Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание

На современном этапе научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Это и предопределяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая доработка .doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

Муниципальный уровень реализации социальной политики находится ближе к потребителю, а следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редко участвуют в разработке региональных и общегосударственных социальных программ[3]. 

                         1.4 Принципы социальной политики 

     Социальная  политика базируется на ряде принципов  – основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. Важнейшим из них является принцип социальной справедливости.

  Проблема справедливости издавна волновала человечество. Еще Аристотель отмечал двойственность и противоречивость этого понятия. С одной стороны – это вознаграждение за личный труд и успех, или распределительный тип справедливости. С другой стороны – обеспечение всем членам общества одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных и социальных различий. Это уравнительный тип справедливости.

     Реализация  первого типа справедливости, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим  условием прогрессивного формирования общества, стимулом для формирования личности, ее потребностей и приоритетов. Обоснованное неравенство обусловливает повышение экономической эффективности, однако уменьшает шансы тех, кто по не зависящим от них причинам не может осуществлять активную деятельность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного неравенства, а с другой -  сохраняющееся неравенство. По этой причине государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить свеем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные и работоспособные члены общества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ и услуг.

     Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии это сделать сами. Принцип солидарности предполагает, что общество должно решать возникающие проблемы как единая система, внутри которой посредством механизма налогов и трансфертов осуществляется перераспределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.

     Реализация принципа социальной компенсации обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан, которая выражается в получении ими льгот и социального обслуживания.

     Соблюдение  принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

     Осуществление социальной политики также основано на реализации принципа всеобщности, предполагающего, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества с учетом дифференцированного подхода к ним.

     Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения. Данный процесс можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, необходимо обеспечить условия для развития общественного производства, в процессе которого создаются ресурсы, способствующие осуществлению социальной политики. Вместе с тем ресурсная база зависит от уровня развития производительных сил, и в первую очередь главной из них – человека. Следовательно, во-вторых, необходим комплекс мер, реализуемых посредством систем образования, здравоохранения, обеспечивающих всестороннее развитие работников, повышение их квалификации и гарантирующих социальную стабильность общества[1]. 

     1.5 Виды, типы и функции  социальной политики 

     В зависимости от доминирования того или иного компонента сегодня принято различать либеральный и социал- демократический варианты социальной политики.

     Либеральный вариант социальной политики делает ставку на «экономического человека». В качестве наиболее приемлемого варианта социальной защиты признаются высокоорганизованный и достойно оплачиваемый труд, личные сбережения и вложения домашних хозяйств в человеческий, физический и денежный капитал. Конфликты и противоречия, возникающие в обществе, рассматриваются как стандартные спутники современной социальной жизни. Социальная ответственность государства сводится до минимума.

     Социал- демократический  вариант социальной политики высокую ответственность за стабильность и социальный прогресс возлагает на современное государство. Государство обязано четко обеспечивать социальный минимум уровня жизни, не допускать чрезмерной социальной дифференциации. Исключается формирование в обществе любых экстремальных групп. Скорее всего, социальное развитие формально ориентируется на бесполярную структуру общества. Поэтому особое значение уделяется достижению социальной устойчивости (весомый вклад в разработку концепции социально- обоснованной экономической политики современного государства внес немецкий экономист В, Ойкен).

     К социал- демократическим ценностям  традиционно относятся идеи экономического самоуправления и производственного соуправления, социализации и индивидуализации собственности, доминирования в обществе партнерских отношений, обеспечения единства собственности, труда и управления, а также наличие высокоэффективной системы социальной защиты, доступность широким слоям населения социальной инфраструктуры (образование, наука, культура, здравоохранение, средства массовой информации).

     Таким образом, социал- демократический вариант  социальной политики предполагает достижение такого состояния общества, которое характеризуется стабильностью экономического и социального положения всех членов общества.

     Можно сделать вывод, что по направленности и по своему содержанию социал- демократический  вариант достаточно полно соответствует задачам переходной экономики.

     Выделяют 2 основных типа социальной политики- бисмарковский (по имени ее родоначальника О. Бисмарка) и бевериджский.

     Бисмарковский тип социальной политики в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Малообеспеченные семьи получают помощь по муниципальной линии.

     Бевериджский  тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезни, старости, получения травмы и т.д.), а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. В странах, выбравших такой тип социальной политики, отсутствует резкая дифференциация населения по уровню жизни, поскольку здесь реализован уравнительный принцип социальной справедливости, или обоснованное равенство.

     Следует отметить, что в современных условиях происходит сближение типов социальной политики с целью выделения основополагающих характеристик социального государства.

     Социальное  государство- качественно новая ступень в развитии конституционного демократического государства, обусловленная высоким уровнем развития экономики и активной социальной политики государства в интересах широких слоев населения. Идея построения социального государства возникла в древности, а практика социальной государственности имела место еще в Древнем Риме, где народу обещалось бесплатное предоставление «хлеба и зрелищ». Религиозные заповеди и идеи Просвещения также стимулировали развитие идей социальной государственности. Само понятие «социальное государство» должно способствовать экономическому и общественному прогрессу всех граждан, поскольку в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого[1]. 

     1.6 Направления социальной  политики 

Разные  экономисты по- разному подходят к  определению напрвлений социальной политики. Выделяют большое их количество, но наиболее приемлемым является выделение следующих основных направлений социальной политики:

     1) обеспечение всем трудоспособным  благоприятных возможностей и  стимулов для предпринимательства  и труда, для получения максимально высоких доходов любой деятельностью;

     2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных;

     Первое  направление включает в себя целый  комплекс таких государственных  мер:

    • либерализация бизнеса – освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности;
    • поддержание высокой занятости – увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;
    • регулирование трудовых отношений (минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.).

     Второе  направление охватывает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение  пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся. Основные направления по указанным двум позициям можно выразить следующим образом.

     Некоторые экономисты важнейшими направлениями  социальной политики считают:

  1. государственная политика занятости;
  2. регулирование доходов населения и его социальная защита;
  3. социальная ориентация экономики.

     Политика  занятости предполагает меры государства  по стимулированию роста занятости, увеличению рабочих мест, расширение форм и условий для подготовки и переподготовки работников, социальную защиту безработных.

     Политика  регулирования доходов и социальная защита населения имеют целью  совершенствовать механизм формирования и распределения доходов, улучшение  системы социальной защиты населения. Социальная ориентация экономики – социальное подчинение народного хозяйства задачам развития личности. Государство принимает меры по превращению рыночной экономики в социально ориентированную рыночную экономику, сочетающей преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты населения.

     Есть  экономисты, рассматривающие социальное партнерство как направление  социальной политики государства. Социальное партнерство – согласование действий Правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов. Политика социального партнерства нацелена на реализацию принципов равенства и социальной справедливости на рынке труда.

     Она предполагает:

  • создание нормальных условий на рынке труда (продолжительность рабочей недели, отпусков, охрана труда, оплата труда, права и обязанности наемного работника);
  • обеспечение условий предпринимательства;
  • неприкосновенность собственности, свобода предпринимательства и распоряжения доходами [8].

   Выводы: Социальная политика – совокупность принципов, норм методов, используемых государством для регулирования условий жизни общества и отношений между социальными группами. Целью социальной политики является создание благоприятной обстановки для трудовой и предпринимательской деятельности. Социальная политика выполняет стимулирующую и стабилизирующую функции. Социальная политика осуществляется на разных уровнях (микроуровень, макроуровень, интеруровень, государственный, региональный, муниципальный). Наиболее важными направлениями социальной политики являются: обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда; обеспечение социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Модели социальной политики 

     Вопросы борьбы с бедностью связан с проблемой  перераспределения доходов и  обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов  вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе, усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже уровень его экономического благосостояния. Для его повышения необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

Информация о работе Социальная политика