Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:39, реферат
Целью данной работы является рассмотрение сущности и целей социальной политики РФ.
В связи с поставленной целью, определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие социального государства;
- рассмотреть сущность социальной политики;
- проанализировать ключевые направления социально-экономического развития РФ;
Введение 3
1 Понятие социального государства 5
2 Сущность социальной политики 13
3 Ключевые направления социально-экономического развития России 17
4 Особенности социально-экономической политики Красноярского края 26
Заключение 37
Список литературы 39
Темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2008 года составил 110,6%, реальной заработной платы – 110,3%.
К концу 2008 года в экономике края наметились негативные тенденции, обусловленные воздействием мирового финансового кризиса.
По ряду обрабатывающих производств зафиксирован спад производства, обусловленный снижением инвестиционной активности и сокращением внутреннего и внешнего спроса.
Наибольшее снижение в 2008 году отмечено в производстве пищевых продуктов (индекс производства составил 96,7%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (98,1%).
Ухудшение экономической ситуации в строительстве в 4 квартале 2008 года в результате сокращения привлекаемых организациями кредитных ресурсов, а также уменьшения объемов ипотечного жилищного кредитования населения привели к снижению темпа ввода жилых домов на 5% к уровню предыдущего года (в 2007 году – 129%).
К концу 2008 года просроченная задолженность по заработной плате увеличилась в 7,9 раза по сравнению с задолженностью на 01.01.2008
и на 01.01.2009 она составила 605,5 млн. рублей.
Несмотря на то, что на конец декабря 2008 года общая численность безработных снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 5,6%, с октября 2008 года наблюдался рост этого показателя с 27,3 тыс. человек до 36,1 тыс. человек.
В целях содействия развитию различных сфер экономики,
а также для преодоления негативных тенденций в крае утверждены в установленном порядке и реализуются 25 программ, охватывающих отрасли социальной сферы и реального сектора экономики края. На финансирование всех программ направлялось более 70% расходов краевого бюджета.
В 2008 году Красноярскому краю повторно присвоены кредитные рейтинги по международным и национальным шкалам от трех ведущих рейтинговых агентств – Fitch, Moody`s и Standart & Poor`s. В 2008 году Standard & Poor’s и Moody’s подтвердили стабильный рейтинг края по международной и национальной шкале. Международное агентство Fitch повысило кредитный рейтинг края по обязательствам в российской и иностранной валюте с "ВВ" до "ВВ+".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» в 2008 году проведен анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2007 года по следующим сферам: экономический рост, доходы населения, здоровье населения, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство, обеспечение безопасности граждан и организация государственного и муниципального управления.
В результате проведения министерством регионального развития Российской Федерации оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Красноярский край занял 13 место.
Ситуация на потребительском рынке Красноярского края
На потребительском рынке края в 2008 году по-прежнему наблюдался устойчивый рост физического объема оборота розничной торговли, который увеличился в сопоставимых ценах по сравнению с 2007 годом
на 15,9% и составил 274,5 млрд. рублей (Россия – 113%).
Среди регионов Сибирского федерального округа по итогам 2008 года по обороту розничной торговли на душу населения Красноярский край занял 3 место, среди регионов России - 18 место.
Динамика оборота розничной торговли и динамика объема платных услуг населению представлены на рисунках 2 и 3.
Несмотря на то, что в целом по итогам 2008 года ситуация
с развитием оборота розничной торговли сложилась достаточно благоприятной, в течение года она складывалась неоднозначно.
Рисунок 2 – Динамика оборота розничной торговли
Рисунок 3 – Динамика объема платных услуг населению
При достаточно высоком уровне темпов прироста за 9 месяцев - 18% к соответствующему периоду 2007 года, начиная с IV квартала, динамика продаж стала замедляться: в октябре – 14%, в ноябре – 13,1%, в декабре – 7,3% к соответствующему месяцу 2007 года. Замедление темпа роста розничного товарооборота обусловлено снижением темпов роста продаж непродовольственных товаров: в октябре – 114,9%, в ноябре – 112,9%, в декабре – 106,5% к соответствующему месяцу 2007 года в связи с замедлением темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения на фоне ускорения инфляционных процессов, ухудшения условий кредитования торговых организаций и населения.
Среди регионов Сибирского федерального округа по объему платных услуг в расчете на душу населения край занимает 3 место после Новосибирской и Томской областей, среди регионов России 25 место.
Объем платных услуг населению в Красноярском крае за 2008 год составил 71 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2007 годом в сопоставимых ценах на 3,4% (Россия 104,9%).
Начиная со второго полугодия 2008 года, зафиксировано заметное снижение темпа роста объема платных услуг населению, что связано с падением объемов транспортных услуг (95,4%), занимающих высокий удельный вес (20,1%) в общем объеме платных услуг населению.
Рисунок 4 – Структура объема платных услуг населению
Среди наблюдаемых видов услуг особое место занимает рынок услуг связи, динамичное развитие которого сохраняется на протяжении нескольких лет (в 2008 году рост составил 115,4%, в 2007 году – 109,4%). Этому способствует повышение качества предоставляемых услуг связи, поиск и внедрение новых форм обслуживания населения.
По итогам 2008 года сводный индекс потребительских цен по краю сложился на уровне 111,8% к декабрю 2007 года. Индекс цен
на продовольственные товары составил 116,1%, непродовольственные товары – 105,6%, платные услуги – 115,6 процентов.
Среднегодовое значение инфляции на потребительском рынке края составило 112%, что ниже среднего показателя по России – 114,1 процента.
Более низкий краевой показатель инфляции по сравнению с регионами Сибирского Федерального округа и Россией сложился, в основном, в связи с меньшим ростом цен на продукты питания (край – 116,1%, в большинстве регионов Сибирского федерального округа – 116,3 – 118,7%, Россия – 116,5%).
Рисунок 5 – Индекс потребительских цен
Значительный рост цен на продукты питания был вызван явлениями общероссийского и международного масштаба.
В 2008 году численность экономически активного населения составила 1540,5 тыс. человек. В экономике края были заняты 1441,2 тыс. человек (93,5% экономически активного населения).
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных
и средних организациях (71,2% общей численности занятых). В 2008 году 24,3% работающего населения было сосредоточено в промышленности,
в том числе 16,4% в обрабатывающих отраслях. Остальная численность распределилась следующим образом: 12,3% - в образовании, 10,2% - транспорте и связи, 9,7% - здравоохранении. Наибольший рост в январе-декабре 2008 года наблюдался в таких сферах, как: добыча полезных ископаемых (103,6%), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (111,3%), строительство (107,3%), транспорт и связь (100,8%).
Это объясняется привлекательностью большинства перечисленных выше видов деятельности по причине высокого уровня заработной платы, а так же реализацией крупных инвестиционных проектов в крае. Наибольшее снижение произошло в сферах деятельности воздушного транспорта (79,8%), химическом производстве (89,1%), производстве машин и оборудования (91,6%), лесном хозяйстве (92,9%).
В 2008 году по сравнению с 2007 годом численность безработных граждан (по методологии Международной Организации Труда) сократилась
на 28,4 тыс. человек и составила 99,4 тыс. человек (77,8% к 2007 году). Уровень общей безработицы составил 6,5% от экономически активного населения (в 2007 году – 8,2%, в 2006 году – 9,9%).
В январе-октябре 2008 года наблюдалась позитивная динамика основных показателей уровня и жизни населения края.
С ноября 2008 года в результате воздействия финансового кризиса, приведшего к уменьшению расходов работодателей на оплату труда в связи с изменением среднесписочной численности работников в сторону уменьшения и неполной занятости работников организаций отдельных видов деятельности, наблюдалось замедление темпов роста реальной заработной платы (ноябрь, декабрь 2008г. – 93%, 103,9% соответственно против 118%, 118,1% в ноябре, декабре 2007 года).
По величине среднемесячной заработной платы край стабильно занимает 1-е место среди регионов Сибирского федерального округа, среди регионов Российской Федерации - 13-е место.
Наибольший уровень средней заработной платы в течение 2008 года отмечался в добыче полезных ископаемых, производстве нефтепродуктов, металлургическом производстве, финансовой деятельности (более 30 тыс. рублей), наименьший – в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве (8,5 тыс. рублей).
Рисунок 6 – Динамика среднемесячной заработной платы
Увеличение реальной заработной платы в 2008 году по крупным и средним организациям наблюдалось почти во всех городских округах
и муниципальных районах края.
Денежные доходы населения за 2008 год составили 547,9 млрд. рублей
и увеличились по сравнению с 2007 годом на 24,8 процента.
Среднедушевые денежные доходы за 2008 год достигли
15,8 тыс. рублей, номинальный темп роста составил 124,8%, реальный – 111,4% к уровню 2007 года.
По величине среднедушевых денежных доходов населения край занял 1-е место среди регионов Сибирского федерального округа.
Росту денежных доходов населения в 2008 году способствовали:
- повышение расходов на оплату труда работников бюджетных учреждений края (на 14% c 01.02.2008);
- установление с 1 января 2009 года минимального размера оплаты труда по краю: для центральных и южных районов края
от 3000 рублей до 3500 рублей; для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним от 3375 рублей до - 5688 рублей (по России 2300 рублей в месяц);
- доплаты и выплаты работникам краевых государственных учреждений и работникам муниципальных учреждений из краевого бюджета (доплаты до величины минимальной зарплаты в крае; выплаты воспитателям).
Рисунок 7 – Динамика среднедушевых денежных доходов населения
Все вышеуказанные меры способствовали росту реальных располагаемых денежных доходов населения края (110,6%), сохранению покупательной способности среднедушевых денежных доходов и уменьшению в общей численности населения края доли населения со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 16,6% за 2007 год до 16,2% за 2008 год.
При фактически сложившихся в 2008 году ценах на товары, тарифах
на услуги, входящих в потребительскую корзину, среднегодовая величина прожиточного минимума в целом по краю в расчете на душу населения (с учетом Таймыра и Эвенкии) составила 5144 рубля и увеличилась на 27,7 процента по сравнению с 2007 годом (4026 рублей).
По величине прожиточного минимума Красноярский край занимает 2-место в Сибирском федеральном округе, уступая лишь Республике Алтай 5459 рублей (Новосибирская обл. -4826 руб., Кемеровская обл.-3985 руб., Иркутская обл.-4550 руб.)
Социальная политика Правительства Красноярского края направлена, прежде всего, на сохранение и улучшение здоровья населения, повышение уровня образования и культуры жителей края, адресную поддержку малоимущих граждан. Расходы консолидированного бюджета края
на развитие социальной сферы являются приоритетными и в 2008 году превысили 77,5 млрд. рублей, составив 50% всех расходов.
В 2008 году в области здравоохранения достигнуты определенные успехи в повышении качества и доступности медицинской помощи населению, обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия, улучшения демографической ситуации в крае. Учреждения здравоохранения первичного звена оснащались новой диагностической техникой, существенно обновлен автомобильный парк службы скорой медицинской помощи.
Рождаемость в 2008 году увеличилась на 7,9% по сравнению с 2007 годом (на 2698 человек больше).
Материнская смертность снизилась на 27,1% и составила 29,8
на 100 тыс. родившихся живыми, 11 случаев в год (в 2007 году 40,9
на 100 тыс. родившихся живыми, 14 случаев).
Младенческая смертность снизилась с 12 в 2007 году до 9,7 случаев
на 1000 родившихся живыми. Общее число умерших детей первого года жизни уменьшилось на 53 человека (на 13%).