Социальная политика в Чувашии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:45, реферат

Описание

Одной из основных составляющих экономической политики выступает социальная политика, общей целью которой является обеспечение социально незащищенным группам общества достойный образ жизни. В узком смысле под социальной политикой подразумевается проведение политики перераспределения доходов. В более широком плане социальная политика включает различные аспекты гражданского и трудового права, а также практической социальной работы. Социальные реформы призваны дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Работа состоит из  1 файл

реферат ЧР.docx

— 38.45 Кб (Скачать документ)

    Основной  задачей социальных гарантий нетрудоспособному  населению является формирование комплекса  мер, защищающих условия для его  потребления, смягчения диспропорций в условиях жизни отдельных категорий (групп) населения с учетом особенностей каждой группы.

    В перспективе государственные гарантии бесплатного образования ограничатся  получением полного среднего. Профессиональное образование становится платным, количество бюджетных мест ограничивается. Планируется  снижение государственных гарантий в здравоохранении. Их объем в  отличие от сферы образования  четко не определен, однако в перспективе  вполне возможно сокращение гособязательств. Из бюджета предполагается покрывать  расходы только на узкий круг социально  значимых заболеваний, приобретение же дорогостоящего оборудования, новое  строительство будут осуществляться преимущественно на коммерческой основе.

    Можно ожидать сокращение базовой программы  медико-социального страхования, которая, по замыслу правительства, должна охватывать основную часть видов и объемов  бесплатной медицинской помощи. Предусматривается  перевести в добровольное страхование  часть медицинских услуг и  лекарственного обеспечения, установленных  ныне обязательным страхованием. Добровольное страхование этих услуг, естественно, потребует от населения дополнительных средств. Следует ожидать и роста  личных расходов на санитарно-оздоровительные  услуги.

    Значительные  затраты придется нести на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Основной массе населения придется оплачивать и большинство видов ныне льготного  потребления, полностью или частично бесплатных льгот. Таким образом, рост личных доходов должен не только покрывать  дополнительные расходы, но и обеспечить почти двукратное увеличение личного  потребления.

    Расчет  строится на создании благоприятного предпринимательского и инвестиционного  климата, макроэкономическую и структурную  политику. По замыслу разработчиков  стратегии, они обеспечат трудоспособному  населению достаточные доходы. Однако, на наш взгляд, не стоит целиком  полагаться на автоматизм влияния экономический  условий на рост уровня жизни основной массы населения. Известно, что в  рыночной среде распределение доходов  может порождать «излишнее» население, усиливать неравенство, а корпоративное  сообщество его лишь углубляет.

    Таким образом, создаваемые условия должны быть подкреплены политикой доходов, то есть выработкой методов превращения  возможности в реальность. Так, важной задачей социальной политики является установление траектории изменения  и соотношений основных источников доходов. За этим стоит отношение  государства к благосостоянию  различных слоев общества: наемных  работников, предпринимателей, собственников, а также людей, живущих на социальные выплаты.

    Поступления из системы социальной защиты стандартно делятся на три группы:

    • Денежные выплаты ( социальные трансферты – пенсии, пособия и т.д.)
    • Льготы, дающие право на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
    • Социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

В Чувашской Республике в последние  годы существует политической стабильность. В отличие от других регионов отмечается достаточно интенсивные рост экономики, и на этом фоне устойчиво развивается  социальная сфера. Одним из первых регионов еще два года назад выплатил все  долги по детским пособиям. Одним  из первых Правительство Чувашской  Республики решило проблему с выплатой пенсий. Долги по заработной плате  в бюджетной сфере регион смог выплатить даже раньше, чем в более  богатых и крупных регионах РФ. В расчете на 100 тысяч человек  долги по зарплате в республике минимальные по Приволжскому округу. По уровню средней заработной платы Чувашия определила Марий Эл, Мордовию.

Одной из первых в стране Чувашия организовала систему предоставления населению  субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. Республика, не дожидаясь федерального финансирования, начала выделять средства на предоставление инвалидам скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг, топлива, проезда и протезирования. 

Важные  изменения связаны со сменой социальных ориентиров самого человека как потребителя  благ. Таким образом, принципиально  меняется и сам предмет, и содержание социальной политики. Смысл и результативность программ во многом зависят от выбора приоритетов государственной социальной политики. Каждый этап проведения реформ требует реализации своей, именно ему  присущей адекватной социальной политики. Для того, чтобы разработать эффективные  механизмы обеспечения социальных гарантий населения территории Чувашской  Республики, необходимо в первую очередь  сделать анализ  основных изменений  в системе социального обеспечения  на разных этапах формирования и развития рыночных отношений в России с  целью корректировки и уточнения  содержания системы социальных гарантий и целевых социальных нормативов.

Правительство Чувашской Республики должно проводить  эффективную социальную политику, направленную на перераспределение доходов при  помощи системы трансфертных платежей и различного рода субсидий. При  этом перераспределительные процессы в области доходов не должны снимать  стимулирующую роль рыночной экономики  в получении более высоких  доходов. Социальная политика должна проводиться  за счет средств государственного бюджета  и, кроме того, посредством участия  государства в организации пенсионного  и социального обеспечения и  страхования.

За  счет взносов предприятий и самих  работников требуется создание фондов страхования по безработице, средства которых должны направляться на выплату  работникам, перешедшим по экономическим  причинам на сокращенную рабочую  неделю, организацию и стимулирование профподготовки и переподготовки безработных, оказание им помощи в организации собственного дела; финансирование специальных программ, а именно: ранний выход на пенсию, обеспечение временной занятости, предоставление предприятиям и предпринимателям субсидий для создания новых рабочих мест. На предприятиях необходимо создавать целевые фонды помощи безработным, в которые должна направляться часть прибыли, причем не облагаемая налогами.

В последние годы государство удаляет  решению этой проблемы большое внимание. В стране действуют системы социальных надбавок, льгот, пособий для групп  населения, которые по объективным  причинам не могут адаптироваться в  рыночной экономике.

Систематически  совершенствуется пенсионное обеспечение, индексируются доходы малоимущих слоев  населения и т.д. Однако ограниченные ресурсы не позволяют полностью  решить проблему бедности. Современные  экономические условия (спад производства, инфляционный рост цен, задержки выплат зарплат и пенсий, рост тарифов  на коммунально-бытовые услуги и  т.д.) значительно обострили проблему и требуют иных методов ее решения, изменения приоритетов и направлений  социальной политики.

В настоящее  время реализуются республиканские  целевые программы: «Молодежь Чувашской  Республики: 2011-2020 годы»; «Развитие  физической культуры и спорта на 2010-2020 годы»; «Развитие туризма в Чувашской  Республике на 2011-2016 годы»; ведомственная  целевая программа «Социальная  защита населения Чувашской Республики»  на 2011-2015 годы, направленные на реализацию системы мер социальной поддержки  отдельных категорий граждан, сохранение и развитие инфраструктуры по оказанию социальных услуг населению, создание благоприятных условий жизнедеятельности  ветеранам Великой Отечественной  войны, гражданам старшего поколения.

В Чувашской Республике ведется комплексная  работа по обеспечению социальной поддержки  и защиты семьи, материнства и  детства, планомерной демографической  политики, выполняются в полном объеме все социальные стандарты в отношении  семьи и детей, возложенные федеральным центром на субъекты Российской Федерации.

Получила  дальнейшее развитие такая форма  поддержки детей и семей, как  социальное обслуживание. Ведется последовательная работа по выводу из трудной жизненной  ситуации семей, находящихся в социально  опасном положении. Осуществляется комплексная работа по улучшению  положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Активно привлекаются внебюджетные источники  финансирования на реализацию мероприятий, направленных на социальную поддержку  семьи и детей. В республике сохранены  положительные тенденции по организации  детского отдыха и оздоровления детей. Особое внимание в республике уделяется  организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

Для Чувашской Республики актуально  решение проблем, таких как повышение  доходов населения и преодоление  бедности, улучшение здоровья населения  и демографической ситуации и  др.. Чувашская Республика в настоящее  время является трудоизбыточным  регионом. Рынок трудовых ресурсов полностью обеспечивается за счет собственных  трудовых ресурсов. Кроме того, по экспертным оценкам, более 19 тыс. жителей республики ежегодно выезжают на заработки в  другие регионы страны.

Решение проблем в области социальной сферы должно способствовать сокращению прямых и косвенных социально-экономических  потерь общества. Все это в конечном итоге позволит улучшить качество жизни  населения.

В целом, следует отметить, что в  Чувашской Республике осуществляется комплекс мер по разным направлениям по созданию условий, способствующих росту  социальной защиты разных слоев населения. Региональные органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления уделяют должное  внимание приоритетным направлениям социального  развития региона. 
 

                                                                                                             Таблица 1

Государственная помощь семьям, имеющим детей, социальная поддержка малоимущих семей, пропаганда образа крепкой семьи.

п/п

Вид пособия Численность, финансирование (млн. руб.)
2009 год 2010 год
1 Ежемесячное пособие  на детей, в том числе опекунам и приемным семьям. 1 383 семей  

(1 959 дет.)

14,83 1 383 семей  

(1 894 дет.)

9,40
2 Пособие по рождению детей безработным женщинам. 131 чел. 1,14   99 чел. 1,18
3 Пособие по уходу  за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. 224 чел. 8,07 399 чел 9,34

 

                                                                                                                      Таблица 2

Социальные  льготы в составе института налогового стимулирования

Социальные  налоговые освобождения Социальные

налоговые скидки

Социальные  налоговые кредиты
Освобождение  от налога остальных категорий плательщиков Необлагаемый  минимум Инвестиционный  налоговый кредит (п. 1 ст. 67 НК РФ)
Налоговые изъятия Объекта

обложения

Отсрочка (рассрочка) платежа (п. 2 ст. 64 НК РФ)
Понижение налоговых ставок Налоговые

вычеты

Зачет ранее  уплаченного налога

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература

1.Налоговый  кодекс Российской Федерации.- М.: Омега–Л, 2005.-550с.- (Б-ка российского  законодательства).- ІSBN 5-98119-662-9

2.Трудовой  кодекс Российской Федерации  от 24.07.2002г., №97-ФЗ (с дополнениями  и изменениями)

3.Федеральный  закон от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении  изменений в статьи 220 и 224 части  второй НК РФ" / СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3527.

4.Федеральный  закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении  изменений в часть вторую НК  РФ и некоторые другие законодательные  акты РФ, а также о признании  утратившими силу отдельных законодательных  актов (положений законодательных  актов) РФ" / СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4840.

5.Федеральный  закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ "О признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов (положений законодательных  актов) РФ и внесении изменений  в некоторые законодательные  акты

6.Закон  Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года № 46 «О государственных  пособий гражданам, имеющих детей»

7.Закон  Чувашской Республики от 22 мая  2007 года «О стратегии социально-экономического  развития Чувашской Республики  до 2020 года»

Информация о работе Социальная политика в Чувашии