Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 23:23, реферат
Для раскрытия его содержания, рабочая группа, занимающаяся разработкой проекта международного стандарта социальной ответственности бизнеса, обобщила опубликованные за последнее десятилетие формулировки и предложила три варианта определения понятия «социальная ответственность»:
.- это форма этики и связанных с нею действий организации по отношению к другим организациям, а также совместимых с ее собственными интересами и интересами общества.
.- определяется как позиция и поведение организации, призванные обеспечить баланс интересов между обществом, окружающей средой и экономикой. В данном контексте социальная ответственность находит свое выражение в обязательствах организации минимизировать отрицательные и максимизировать положительные экологические и социальные воздействия в процессе ее работы.
.- это действия организации, способствующие устойчивому развитию общества и сохранению окружающей среды.
Введение
Исторические этапы осмысления социальной ответственности бизнеса в США
Концепции корпоративной социальной ответственности
Подходы к социальной ответственности
Рассмотрим КСО на примере американской компании Starbucks Coffee Company
Отчетность КСО
Программы социальных инвестиций
Технологии реализации социальных программ
Используемая литература
vСоциально ответственная реструктуризация - это направление социальных программ компании, которые призваны обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, прежде всего в интересах персонала компании.
vПриродоохранная деятельность и ресурсосбережение - это направление социальных программ компании, которые осуществляются по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду.
vРазвитие местного сообщества - это направление социальных программ компании, которые осуществляются на добровольной основе и призваны внести вклад в развитие местного общества (различные социальные программы, акции поддержки социально незащищенных слоев населения и т. д.)
vДобросовестная деловая практика - это направление социальных программ компании, которые имеют целью содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании (добросовестная деловая практика, информационная открытость в отношении собственников, поставщиков, бизнес-партнеров, клиентов и т.д.)
Однако Американская модель
КСО и Европейская весьма похожи.
Во-первых, в настоящее время обе
модели развиваются в направлении
расширения социальных программ, поскольку
значительные бюджетные расходы
по обе стороны океана, немаловажную
роль в росте которых сыграли
цены на нефть и необходимость
субсидировать отдельные
Подходы к социальной ответственности
Политика корпоративной социальной ответственности (КСО) предприятия включает несколько областей ответственности:
перед партнерами;
перед потребителями;
перед работниками;
экологическая;
перед обществом в целом.
Подход к реализации политики
корпоративной социальной ответственности
зависит от размера организации,
сектора бизнеса, сложившихся традиций,
взглядов собственников и акционеров.
Так, одни предприятия фокусируются
только на одном компоненте КСО (экологическом,
на социальных программах для местного
сообщества и т.д.), другие стремятся
сделать философию социальной ответственности
неотъемлемой частью всей деятельности
корпорации. Например, крупные западные
компании включают принципы политики
КСО в стратегический план, упоминают
их в описаниях корпоративных
миссий и ценностей, а также в
ключевых внутренних документах (трудовых
договорах, правилах распорядка, положении
о совете директоров и др.). Данный
подход к социальной ответственности
объясняется ее тесной взаимосвязью
с корпоративной этикой: организация,
которая приветствует инновации
и независимость мышления, не может
позволить, чтобы работа ее сотрудников
расходилась с положениями
Рассмотрим КСО на примере американской компании Starbucks Coffee Company
Одна из ведущих сетей кофеен «Старбакс» («Starbucks Coffee Company») включает политику социальной ответственности во все аспекты своей работы. Это касается подходов к выбору поставщиков кофе (соблюдение прав человека, норм охраны труда компаниями-производителями кофе), отношения к окружающей среде, к персоналу. С 1998г. «Старбакс» поддерживает организацию Conservation International, выступающую за устойчивые технологии в сельском хозяйстве, защиту биоразнообразия через изменение подходов к производству кофе. Результатами программы стало увеличение на 60% доходов фермеров, выращивающих кофе по новой технологии, и на 220% - числа кофейных плантаций, расположенных в зоне тропических лесов без повреждения биоразнообразия.
)Забота о кофепроизводящих странах (Commitment to Origins™):принимает серьезные меры, чтобы помочь кофейным фермерам повысить уровень их жизни и защитить среду, в которой они выращивают кофе.
Они внимательно изучили многие проблемы, с которыми сталкиваются фермеры, в том числе экономические и экологические. Забота о кофепроизводящих странах (Commitment to Origins™) - их вариант оказания помощи фермерам в решении стоящих пред ними проблем, компания одновременно поддерживает в стабильном состоянии их плантации, внимательно относится к вопросам защиты окружающей среды и сохраняет высокие стандарты по качеству кофе.
)Забота об окружающей среде:
Принимая меры по сокращению отходов при производстве и переработке, компания сохраняет природные ресурсы земли и повышает уровень жизни на всем земном шаре. Starbucks активно выискивает возможности минимизации воздействия на окружающую среду и создания здоровой планеты.
)Забота о сообществах:
Местные кофейни Starbucks стали центральной частью многих микрорайонов, они служат местом, где люди могут собраться, поговорить, пообщаться, приятно провести время. Но Starbucks считает, что может принести больше пользы местным сообществам тем, что старается сделать своих партнеров ответственными соседями и активными участниками событий тех районов, в которых они живут и работают. Это важная часть культуры и ценностей данной компании.
)Забота о сотрудниках (партнерах):
Более 63 000 человек работает в Starbucks, и все эти люди, которых они называем «партнеры», являются инструментом успеха компании. А так как успех во многом зависит от преданности партнеров, основной задачей компании является показать им, насколько они ценимы и уважаемы.
Первые два руководящих принципа в миссии компании говорят именно про заботу о партнерах:
·Создать отличное место работы и обращаться друг с другом с уважением и достоинством.
·Принимать разнообразие как неотъемлемый компонент нашего способа ведения бизнеса.
)Текст миссии компании Starbucks :
Утвердить Starbucks на позициях основного мирового поставщика высококачественного кофе, сохраняя по мере роста и развития приверженность нашим бескомпромиссным принципам. Изложенные ниже шесть основополагающих и руководящих принципов помогают нам взвешивать адекватность принимаемых решений:
üОбеспечивать превосходную рабочую атмосферу и относиться друг к другу с уважением и достоинством.
üПозитивно воспринимать разнообразие, которое является составной частью нашего бизнеса
üПрименять высочайшие и самые совершенные стандарты при закупке, обжарке и подаче посетителям свежего кофе
üРаботать с энтузиазмом, доставляя удовольствие посетителям
üОказывать помощь и поддержку
нашим местным общинам и
üПонимать и признавать, что прибыльность лежит в основе нашего будущего процветания.
Отчетность КСО
Данные статистики и прогнозные расчеты показывают, что в развитых странах запада ВВП за вторую половину ХХ века увеличилось более чем в 2 раза. Если в 1950 году оно составляло 11,1%, то в 2000 году - уже 24,7%, а в 2010 году 27, 1 %.
Устойчивый рост социальных расходов государства, как утверждают аналитики, это, прежде всего убедительное свидетельство успешной деятельности социальной ответственности бизнеса. В этих условиях социальное государство и институты гражданского общества, заинтересованные в развитии социальной ответственности бизнеса, стремятся контролировать этот процесс посредством введения в практику различные системы социальной отчетности деловых организаций.
В современном понятии
социальная ответственность - это способ
проинформировать заинтересованные стороны
о содержании, формах реализации и
результатах социальной деятельности
компании. Процедура составления
отчета о социальной деятельности компании
предполагает использование сравнительных
индикаторов и внешние
Сегодня существует более трех десятков различных документов, так или иначе определяющих и регулирующих социальную ответственность и социальную отчетность корпораций.
Четыре основных стандарта отчетности:
·стандарт Account Ability - AA 1000 (опирается на оценку успеха организации в экономической среде, экологической и социальной),
·стандарт Global Reporting Initiative - GRI (описывает экономический, социальный и экологический прогресс компании),
·стандарт International Organization for Standardization - ISO 14 000 (описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве),
·стандарт ответственности Social Accountability International`s - SA 8000 (делает акцент на правах человека и здоровье, устанавливает требования к социальным аспектам кадровой политики производителей и поставщиков).
Что касается персональной ответственности за соблюдение компанией политики КСО, то в одних организациях эта обязанность лежит на советах директоров, в других - на генеральном директоре. В последние годы руководители многих предприятий (например, British Petroleum и другие компании, чья деятельность находится под пристальным вниманием общественности) стали понимать ценность регулярной независимой оценки социальной ответственности. Возникло понятие «социальный аудит», и появились провайдеры, которые его осуществляют. Отчет независимых аудиторов обязательно включается в отчет компании о социальной ответственности (его основные элементы смотреть на рисунке).
Рисунок. Структура отчета о воплощении политики корпоративной социальной ответственности.
Программы социальных инвестиций
Одна из тенденций последних трех лет - рост инвестиций в проекты предприятий, касающиеся социальной ответственности. Это вложения в компании, которые не связаны с производством и продажей табака и алкоголя, а также в те, которые признаны социально ответственными, ведущими активную социальную политику. Данного рода инвестиции включают:
Øпрямые вложения в социально значимые проекты, которые могут окупиться;
Øденежные пожертвования;
Øбесплатное предоставление фондам и общественным организациям времени своих сотрудников, включая топ-менеджеров;
Øбезвозмездная передача товаров или услуг;
Øпредоставление возможности работникам жертвовать деньги на социальные проекты из своей зарплаты (многие компании добавляют к ним корпоративные средства);
Øиспользование влияния компании для продвижения той или иной социально значимой программы, решения общественной проблемы.
Часто программы социальных инвестиций осуществляются предприятиями в партнерстве:
Øс благотворительными фондами, международными организациями (позволяет компании реализовать свои социальные программы в сотрудничестве с профессионалами фондов и международных организаций, экономить ресурсы, получая дополнительное финансирование на реализацию проектов);
Øс другими компаниями
(позволяет предприятию
Øс некоммерческими
Технологии реализации социальных программ
Существует множество форм участия корпораций в социальных расходах местных властей, от прямого финансирования проектов до реализации программ совместно с другими организациями, благотворительными фондами, частными инвесторами (см. табл. 1).
Таблица 1. Виды корпоративных социальных программ
ВидОписаниеГрантовый
Наряду с традиционными формами (спонсорской помощью, безвозмездной передачей средств напрямую нуждающимся) многие предприятия сегодня используют новый способ благотворительной деятельности, основанный на конкурсных механизмах. Его применение наиболее целесообразно в ситуациях, когда спонсорская помощь направлена на отдельных людей или конкретные организации (например, конкурс на поставки товаров и услуг для детских домов). Конкурсные механизмы привлекательны для бизнеса следующими аспектами:
oтехнологичность процесса;
oпрозрачность процедур и отчетности;
oвозможность выбора наиболее эффективного решения;
oновые идеи благотворительности;
oнаиболее эффективное использование финансовых ресурсов;
oхороший PR для компании.
Используемая литература
Уколов В.Ф. «Взаимодействие власти, бизнеса и общества»
Косенко О.И., Шулус А.А. «Социальная ответственность бизнеса: уроки истории, опыт развитых стран и современной России»
Ассоциация менеджеров «Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка»
<http://starbuckscoffee.ru/ru/
<http://www.stakeholder.ru/
<http://www.dv-reclama.ru/
Информация о работе Социальная ответственность бизнеса в зарубежных странах, на примере США