Социальная политика РФ: текущее состояние и направления развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:29, контрольная работа

Описание

Современное российское общество переживает кризисный этап своего развития, который характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений, то есть она является нестабильной. Подобное положение связано с социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в стране. На начальном этапе преобразования воспринимались населением страны положительно, но в последующем, когда вместо реформации произошла трансформация социальной системы, а коренные изменения в экономике повлекли за собой ослабление материальной основы государства и, как следствие, резкое падение уровня жизни значительной части населения страны, реформы перестали пользоваться поддержкой.

Работа состоит из  1 файл

2.1.docx

— 29.05 Кб (Скачать документ)

Глава 2 «Особенности развития Пенсионного фонда»

2.1. Социальная политика  РФ: текущее состояние  и направления  развития

Современное российское общество переживает кризисный этап своего развития, который характеризуется  таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических  значений, то есть она является нестабильной. Подобное положение связано с  социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в стране. На начальном  этапе преобразования воспринимались населением страны положительно, но в  последующем, когда вместо реформации произошла трансформация социальной системы, а коренные изменения в  экономике повлекли за собой ослабление материальной основы государства и, как следствие, резкое падение уровня жизни значительной части населения  страны, реформы перестали пользоваться поддержкой. В результате проводимой трансформации в России усугубились  все те противоречия, которые были характерны для советской системы: неэффективная экономика, коррупция, фактическое неучастие основной массы населения в управлении страной, несоблюдение прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в результате реформ к перечисленным  противоречиям добавились такие  как: падение уровня жизни основной части населения страны, социальное расслоение общества, демографический  кризис, криминализация сознания. Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических  программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.

Главным признаком  нестабильности является неустойчивость. Как неустойчивая рассматривается  даже та система, которая будучи в  состоянии равновесия не обладает запасом прочности, ведь любое небольшое потрясение может нарушить равновесие, что в итоге приведет к разрушению системы как таковой. Эта ситуация напоминает ту, что сложилась в СССР в начале 90-х. Последующие попытки поддержать социальное равновесие, сохранить устойчивость не увенчались успехом, более того, были допущены серьезные ошибки в отношении функций и значения многих элементов системы.

Неустойчивость  социальной системы может быть результатом  отсутствия сбалансированности ее структуры, низкой эффективности некоторых  ее элементов, которые в ответе за предотвращение и ликвидацию последствий  воздействий. В качестве примера  можно привести маломощные вооруженные  силы Ирака, которые оказались не способны отразить внешнюю агрессию, что привело страну фактически к  потере суверенитета, а в итоге  к разрушению всей системы. К подобному  результату могут привести и слабые внутрисистемные взаимоотношения. Так, негативное отношение большинства  населения к представителям правоохранительных органов не способствует эффективному решению стоящих перед ними задач, что вкупе с несовпадающими системами  ценностей ослабляет потенциал  общества, что характерно для сегодняшней  России.

Решающую роль в данных процессах в меняющейся социальной системе должно играть государство, которое не только определяет общие  стратегии, но также формулирует  определенные правила, обеспечивая  тем самым согласование интересов, координацию подсистем, препятствуя  тем самым порождению глубоких социально-экономических, политических, культурных и других деформаций, снижая внутреннюю напряженность  в обществе и выводя его из состояния  кризиса. Основой эффективности всех проводимых реформ выступает, прежде всего, совершенствование качества жизни в результате создания максимально благоприятных условий для всестороннего развития человека, защиты его прав, достижения социальной справедливости и социального порядка.

Международные рейтинги, в которых сравниваются экономические и социальные показатели различных стран, свидетельствуют о большом отставании России (Приложение 1). В нашей стране индекс социального развития, который ООН считает главным комплексным показателем развития социальной сферы, существенно отстает от уровня экономического развития — 65-е место в сравнении с 43-м. Главная причина — крайне низкий показатель ожидаемой продолжительности жизни в России по сравнению с другими странами. По этому важнейшему показателю, характеризующему уровень жизни населения, Россия занимает лишь 129-е место, отставая не только от всех развитых стран, но и от большинства развивающихся, в том числе тех из них, уровень экономического развития которых в 1,5—2 раза ниже, чем в России.

Если говорить предметно, то средняя продолжительность жизни в России составляет 70,3 года (2011 год). Примерно 68,7 года на 2009 год Россия достигала в середине 1960-х годов, а в середине 1980-х годов этот показатель даже превысил 70 лет. В то время Россия отставала от самых развитых стран на 1—3 года. А за последние 40—50 лет большинство стран мира увеличило среднюю продолжительность жизни примерно на 10 лет, и сейчас в развитых странах этот показатель составляет 79 лет. При этом неуклонно растет число стран, где средняя продолжительность жизни превышает 80 лет (Австралия, Германия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония).

Такая низкая ожидаемая  продолжительность жизни в России связана с повышенной смертностью. В 2011 году на 1000 человек населения в России умерло 14,3 человека против 9 в Европе и 12 в развивающихся странах (при корректировке по возрастной структуре населения). Из примерно 2 миллионов умерших в России, при применении европейских коэффициентов смертности, должно было бы умереть 1300 тысяч человек, то есть на 700 тысяч меньше. При этом в России около 30% умерших (610 тысяч человек) умерли в трудоспособном возрасте. В Европе в трудоспособном возрасте умирают только около 10%, то есть если бы европейские нормы действовали в России, в трудоспособном возрасте умерли бы 130 тысяч человек — на 480 тысяч человек меньше.Соответственно, в сравнении с развивающимися странами, имеющими примерно тот же или даже более низкий уровень экономического развития, чем в России, у нас должно было бы умереть около 1700 тысяч человек, то есть на 300 тысяч меньше. Смертность в трудоспособном возрасте в этих странах не превышает 20%. При применении показателей развивающихся стран к России смертность среди трудоспособного населения должна была бы составить 340 тысяч человек, то есть на 270 тысяч человек меньше, чем это фактически имело место.

Особенно низка средняя продолжительность жизни мужского населения России. В 2011 году она составляла 59,1 года — почти такая же, как в беднейшей стране мира Индии, где уровень экономического развития в шесть раза ниже, чем в России. Даже в беднейших странах — Киргизии, Туркмении, Молдове — этот показатель составляет 65—67 лет; в Бразилии — 69 лет, в Китае — 71 год, в Мексике — 74 года, в Республике Корея — 79 лет и т. д. Напомним, в развитых странах этот показатель составляет 77—80 лет.

Обращает на себя внимание также крайне низкий уровень обеспеченности российского населения комфортным жильем, по этому показателю Россия даже не входит в первую сотню стран мира, уступая всем развитым странам и большинству развивающихся.

Социально-экономическая  политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2011-2013 годов) перенесет акценты с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры стратегического характера, зафиксированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

В приложении 2 можно  увидеть финансирование основных приоритетов  социально-экономической политики.

Основные  усилия Правительства Российской Федерации  сосредоточатся на следующих приоритетах  социально-экономической политики, реализация которых будет обеспечена необходимыми бюджетными расходами:

-социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал (расходы федерального бюджета на эти цели в прогнозный период составят в среднем 10,1% ВВП или около 50% расходов федерального бюджета);

-обеспечение инновационного развития и поддержка высокотехнологичных секторов экономики («инновационные расходы» федерального бюджета в прогнозный период, по оценке Минэкономразвития России, составят в среднем около 4,5-5,2% всех  расходов бюджета или около 0.9-1,1% ВВП. При сохранении расходов на поддержку науки будут расти расходы на поддержку высокотехнологичных секторов экономики);

-диверсификация экономики и развитие инфраструктуры (расходы федерального бюджета на модернизацию транспортной инфраструктуры составят в среднем около 3,7-4,7% всех расходов бюджета или около 0,8-0,9% ВВП в 2011-2013 годах). В условиях кризиса государство было вынуждено сократить расходы на модернизацию транспортной инфраструктуры, и в связи с жесткими бюджетными ограничениями такая ситуация сохранится как минимум до 2012 года. В то же время транспортная инфраструктура остается в списке важнейших приоритетов и, начиная с 2013 года, расходы на нее будут увеличиваться. Расходы федерального бюджета на стимулирование диверсификации и поддержка отраслей, по оценке Минэкономразвития России, составят в среднем 1,1-1,3% ВВП или около 5,5-6,7% расходов бюджета, при этом по мере минимизации последствий кризиса общий уровень поддержки будет снижаться, а сами расходы переориентируются на стимулирование реализации модернизационных программ;

-обеспечение обороны и безопасности (расходы федерального бюджета по 2 и 3 разделу классификации расходов федерального бюджета составят в среднем 5,1-5,4% ВВП в 2011-2013 гг.), при этом предполагается достаточно быстрое наращивание расходов в этой сфере с учетом необходимости масштабного перевооружения, увеличения закупок современного вооружения и военной техники, модернизации армии, перехода к новому облику вооруженных сил. Кроме того, с 2012 года предполагается осуществить реформу денежного довольствия;

-сбалансированное региональное развитие (при этом поддержка регионального развития будет постепенно снижаться и в среднем за прогнозный период составит около 1,5% ВВП, что обусловлено улучшением финансового состояния регионов, восстановления экономического роста);

-совершенствование бизнес-среды, поддержка малого бизнеса (на эти цели будет направлено в среднем около 0,2% расходов федерального бюджета в 2012 году). При этом общие расходы на поддержку малого бизнеса будут динамично расти с учетом наращивания финансирования в рамках иных квазибюджетных механизмов, в первую очередь Внешэкономбанка.

В то же время  в течение 2011-2012 гг. предполагается общее уменьшение расходов федерального бюджета по отношению к ВВП (при  этом они будут расти в номинальном  выражении). На прежнем уровне в реальном выражении останутся расходы  на обеспечение нового качества жизни, относительно вырастут инновационные расходы (включая расходы на поддержку высокотехнологичных секторов экономики) и расходы на обеспечение обороны и безопасности. Снизятся расходы на поддержку традиционных секторов экономики и регионального развития, что обусловлено завершением антикризисных мер поддержки и выходом на траекторию устойчивого экономического роста.

Общее снижение объемов финансирования приоритетов  социально-экономической политики по сравнению с ранее запланированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года цифрами, с одной стороны, означает необходимость  переноса акцента с мер финансовой поддержки на меры по совершенствованию  институциональных условий экономической  деятельности. С другой стороны, это означает необходимость кардинального повышения эффективности расходования бюджетных средств, необходимых для достижения целей политики. Для этого, в том числе будут реализовываться меры, предусмотренные утвержденной Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов, в частности, ключевая мера – переход, начиная с 2012 года, к формированию бюджета на программной основе. Государственные программы будут охватывать все ключевые цели и задачи социально-экономической политики и, одновременно, включать большую часть (до 90%) расходов федерального бюджета.

Деятельность  Правительства Российской Федерации  по обозначенным приоритетам будет  включать следующие основные направления.

В части социального  развития и инвестиций в человеческий капитал:

-поддержание в реальном выражении достигнутого уровня оплаты труда в бюджетной сфере, рост пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;

-стабилизация ситуации на рынке труда. Сокращение мероприятий антикризисной поддержки, перенос акцента на реализацию мер по стимулированию трудовой мобильности населения,  по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики. Будут также реализовываться меры, направленные на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;

-развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, введения институтов страхования ответственности медицинских работников и защиты прав пациентов, модернизации используемого оборудования и технологий,  формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;

-развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;

-продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупок жилья на условиях ипотеки.

На инновационное  развитие и поддержку высокотехнологичных  секторов экономики направлены:

-сохранение достигнутого уровня поддержки фундаментальной науки, в том числе Российской академии наук и государственных фондов при реализации мер по повышению результативности научных исследований, внедрения системы комплексной оценки научных организаций, модернизация материально-технической базы науки;

Информация о работе Социальная политика РФ: текущее состояние и направления развития