Социальная политика в Чувашии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:45, реферат

Описание

Одной из основных составляющих экономической политики выступает социальная политика, общей целью которой является обеспечение социально незащищенным группам общества достойный образ жизни. В узком смысле под социальной политикой подразумевается проведение политики перераспределения доходов. В более широком плане социальная политика включает различные аспекты гражданского и трудового права, а также практической социальной работы. Социальные реформы призваны дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Работа состоит из  1 файл

реферат ЧР.docx

— 38.45 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ         ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ                                                                                                  ФГБОУ ВПО«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова» 

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

    кафедра региональной экономики и предпринимательства 
     
     
     

Реферат  по дисциплине «Экономика ЧР»                                                                                   на тему«Социальная защита в ЧР. Критерии социальной защиты» 
 
 
 
 

                      Выполнила: студентка                                                                             группы ЭК-02-11                                                                                                       Фёдорова Олеся                              Проверила: к.э.н.,доцент            Ивашкова Т.К. 

Чебоксары 2011

         Одной из основных составляющих экономической политики выступает социальная политика, общей целью которой является обеспечение социально незащищенным группам общества достойный образ жизни. В узком смысле под социальной политикой подразумевается проведение политики перераспределения доходов. В более широком плане социальная политика включает различные аспекты гражданского и трудового права, а также практической социальной работы.                 Социальные реформы призваны дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

       Цели социальной политики, определяемые при ее разработке, достигаются использованием субъектами социальной политики различных рычагов и механизмов. Основными из них являются:

- законодательная и нормативная  база. Она формируется законодательной  ветвью власти и определяет  общие направления социальной  политики, прежде всего в части  социальной защиты населения.  Разработку нормативных материалов  текущего характера в рамках  соответствующих законодательных  документов осуществляют как  законодательные, так и исполнительные  структуры. Субъектами нормативно  – законотворческой деятельности  являются и местные органы самоуправления. Примерами являются льготное налогообложение юридических лиц, использующих труд пенсионеров и  инвалидов, а также тех юридических лиц, которые выпуская свою продукцию (услуги), способствуют удовлетворению платежеспособного спроса населения или же реализуют необходимые для этого инвестиционные проекты.

- финансово – кредитный механизм. Определяется, как правило, законодательной  и исполнительной ветвями государственной  власти и устанавливает порядок  образования и исполнения финансовых  ресурсов, предназначенных для обеспечения  мероприятий социальной политик,  а также деятельность структур, осуществляющих эти функции. В качестве примера может служить распространение последнего на некоторые виды деятельности членов общества, не связанные с извлечением прибыли сверх некоторого установленного минимума. Налоговые льготы могут предоставляться и тем юридическим лицам, которые реализуют мероприятия, направленные на улучшение качества жизни населения.

- налоговые рычаги и стимулы.  Используются исполнительными структурами  различный уровней в целях  ориентации работодателей на  проведение политики как в  узком, так и в широком ее  понимании, а также членов общества  в интересах развития деятельности, позволяющей повысить уровень  своей социальной защищенности  за счет собственных усилий.

- административные решения. В данном  случае под административными  понимаются решения, в соответствии  с которыми субъекты социальной  политики принимают на себя  обязательства осуществлять социальную  поддержку населения на уровне, превосходящем установленный в  законодательном порядке.

- политические методы. Используются  профсоюзами, общественно-политическими  движениями и партиями, в меньшей  степени – властными структурами.  Сводятся в основном к лоббированию  тех или иных решений, связанных  социальной политикой, а также  к организации и проведению  митингов и забастовок с выдвижением  их участниками социально-экономических  требований.

Чувашия – небольшой по территории, но динамично развивающийся и инвестиционно привлекательный регион. Основой для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса являются авторитет власти, межнациональное согласие, выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, развитые инженерная, телекоммуникационная и транспортная инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, значительный потенциал трудовых ресурсов. Чувашская Республика не имеет запасов стратегического сырья, поэтому основным приоритетом выбран инновационный путь развития экономики.

В Чувашии за последние годы создано  то, о чем многие регионы России могут только мечтать. Это не только Стратегия развития до 2020 года и  результативная диверсификация экономики, но и полноценное инфраструктурное обустройство республики, включающее газификацию, сеть асфальтированных дорог, соединяющих почти все населенные пункты, повсеместную доступность и использование современных информационно-коммуникационных технологий, системы здравоохранения и образования, во многом отвечающие самым высоким мировым стандартам [14].

Функционирование  экономики Чувашской Республики в долгосрочной перспективе будет  определяться внешними и внутренними  условиями и факторами.

В Чувашской Республике ведется комплексная  работа по обеспечению социальной поддержки  и защиты семьи, материнства и  детства, планомерной демографической  политики. Чувашия стала одним из первых регионов, провозгласивших заботу о подрастающем поколении делом государственной важности. В республике действуют многочисленные программы, направленные на повышение уровня образования, поддержку молодых семей, пропаганду здорового образа жизни и т.д. Для подрастающего поколения в Чувашии делается немало: активно развивается массовая физическая культура и спорт; десятки миллионов рублей инвестируются в компьютеризацию сельских школ, строительство жилья, создание комфортных бытовых условий.

В целях реализации государственной  политики в области охраны материнства  и детства, улучшения социально-экономического положения семей с детьми реализуются  Законы Чувашской Республики «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей», «О социальной поддержке детей в  Чувашской Республике», «Об организации  работы по опеке и попечительству», республиканские целевые программы  «Дети Чувашии», демографического развития Чувашской Республики и др.

В республике выполняются в полном объеме все социальные стандарты  в отношении семьи и детей, возложенные федеральным центром  на субъекты Российской Федерации.

Выплата государственных пособий в связи  с материнством осуществляется в  соответствии с Законом Чувашской  Республики «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Размер ежемесячного пособия на ребенка дифференцирован и зависит от количества детей в семьях, их возраста, категории семьи.

Размеры пособий на ребенка с 1 апреля 2008г. в республике увеличены на 8,5 %. Базовые  размеры ежемесячного пособия на ребенка составляют 117 рублей в семьях, имеющих одного ребенка, 146 рублей в  семьях, имеющих двоих детей, и 164 рубля в семьях, имеющих трех и  более детей. При этом максимальный размер ежемесячного пособия на ребенка  составляет 1170 рублей.

Право на ежемесячное пособие на ребенка  имеют семьи республики, имеющие  среднедушевой доход, превышающий  величину прожиточного минимума до 150 процентов.

В Чувашской Республике, в одной  из первых в Российской Федерации, безработные  женщины и выпускницы образовательных  учреждений уже с 1998 года получают пособие  по беременности и родам и ежемесячное  пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет. Установлены компенсационные  выплаты на полноценное питание  беременных женщин, детей в возрасте от 2 до 3 лет. С января 2006г. монетизированы льготы, предоставляемые ранее многодетным  семьям и семьям, имеющим детей  в возрасте до двух лет. Денежные компенсации  натуральных льгот вошли в  состав ежемесячного пособия на ребенка. На 1 января 2009г. ежемесячным пособием обеспечено около 24 тыс. детей из многодетных  семей [10].

Получила  дальнейшее развитие такая форма  поддержки детей и семей, как  социальное обслуживание. Сеть учреждений социального обслуживания семьи  и детей состоит из 12 специализированных учреждений для несовершеннолетних, 6 отделений по работе с семьей и  детьми. Через эту сеть учреждений ежегодно предоставляются различные  виды услуг более 60 тысячам человек, около 2,0 тысяч несовершеннолетних получают эти услуги в условиях стационара [13].

Ведется последовательная работа по выводу из трудной жизненной ситуации семей, находящихся в социально опасном  положении. В целях раннего выявления  семей и детей, находящихся в  социально опасном положении, обеспечения  взаимодействия всех субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних по оказанию им соответствующей помощи в республике внедряется участковая социальная служба. Осуществляется комплексная работа по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (их количество составляет 4,5 тысячи), что позволило повысить долю детей, переданных на воспитание в семьи, с 80% в 2007 году до 82,3 % в 2008 году.

Основным  механизмом развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является создание условий, мотивирующих и стимулирующих  граждан на создание замещающих семей (приемных, опекунских).

С 1 апреля 2008 г. увеличены размеры ежемесячных пособий на ребенка, выплачиваемого опекунам (попечителям), приемным родителям и они составляют от 4340 до 4958 рублей на ребенка в зависимости от его возраста.

   В средствах массовой информации Чувашской Республики регулярно публикуются материалы, направленные на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, профилактику правонарушений. Ведется системная работа по публикации очерков и статей, освещении на телевидении и радио вопросов формирования у граждан ответственного отношения к воспитанию детей, осуществляется пропаганда ценностей семьи, имеющих несколько детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Активно привлекаются внебюджетные источники  финансирования на реализацию мероприятий, направленных на социальную поддержку  семьи и детей. Так, Чувашским  республиканским отделением общероссийского  общественного фонда «Российский  детский фонд» ежегодно проводится марафон «Именем Детства, во имя  Детства».

Для Чувашской Республики актуально  решение проблем, таких как повышение  доходов населения и преодоление  бедности, улучшение здоровья населения  и демографической ситуации и  др..Экспертные оценки свидетельствуют  о том, что главным компонентом  национального богатства в современных  условиях должен быть человеческий капитал, а условием его накопления – высокое  качество жизни.

Повышение качества жизни населения позволит Чувашской Республике достичь уровня развитых стран [7].

Демографические процессы являются одними из основных факторов, определяющих социально-экономическое  развитие Чувашской Республики.

Чувашской Республике осуществляется комплекс мер  по разным направлениям по созданию условий, способствующих росту социальной защиты разных слоев населения. Региональные органы исполнительной власти Чувашской  Республики, органы местного самоуправления уделяют должное внимание приоритетным направлениям социального развития региона.

Система социальных гарантий и социальной защиты является одним из важнейших элементов  поддержания уровня жизни определенных категорий населения. Социальные гарантии представляют собой обоснованные социально-экономические  нормативы, позволяющие обеспечить населению признанный обществом  минимальный стандарт уровня жизни  в соответствии с возможностями  экономики. Система социальной защиты должна удовлетворять следующим  требованиям:

  • Необходимый и достаточный объем социальных гарантий;
  • Обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • Адресность мероприятий социальной защиты;
  • Учет региональных и территориальных особенностей при проведении мероприятий по социальной защите;
  • Наличие механизма доведения социальной помощи до получателей.

    Социальные  гарантии могут предоставляться  трудоспособному и нетрудоспособному  населению. В первом случае они предоставляются  с целью обеспечения условий  экономической активности и трудовой деятельности, защита прав и свобод наемного работника, нанимателя и самозанятого. Поскольку доход от занятости  является основным источником средств  существования большинства населения, основой системы защиты трудоспособного  населения является обеспечение  гарантий в сфере занятости и  оплаты труда, что реализуется через установление минимальных стандартов условий труда. Эти законы гарантируются федеральным законодательством и не зависят от желания работодателя.

Информация о работе Социальная политика в Чувашии