Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа
На современном этапе научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Это и предопределяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.
Перераспределением называется процесс изменения существующей в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако этот процесс может повлечь за собой снижение производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей т стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным способна привести к снижению стимулов к активной экономической деятельности у тех или других и общему уменьшению благосостояния общества.
Кроме того, издержки, связанные с реализацией перераспределительных программ, могут превысить выгоду от их выполнения. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена, в «дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая положения бедных. Суть утечки из «дырявого ведра» заключается в следующем: из каждых 350 долларов, взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в процессе борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, не работая, получать пособие. В свою очередь более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов. Вследствие чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным.
Итак,
неоправданное неравенство
Образцом успешного решения проблемы нахождения равновесия между социальной справедливостью и экономической эффективностью стала социал – демократическая (скандинавская) модель социальной политики, наиболее полно реализованная в Швеции. Она основана на праве всех граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Высокое качество договорных отношений между объединениями работодателей и работников при постоянном контроле со стороны государства обеспечивает через систему налогооблажения перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальная социальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных граждан, способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым экономический рост. Пенсии в такой модели дифференцируются как народные (социальные), выплачиваемые каждому жителю страны из бюджета по достижении им пенсионного возраста, и трудовые, зависящие от успешности трудовой деятельности. В этом находит отражение реализация двух типов справедливости – уравнительного и распределительного.
В результате осуществления ряда социальных программ в скандинавских странах созданы относительно равные стартовые возможности для всех групп населения, а шведскую модель развития называют «функциональным социализмом». Вместе с тем следует признать некоторое несовершенство данной модели в области обеспечения роста экономической эффективности.
Консервативную модель социальной политики часто называют институциональной, или континентальной европейской. Она построена на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения от эффективности и продолжительности труда человека. Наиболее полно модель реализована в Германии, где в 1880 г. Впервые в мире было введено медицинское страхование, а затем принят пакет законов, согласно которым размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. В финансировании пенсий принимало участие и государство. И хотя параметры данной модели постоянно совершенствовались, принципы, заложенные в ней изначально, сохраняются и сегодня.
В консервативной модели социальной политики реализуется распределительный тип социальной справедливости: перераспределительные тенденции здесь слабо выражены, а основной упор делается на трудовое участие работников в общественном производстве.
Либеральная модель социальной политики функционирует в Великобритании и США. Здесь государство обеспечивает благополучие уязвимых слоев населения и максимально стимулирует создание негосударственных форм социального страхования и социальной поддержки. Кроме того, граждане получают помощь со стороны государства в виде трансфертов за счет бюджета различного уровня. Главное условие получения государственного пособия – малообеспеченность. В США, например, действует около 8 тысяч программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях, а критерии их выдачи варьируются от штата к штату. Существует реальная возможность получения социальной помощи одновременно по нескольким программам. Величина этих пособий незначительна, однако в совокупности они позволяют человеку, находящемуся в затруднительном положении, улучшить свое благосостояние.
Помимо перечисленных выше существует модель социальной политики в центрально – управляемых экономиках. Здесь государство сосредотачивает в своих руках всю полноту социальной политики и является единственным ее субъектом [1].
Выводы: Существуют следующие модели социальной политики:
- социал - демократическая (скандинавская);
-
консервативная (институциональная,
или континентальная
- либеральная;
-
в центрально - управляемых экономиках.
Глава
3. Социальная защита
населения
Для того, чтобы жить и продолжать свой род, человек обязан потреблять материальные блага. Вместе с тем никто никому не гарантирует, что доступ к источникам существования всегда будет исключительно благоприятным, и никогда не наступят те или иные нежелательные события.
Реальная жизнь достаточно сурова. Она свидетельствует о том, что некоторые неблагоприятные события, способные ухудшить доступ к источникам существования, могут никогда не наступить. Другие могут наступить лишь с достаточно большой вероятностью. А некоторые для каждого из нас не наступают с вероятностью в 100%.
Есть
и такие неблагоприятные
В целом среди неблагоприятных событий такого рода выделим:
1) несчастные случаи, инвалидность с детства и т.п.;
2) потерю работы;
3)
необратимые физиологические
4) старость, беспомощность и смерть;
5) потерю кормильца.
К сожалению, такой список не является окончательным, его можно продолжить. Но мысль понятна. Возникает вопрос: в каких пределах человек может защитить сам себя от нежелательных событий такого рода?
Обозначим следующие классические приемы самозащиты:
Все это очень хорошо, но работу можно потерять, с родственниками расстроить отношения, а отсутствие полноценной работы не позволяет наращивать личное состояние, откладывать деньги на старость. Так что формируется порочный круг.
Коллективная социальная защита – система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.
В качестве стратегического ориентира для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.
По формам выделим:
При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.
Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т.д.
Объектами выступают:
а) уровень потребления материальных благ (доходы);
б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования;
в) жилищные условия.
Функционирование
системы социальной защиты предполагает
наличие определенной инфраструктуры.
Особенно это касается таких социальных
отраслей, как здравоохранение, образование,
жилищно – коммунальный комплекс [4].
3.1
Направления социальной
защиты
Социальная
защита может осуществляться в виде
социального обеспечения и
Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.
Социальное страхование – это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.
Социальный риск – наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т.д.
Хотим мы этого или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается в состоянии избежать социального риска. Более того, такие ситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер, касаются все членов общества, а некоторые из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выход на пенсию).
Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан.
Экономическим источником страховых взносов выступают средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степень участия работодателя, работополучателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.
Основные статьи расходов социального страхования:
Социальное страхование осуществляется в двух формах:
Источниками средств фондов социального страхования служат:
Социальная помощь – оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.
Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат. Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.