских, косметических и массажных  кабинетов, по ремонту и обслуживанию транспортных средств, таксофонов, мобильной связи,  ремонту одежды и обуви, бытовой техники, фотоуслуги, ветеринарные и другие виды услуг.
   Для организации оказания услуг эффективно используются свободные торговые и складские помещения.

  В целях успешного развития основных отраслей хозяйственной деятельности кооперативные организации целенаправленно проводят работу по обновлению материально-технической базы путем строительства новых, реконструкции и переоборудования действующих объектов.
   Для этого в системе МСПК создана собственная инфраструктура, куда входят строительные, ремонтно-монтажные организации, службы эксплуатации инженерных сооружений и сетей, осуществляющие как ремонт имеющейся материально-технической базы, так и строительство новых объектов, реконструкцию действующих.

   ООО "Коопстрой" - выполняет подрядные работы по строительству социально-значимых объектов, с 2002 г. приступил к жилищному строительству, выступает в качестве заказчика-застройщика, генерального подрядчика и инвестора строительства жилья. В 2010 году в качестве застройщика приступил к строительству в г.Мытищи жилого комплекса на 525 квартир площадью около 40 тыс. кв.м.
   ООО "Центропроектстрой" - разрабатывает проектно-сметные документации для районных кооперативных организаций.
   ООО "Фирма "Содействие" - оказывает комплексные услуги по разработке дизайн-проекта торгового зала магазина, заказу, поставке и монтажу торгового и технологического оборудования с последующим гарантийным обслуживанием

Исторически сложилось, что Московский союз потребительной кооперации имеет собственную учебную базу для  подготовки и переподготовки профессиональных кадров для потребительской кооперации.
   В настоящее время  Московский региональный союз потребительской кооперации  осуществляет подготовку и переподготовку специалистов и кадров массовых профессий для организаций потребительской кооперации МСПК в двух образовательных учреждениях по программам начального и среднего профессионального образования. На курсах повышают квалификацию руководители, специалисты и рабочие по различным аспектам деятельности организаций потребкооперации, в том числе с выдачей удостоверений и свидетельств установленного образца.

2.1 Анализ финансовых результатов Балашихинского райпо за 2005-2007 гг

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности Балашихинского райпо составляется таблица:

Таблица – Состав и динамика финансовых результатов деятельности Балашихинского райпо за 2005-2007гг.

Наименование показателя

Код строки

Средняя величина показателя за период, тыс. руб.

Абсолютное изменение, тыс. руб.

Темп роста, %

2005

2006

2007

2006/

2005

2007/2006

2006/

2005

2007/

2006

1.Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продаж

010

14 309

15 243

18 403

934

3 160

106,53

120,73

Себестоимость

020

11 950

11 971

14 205

21,0

2 234

100,18

118,66

Валовая прибыль

029

2 359

3 272

4 198

913

926

138,70

128,30

Коммерческие расходы

030

2 523

3 191

4 059

668

868

126,48

127,20

Управленческие расходы

040

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,00

 

Прибыль (убыток) от продаж (строки (010-020-030-040))

050

-164

81

139

245,0

58,0

-49,39

171,60

2. Операционные доходы и расходы Проценты к получению

060

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,00

 

Проценты к уплате

070

0,0

0,0

347,0

0,0

347

0,00

 

Доходы от участия в других организациях

080

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,00

 

Прочие операционные доходы

090

1 030

1 004

191,0

-26,0

-813

97,48

19,02

Прочие операционные расходы

100

1 091

1 012

172,0

-79,0

-840

92,76

17,00

3. Внереализационные доходы и расходы внереализационные доходы

120

165

60

63,0

-105

3,0

0,00

105,00

внереализационные расходы

130

75,0

1 162

131,0

1 087

-1 031

0,00

11,27

Прибыль (убыток) до налогообложения (строки (050+060-070+080+090-100+120-130))

140

-135

-1 029

-257

-894

7720

762,22

24,98

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательства

150

59,0

71,0

192,0

12,0

121,0

120,34

270,42

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

160

-194,0

-1 100,0

-449

-906

651,0

567,01

40,82

4. Чрезвычайные доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

Чрезвычайные доходы

170

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,00

 

Чрезвычайные расходы

180

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,00

 

Чистая прибыль

(строки 160+170-180)

190

-194

-1 100

-449

-906

651,0

567,01

40,82


 

Согласно данным таблицы деятельность анализируемого Балашихинского райпо можно охарактеризовать как убыточную. Проследим динамику доходов организации:

- выручка от реализации увеличивается из года в год, так в 2006 г. она выросла на 934 тыс. руб. или на 6,53 %, в 2007 г на 3160 тыс. руб. или на 20,73 %;

- доходы от операционной деятельности наоборот, сократились в 2006 г. на 26 тыс. руб. или на 2,52 %, в 2007 г. – на 813 тыс. руб. или на 80,98 %.

- доходы от внереализационной деятельности сократились по сравнению с 2005 г. с 165 до 63 тыс. руб.

- себестоимость продукции райпо выросла по сравнению с 2005-2006 гг. на 2234 тыс. руб. Однако темпы ее прироста ниже, чем темпы прироста выручки от реализации, так в 2006 г. выручка увеличилась на 6,53 %, а себестоимости на 0,18 %, в 2007 г. данный разрыв был гораздо ниже 20,73 % и 18,66 % соответственно. Опережение прироста выручки прироста себестоимости свидетельствует об уменьшении ее доли в выручке и соответственно об увеличении валовой прибыли.

Негативное влияние на финансовые результаты Балашихинского райпо оказывает большая и все более увеличивающаяся величина коммерческих расходов. Так, в 2005 году, несмотря на положительное значение валовой прибыли в результате значительных коммерческих расходов был получен убыток от реализации в сумме 164 тыс. руб.

В 2006 г. величина коммерческих расходов выросла на 668 тыс. руб. или на 26,48 %, в 2007 г. на 868 тыс. руб. или на 27,2 %.

Следует отметить произошедшее в 2007 г. сокращение операционных расходов с 1012 тыс. руб. в 2006 г. до 519 тыс. руб. Однако сокращение операционных доходов было еще более значительным, и результатом от операционной деятельности стал убыток.

- аналогичная ситуация наблюдается и в отношении внереализационных доходов, несмотря на значительное их снижение в 2007г. их величина все же превысила доходы.

 

 


3. Миссия потребительской кооперации в XXI веке

 

XXI век называют веком глобализации и унификации мировой экономики и политики.

Глобализация способствует росту объемов деятельности, сокращению затрат, увеличению прибыли. Экономика приобретает новый импульс своего развития. Главная отличительная черта кооперации и главное кооперативное преимущество, как отмечается в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года, заключается в оптимальном сочетании социальной миссии с хозяйственной деятельностью.

Социальная миссия включает такие присущие кооперации черты, как демократия, главенствующая роль пайщиков, автономия и независимость, взаимоподдержка, просветительская деятельность, борьба с бедностью, предоставление работы, забота о нетрудоспособных, инвалидах, пенсионерах и многие другие.

Следует отметить, что кооперация как самобытная, социально ориентированная система имеет определенные преимущества перед другими экономическими системами:

   Собственная социальная база – пайщики.

   Кооперативные принципы и ценности, нравственные ценности в бизнесе и жизни, обеспечивающие стабильность системе и формирующие привлекательный образ кооперации.

   Репутация социально ориентированной системы, то есть системы, работающей для повышения материального благосостояния своих членов.

   Выполнение коммуникационной роли в сельской местности (помимо функционального назначения предприятий торговли и массового питания).

Вместе с тем глобализация несет в себе негативные последствия, так как на первый план выдвигаются проблемы предпринимателя, получения прибыли, а не интересы потребителя. Глобализация с позиции потребителя означает поляризацию богатства и бедности, рост безработицы, ужесточение нагрузки на экологию.

В сложившихся условиях возрастают роль и значение кооперации в целом и потребительской кооперации как составной ее части, так как она выступает как форма объединения населения и берет на себя часть функций государства, в частности, социальную защиту населения.

На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы:

Во-первых, несмотря на произошедшие в мире социально-экономические перемены, можно признать, что материальная база развития потребительской кооперации хотя и снижается, но остается достаточно мощной и устойчивой для развития этой демократической формы ведения хозяйства.

Во-вторых, потребительская кооперация призвана играть важную роль в социально-экономических процессах российского общества и проводимых им реформах на основе использования всех своих потенциальных возможностей для решения экономических задач и выполнения возложенной на нее социальной миссии по защите, поддержке и оказанию помощи нуждающимся слоям населения.

В-третьих, рассмотрение социальной миссии потребительской кооперации и ее взаимосвязи с хозяйственными процессами позволило придти к выводу, что между нами нет автоматического взаимодействия, а сопряжение названных процессов осуществляется при помощи механизмов организации заработной платы и других форм доходов населения; сложившейся системы ценообразования; организации межбюджетных отношений и бюджетообеспеченности граждан.

Таким образом, социальная миссия потребительской кооперации в России - участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения.

Информация о работе Социальная миссия потребительской кооперации