Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:11, курсовая работа
Изучение социальной рыночной экономики полезно и представляет интерес для многих ее участников – рядовых граждан, предпринимателей, экономистов. Граждане, обладающие знаниями в области социальной рыночной экономики, могут более правильно выбрать место работы, определить насколько справедливо оплачиваются результаты труда, осуществляются выплаты различного рода социальных пособий.
Введение…………………………………………………………………….2
1.Теоретические основы социально - ориентированной экономики…………………………………………………………………..4
1.1 Сущность и основные признаки социально – ориентированной экономики…………………………………………………………………..4
1.2 Модели социально – ориентированной экономики……………10
2.Анализ концепций Л.Эрхарда и Г. Мюрдаля о социальном рыночном хозяйстве……………………………………………………..23
2.1 Концепция “социального рыночного хозяйства” Л.Эрхарда………………………………………………………………….23
2.2 “Шведская модель социализма” Г.Мюрдаля в условиях рыночной экономики…………………………………………………….34
3. Задачи и предложения для перехода к социально – ориентируемому рыночному хозяйству……………………………...38
Заключение………………………………………………………………..45
Список литературы… ……………………………
Условия, позволяющие получать пособия, – членство в страховом фонде минимум в течение года для работающих по найму и в течение двух лет для тех, кто работает не по найму, и 6 месяцев работы за прошедшие 12 месяцев. Переподготовка на рынке труда для безработных считается занятостью.
Пособия родителям (две разновидности). Одна из них – по случаю рождения ребенка. Выплачивается, как правило, в течение 450 дней. Если мать и отец берут на себя совместный уход за ребенком, то 30 из 450 дней резервируются за матерью и 30 – за отцом. Пособие на оставшиеся дни может быть востребовано любым из родителей. Большинство родителей получает его в связи с рождением или усыновлением ребенка. В течение первых 360 дней выплачиваемая сумма равна пособию по болезни, то есть 80% от потерянного дохода.
Другая
разновидность –
Пособие на детей. Оно предоставлялось вначале в форме вычетов из налогов для лиц, имевших детей, но с 1947 года стало финансироваться из государственных источников и выплачивается всем родителям независимо от того, работают они или нет. Пособие предусмотрено для всех детей в возрасте до 16 лет, проживающих в Швеции. Его величина определяется решением риксдага. На детей старше 16 лет, продолжающих учиться в школе, выплата производится более длительное время, ее размер равен общему пособию на детей. Семьи, в которых более трех детей, получают дополнительные средства. Другим видом финансовой поддержки семей с детьми является компенсация коммунальных платежей, величина которой зависит от числа детей в семье, дохода и платы за коммунальные услуги.
Реализация принципа всеобщего благосостояния, избранного Швецией, стала возможной благодаря созданию государственного сектора экономики такого размера, что сделало страну уникальной: занятость в нем достигла 1/3 самодеятельного населения, а доля социальных расходов в ВВП – более 30%.
Финансирование
системы социального
2. Анализ концепций Л. Эрхарда и Г. Мюрдаля о социальном рыночном хозяйстве
2.1 Концепция «социального
сЛюдвиг Эрхард (1897–1977) был вторым канцлером ФРГ, выдающимся ученым, разработавшим и осуществившим в 50–60 гг. нашего столетия в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, которая в корне преобразовала социально-экономическую жизнь потерпевшей поражение в годы второй мировой войны страны. «Сегодняшняя система, – предупреждал в конце войны Л. Эрхард, – должна либо принять форму более свободного рыночного хозяйства, либо повернуться в сторону абсолютного тоталитаризма». Вопреки сомнениям союзников, Эрхард постепенно освободил рынок от оков администрации военного времени и замороженных цен и дал «зеленый свет» частной инициативе и конкуренции.
В основе реформаторской деятельности Л. Эрхарда лежит концепция «социального рыночного хозяйства», которая была возведена в ранг официальной государственной доктрины и явилась основой экономической программы Христианско-демократического союза, одной из ведущих партий Западной Германии. По мнению Эрхарда, социальное рыночное хозяйство являлось не только теорией, но и практической деятельностью германского государства.
По своим теоретическим установкам концепция социального рыночного хозяйства Эрхарда близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. В 50–60 гг. в Европе в широких масштабах применялись рецепты хозяйственной политики, предложенные Дж.М. Кейнсом и усовершенствованные его последователями. Концепция социального рыночного хозяйства была использована Л. Эрхардом для обоснования программы «сформированного общества», провозглашенной им на съезде ХДС в марте 1965 г. Целью такого общества объявлялось «преодоление плюрализма противоречивых общественных интересов путем приведения их к общему знаменателе всеобщего благополучия». Эрхард осуществил экономическую реформу, сердцевину которой составил принцип социальной ориентации рынка. Основные положения теоретической модели социально ориентированного рыночного хозяйства Эрхарда предельно четки и просты:
а) целевой установкой реформы является высокий уровень благосостояния для всех слоев населения;
б) путь к достижению этой цели лежит через свободную рыночную конкуренцию и частное предпринимательство;
в) активная и
ответственная роль в создании предпосылок
и условий для такой
г) высокий уровень благосостояния служит основой для развития гражданских свобод и демократии.
Эрхард подчеркивал, что обеспечение высокого благосостояния для всех слоев населения объективно необходимо, поскольку оно выступает материальной основой формирования высококвалифицированных кадров для народного хозяйства. Оно обеспечивает емкий рынок сбыта продукции внутри страны «путем создания массовой потребительной способности». «При прежнем порядке, – писал Эрхард, – существовал, с одной стороны, очень немногочисленный высший слой, который, в смысле потребления, мог себе позволить все, а, с другой стороны – численно весьма обширный, но обладающий недостаточно высокой покупательной способностью нижний слой населения. При реорганизации нашего хозяйственного порядка следовало поэтому создать предпосылки для преодоления этого противоречащего прогрессивному развитию социальной структуры положения и, вместе с тем, и для преодоления, наконец, неприязни между «богатыми» и «бедными.
Переход к социально ориентированному рынку был связан не только с изменениями форм хозяйствования, социальных сфер жизни, но и с решением ряда социокультурных проблем, обусловленных изменениями мышления и поведения, состояния массового сознания и соответствующего менталитета немецкого народа.
Социальная ориентация рынка предполагает прежде всего выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности.
Эрхард справедливо полагал, что не может быть социального развития рынка без экономического прогресса. В своих реформах он сделал ставку на развитие производства («экспансия хозяйства»), а не на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производительности труда.
Социальное рыночное хозяйство, считал Эрхард, немыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического снижения расходов, смягчения налогового бремени, запрещения набора новых служащих и повышения им окладов, сведения до минимума служебных поездок. Оно предусматривало увеличение номинальных доходов главным образом посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров и услуг. Стимулами этого выступали низкие налоги, антитрестовские и антикартельные законы, льготы для свободного частного инвестирования, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов. Все это творило «экономическое чудо», создавая общий тонус защищенности и свободы граждан.
Социальная ориентация рынка предполагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения. По мнению Эрхарда, социальная политика не есть политика в угоду миллионерам, а есть политика для миллионов. При этом он четко различал, с одной стороны, милосердие к слабым, к тем, кто нуждался в общественной защите и поддержке, с другой – отношение к сильным и здоровым, к тем, кто в состоянии своим трудом, энергией и мастерством добиться успеха в жизни. Социальная защита касалась прежде всего именно тех, кто нуждался в ней, кто был слаб и не защищен (дети, инвалиды, люди пожилого возраста и др.). Что же касалось тех, кто обладал способностями и личными возможностями, то им нужна была не помощь, а свобода и самостоятельность. И при равных стартовых условиях их благополучие и положение человека в обществе обусловливается не результатом системы, а исключительно результатом собственного труда. Эрхард подчеркивал, что человека «нельзя низводить до уровня опекаемого, принижать до состояния только потребителя государственных услуг». Для людей важна солидарность «сильных» со «слабыми», забота общества о потерпевших неудачу в жизни. Тем самым главной задачей объявлялось не создание системы тотального обеспечения, а формирование предпосылок такой жизни, за которую отвечают сами граждане.
Относительно
самостоятельным элементом
Важнейшим аспектом социальной политики являлась налоговая политика. Ее кредо – освобождение от налогообложения всех социально слабых слоев общества, отказ от повышения косвенных налогов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения некоторых субсидий наиболее богатых граждан. Одновременно для улучшения условий жизни действительно нуждающихся были приняты соответствующие законопроекты (например, законы о пособиях для квартиросъемщиков, социальной помощи престарелым и т.д.). За время реформ выплата пенсий и других государственных пособий выросла в несколько раз.
Социальная ориентация рынка предполагала усиление государственного регулирования всех сфер общества и прежде всего экономической. Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной формировать общество. Государство в эрхардовскую эру не было «ночным сторожем», а выступало в роли мощного и активного фактора воздействия на конъюнктуру посредством макроэкономического регулирования. Государство целенаправленно вмешивалось в социально-экономический процесс. Но направление, характер и способы такого вмешательства были ориентированы на формирование социального рыночного хозяйства. Именно при Эрхарде научный обиход вошел термин «социальное государство». Это государство противоположно государству монетаристского типа.
Монетаризм
исходит из того, что наилучшим
образом занятость и
В отличие от монетаризма социальное государство регулирует общественные процессы, в том числе и рынок, проводит социальную политику в интересах большинства народа. Оно исходит из признания за всеми работниками права добиваться лучшей жизни, совершенствования условий труда и роста благосостояния народа через организованные коллективные действия. Таким образом, социальное государство – это тип государства, которое проводит сильную социальную политику в интересах своих граждан, создает наиболее благоприятные материальные, организационные и духовные условия для жизнедеятельности населения.
При Эрхарде усилилось воздействие государства на механизм функционирования рынка, осуществляемое посредством разносторонней и взаимосвязанной социально-экономической, валютно-финансовой, научно-технической, инвестиционной и экологической политики, обеспечивающей необходимое развитие производства и решение социальных проблем общества. Вместо административно-директивного планирования Эрхард ввел в практику так называемое индикативное планирование, когда вместо директивных показателей устанавливаются определенные индикативные показатели.
К сожалению, сложилось довольно распространенное мнение, что планирование национальной экономики обязательно должно быть связано с коммунистической идеологией. Однако опыт многих стран с рыночной экономикой доказывает, что может существовать государственное планирование, принципиально отличающееся от «госплановского» времени «реального социализма». Планирование в условиях рыночной экономики называют указательным (индикативным), ориентирующим на те или иные цели.
Нередко индикативные планы в литературе трактуются как совокупность показателей, которые никого ни к чему не обязывают. Таким образом вольно или невольно воспроизводится формула, что всякие недирективные планы – это «планы-прогнозы», «планы-догадки». Между тем в ФРГ высокая эффективность индикативных планов определялась, прежде всего, тем, что для их реализации приводился в действие мощный экономический, правовой, административный инструментарий. То, что разоренная войной ФРГ уже к концу 60-х гг. могла на равных конкурировать с США, следует в значительной мере отнести за счет успешного индикативного планирования.
Индикативные планы вводили рамочные установления, а конкретное их наполнение передавалось хозяйственным субъектам. В индикативном планировании есть точки «отправления» и «прибытия». (Предположим, что в пятилетнем плане такой точкой «отправления» был 1995 г., а «прибытия» – 2000 г.). В период работы по подготовке плана делается прогноз относительно тех макроэкономических пропорций, которые могут сложиться через пять лет. Выясняется, что для выравнивания дисбаланса между некоторыми экономическими секторами необходимы определенные структурные изменения в национальной экономике. Какими мерами это осуществляется? Опять-таки косвенными.
Чтобы все предприятия не направились по наиболее простому пути, государство устанавливает высокие налоги для тех, кто выбирает облегченный вариант. Естественно, что государство будет поощрять те экономические сектора, развитие которых будет создавать дополнительные рабочие места. Для них снижаются налоги, увеличиваются льготы. Наконец, национальная экономика заинтересована в упрочении своих позиций на внешних рынках. Но конкурентная борьба все более обостряется и требует повышения качества товаров и услуг, внедрения инновационных материалов и методов, освоения новых ниш на мировых рынках. Для тех предприятий, которые выбирают этот наиболее сложный путь, государство готово не только снизить налоги, но и предоставить определенные субсидии.
Информация о работе Социально – ориентируемое рыночное хозяйство