Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:11, курсовая работа
Изучение социальной рыночной экономики полезно и представляет интерес для многих ее участников – рядовых граждан, предпринимателей, экономистов. Граждане, обладающие знаниями в области социальной рыночной экономики, могут более правильно выбрать место работы, определить насколько справедливо оплачиваются результаты труда, осуществляются выплаты различного рода социальных пособий.
Введение…………………………………………………………………….2
1.Теоретические основы социально - ориентированной экономики…………………………………………………………………..4
1.1 Сущность и основные признаки социально – ориентированной экономики…………………………………………………………………..4
1.2 Модели социально – ориентированной экономики……………10
2.Анализ концепций Л.Эрхарда и Г. Мюрдаля о социальном рыночном хозяйстве……………………………………………………..23
2.1 Концепция “социального рыночного хозяйства” Л.Эрхарда………………………………………………………………….23
2.2 “Шведская модель социализма” Г.Мюрдаля в условиях рыночной экономики…………………………………………………….34
3. Задачи и предложения для перехода к социально – ориентируемому рыночному хозяйству……………………………...38
Заключение………………………………………………………………..45
Список литературы… ……………………………
Самым существенным в индикативном планировании является то, что государство никому не приказывает, не навязывает свою волю. Каждое предприятие остается автономным субъектом в экономической деятельности. Индикативный государственный план только ориентирует предприятие в выборе решения. Но в то же время такими косвенными мерами государство способно создать более благоприятные условия для перспективных отраслей национальной экономики, добиться постепенного свертывания тех экономических структур, которые уже изжили себя.
Придание контрольным цифрам необязательного характера, лишение их директивности имеют важное значение. Они ориентируют производителя на те изменения, которые общество намерено осуществить, информируют трудовые коллективы о сдвигах в структуре производства и спросе на ту или иную продукцию. Поэтому они выполняют новую функцию планирования, а именно его ориентирующе-информационную функцию.
Конечно, не надо идеализировать индикативное планирование – многие предприятия терпят банкротство. И тем не менее, любая национальная экономика должна иметь долгосрочные цели социально-экономического развития в форме государственных планов или программ.
В основу индикаторного планирования, его эффективности Эрхард заложил следующие факторы:
– высокая
квалификация составителей планов, использовавших
весь арсенал мировой экономической
– разнообразие методов и инструментария при реализации планов, отсутствие догматизма подходов,
– твердость и последовательность профессионального государственного аппарата, который, действуя нередко в условиях крайней политической нестабильности, не допускал колебаний при реализации принятых программ,
– выработка
национального согласия в осуществлении
главных целей социально-
– атмосфера социального партнерства, ослаблявшая постепенно дух классовой конфронтации. Без соглашений в политике в области доходов, занятости и условий труда страну продолжали бы сотрясать массовые забастовки, что подрывало основы индикативного планирования
Проводимая Эрхардом экономическая реформа не имела бы успеха без поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по экономико-политическим вопросам. Одновременно успех реформ объясняется и тем, что Л. Эрхард широко опирался на науку, на ученых своей страны. Так, государственным законом был образован Экспертный совет по оценке общего экономического развития ФРГ. В соответствии с законом этот Совет, в который входили не только политики, но и ученые, готовил необходимые исходные предложения для принятия правительством научно обоснованных хозяйственно-политических решений.
Реформаторская деятельность Эрхарда воплотилась в «немецкое чудо». В относительно короткие сроки ФРГ добилась ощутимых успехов, войдя в число высокоразвитых стран. Показательными для развития Германии были высокие темпы экономического роста и роста производительности, стабильные цены, снижение уровня безработицы и рост занятости. Именно в условиях проводимых реформ была заложена основа динамичного развития предпринимательства. Товарное клеймо «Сделано в Германии» стало символом безупречного качества самой Западной Германии
В ходе реформ Эрхарда снижение цен сопровождалось повышением заработной платы. Попытка стабилизировать цены нашла свое отражение в периодической публикации каталога умеренных цен. Был принят закон против произвольного повышения цен. Эрхарду удалось утроить экспорт. Укрепить положение на мировом рынке, по его оценке, можно только при условии стабильности валюты. Поэтому моментом рождения «экономического чуда» стала денежная реформа, переход в конце 1958 г. к конвертируемости немецкой марки. Стабилизировалась ее покупательная способность, ее устойчивость и солидность стали своего рода товарным знаком ФРГ.
Подводя итоги реформаторской деятельности Людвига Эрхарда, отметим, что «немецкое чудо» оказалось возможным, прежде всего, благодаря верно выбранной социально ориентированной модели развития общества. Выступление Эрхарда в пользу социальной рыночной экономики, последовательное проведение в жизнь соответствующих реформ определили направление развития Западной Германии как в период послевоенного, так и в последующие годы. Эта политика позволяет и ныне успешно справляться с требованиями, предъявленными германским объединением.
2.2 «Шведская модель социализма» Г. Мюрдаля в условиях рыночной экономики
Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда имеет много общего со взглядами политика и теоретика Гуннара Мюрдаля (1898–1987), создателя так называемой шведской модели социализма. Социал-демократы свыше 50 лет стояли у власти в Швеции – стране с высоким уровнем материальной и социальной обеспеченности граждан.
Лауреат Нобелевской премии Мюрдаль, как и Эрхард, исходил из концепции социальной ориентации рынка, социально регулируемой экономики, из теорий социального государства и социального партнерства.
Социально ориентированная рыночная экономика по Мюрдалю – это особая форма рыночного хозяйствования, направленная и регулируемая государством так, что конечные цели хозяйствования подчиняются не интересам одних только собственников средств производства, но и других участников хозяйствования, в том числе непосредственных производителей материальных благ. В этих рамках возникает «государственное попечительство», «государственное обеспечение» и многие другие меры, улучшающие жизнь всех слоев населения. Подчеркивая регулирующую роль государства, Г. Мюрдаль считал его способным преодолеть стихию рынка и преобразовать стихийное рыночное хозяйство в регулируемую экономику, в которой осуществляется идеал всеобщего равенства и создаются равные экономические возможности для всех. Государственное регулирование, по Мюрдалю, не ограничивается краткосрочными мерами, направленными на выравнивание дисбаланса, сложившегося к данному моменту. По его мнению, в рыночной экономике широко используется также государственное программирование, рассчитанное на относительно длительные периоды.
По мнению Мюрдаля, главное в деятельности государства – социальная защита населения, под которой он понимает систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, предоставляемых трудоспособным гражданам, равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным гражданам – создание определенного уровня жизнеобеспечения.
Формирование социальной защиты, по мнению Мюрдаля, должно предусматривать следующие направления деятельности государства:
а) обеспечение членам общества высокого прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима; внимание действительно нуждающимся, изъятие привилегий у тех, кто в них не нуждается;
б) создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать себе средства для полнокровной жизни любыми, не противоречащими закону способами, обеспечивающими удовлетворение высокого уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;
в) совершенствование условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;
г) обеспечение экологической безопасности членов общества;
д) защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, социального государства;
е) защита граждан от преступных посягательств, от политического преследования и административного произвола, идеологического давления, от психологического прессинга;
ж) создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях;
з) обеспечение максимальной стабильности общественной жизни. Компромисс между классами, отказ от изнурительной и разрушительной борьбы за «победу» в классовой борьбе проявились в высокой степени сотрудничества труда и капитала, редкости трудовых и политических конфликтов в Швеции.
Для
реализации мер социальной защиты необходимо
изучать и формировать
Идея
социального рыночного
Бесплатное образование, дешевая, субсидированная государством качественная медицинская помощь, равно доступная для всех слоев населения, оплачиваемый отпуск, более 45 м2 жилой площади и почти две комнаты на одного человека, более 400 автомобилей, 590 телефонов, 390 телевизоров на 1000 жителей – лишь некоторые показатели общего материального благополучия шведов. В последние годы ведется много дискуссий об итогах «шведского социализма» Конечно, сам шведский эксперимент небезупречен. Наблюдается чрезмерная зарегулированность в экономике, дефицит финансирования разросшихся социальных программ и отчасти с этим связанная инфляция.
В заключение
отметим, что успехи немецкого и
шведского народов в период правления
Эрхарда и Мюрдаля были очевидны.
Они объяснялись многими
3. Задачи и
предложения для перехода к
социально-ориентируемому
Переход к социально ориентированной рыночной экономике предполагает необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, то есть наличие регулируемого рынка во всех сферах общественного производства. Такое регулирование осуществляется как экономическими, так и административными методами. Их следует не противопоставлять, а органично сочетать, исходя из того, в какой мере административное регулирование отвечает требованиям объективного развития, нынешнего состояния экономики и др.
Как показывает мировой опыт, для адаптации социальной сферы в рыночные отношения необходимо решить несколько задач, носящих характер закономерных:
Именно государство в решении многих социальных проблем играет особую роль.
Социальная политика с мощными государственными гарантиями, проводившаяся многие десятилетия и опиравшаяся на господствующую коммунистическую идеологию патернализма, снимала с людей заботу о решении собственных социальных проблем, лишая их действенных стимулов в борьбе за существование и самореализацию. Такая политика, являясь подлинным спасением для тех, у кого отсутствуют возможности для удовлетворения своих жизненных потребностей, в чистом виде служит мощным инструментом уравнительности, социальной однородности и, как следствие, фактором снижения социальной энергии, ослабления общественного организма. В условиях переходного периода, когда необходимо достижение баланса между общественной интеграцией и социальной мобильностью, ориентация лишь на одну из моделей социальной политики привела бы к усилению кризиса. Разрушение системы пусть малоэффективных, но устойчивых и всеобщих социальных гарантий лишило население привычной уверенности в возможности решения своих повседневных проблем. При этом социально-экономическая система переходного общества не создала должного пространства для самореализации, проявления жизненных сил людей, не убедила их в реальности попыток опираться на собственные силы и способности. Это позволяет сделать вывод, что социальная политика переходного периода должна быть призвана создать достаточно сложный механизм, опирающийся на возможности существующих мировых моделей социальной сферы.
Выстраивание такого интегрального механизма возможно, для этого необходимо адресовать его отдельные элементы различным по своим социально-экономическим интересам и возможностям слоям и группам населения. Следует строить иерархическую систему, во многом аналогичную существующим на Западе. Либерализм – для адаптированных групп, а социальная защита – уязвимым и неприспособленным. Такой интегральный механизм реализации социальной политики должен учитывать специфику переходного периода и включать элементы государственных гарантий, социальной поддержки и либерализма.
На основании вышеизложенного, учитывая задачи, которые объективно необходимо решать при проведении политики адаптации социальной сферы к рынку, специфику государства и наработанный опыт реформации, на наш взгляд, можно выделить несколько приоритетов преобразования социальной сферы в субъект рыночных отношений:
Во-первых,
либерализация экономики: внедрение
рыночных регуляторов, сокращение государственного
участия и патронажа в
Информация о работе Социально – ориентируемое рыночное хозяйство