Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:02, курсовая работа
Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулированных в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. Причем в одних странах страхование носит накопительный, в других — солидарный, в третьих — смешанный характер. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов.
Введение………………………………………………………….3
Глава 1. Социальное страхование……………………………….5
1.Сущность и признаки социального страхования………..5
2.Виды и функции социального страхования……………...6
3.Организация финансирования Фонда Социального
страхования РФ…………………………………………….8
Глава 2. Управление системой социального страхования
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Федеральными
законами на очередной финансовый год
утверждаются бюджеты фондов конкретных
видов обязательного
Источниками поступлений денежных средств являются:
- страховые взносы;
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в особых случаях;
- штрафные санкции и пеня;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- иные поступления.
В
случае нехватки в финансовой системе
обязательного социального
Вложение
временно свободных денежных средств
обязательного социального
Источниками
оказания государственной социальной
помощи являются средства федерального
бюджета, средства бюджетов субъектов
Российской Федерации и средства
местных бюджетов.
2. 2 Основные принципы осуществления социального страхования
- принцип всеобщности и обязательности уплаты
страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды, гарантированный
установлением мер финансово-правовой
ответственности как к плательщикам-страховщикам
(за неуплату и несвоевременное внесение
страховых взносов), так и к банковским
и иным кредитным организациям (за несвоевременное
зачисление или перечисление сумм страховых
взносов, а также сумм пени, штрафов и иных
финансовых санкций на счета органов фонда);
- принцип законности и публичности, связанный с установлением страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;
- принцип единства и федерального характера платежей, означающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым правилам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собственностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные социальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных платежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;
- принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий соразмерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граждан социально значимым интересам и целям их введения. Другими словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собственность и достойное существование. Несоразмерными такие платежи будут признаны в том случае, если они фактически «парализуют реализацию конституционных прав и свобод» юридических и физических лиц;*
- принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;
- принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом последних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивидуальной возмездности и возвратности страховых платежей (взносов) их плательщикам;
-
принцип целевого использования страховых
взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды в соответствии с задачами
формирования конкретных фондов. Этот
принцип обусловливает запрет на изъятие
средств одного государственного социального
внебюджетного фонда для передачи в другой
аналогичный внебюджетный фонд, за исключением
случаев, прямо установленных в законодательном
порядке. Например, в числе средств, используемых
для формирования Пенсионного фонда РФ,
предусмотрены средства Государственного
фонда занятости населения РФ, идущие
на возмещение досрочно назначенных пенсий
безработным.** Кроме того, в соответствии
с этим принципом устанавливается запрет
на изъятие средств внебюджетных фондов
в бюджет. Это особенно важно в условиях
хронического бюджетного дефицита, когда
требуются не только дополнительные финансовые
ресурсы для его покрытия, но и мобильность
в перераспределении бюджетных средств
на осуществление конкретных особо важных
статей расходов. Однако от подобного
перераспределения бюджетных средств
могут страдать другие статьи расходов
бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее
важными социальными потребностями членов
общества, государство и создает социальные
внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы
этих фондов как раз и служат гарантией
обеспечения наиболее значимых социальных
нужд (пенсии, пособия и т.п.), так как на
перераспределение и изъятия денежных
средств этих фондов наложен запрет, а
сами страховые взносы в государственные
социальные внебюджетные фонды относятся
к специальным обязательным (целевым)
платежам.
2.
3 Практика развития
социального страхования
В 1990 году в нашей стране были созданы Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. С этого момента начинает формироваться система социального страхования.
Сначала
организации платили единый страховой
взнос для социального и
В
1991 году был принят закон об обязательном
медицинском страховании
После принятия закона «О занятости населения в РФ» в 1991 году начало действовать государственное страхование по безработице. Тарифы взносов составляли в 1992 году – 1%, с 1993-1995 годы – 2%, с 1996 года – 1,5% фонда оплаты труда.
В 2001 году вступил в силу единый социальный налог, который шел на оплату взносов по следующим видам страхования - социальное, пенсионное и медицинское. Платежи в фонд социального страхования были установлены по более низкому тарифу - 4% при базовой ставке, которая применялась при налогообложении фонда оплаты труда из расчета на одного работника. При этом сумма отчислений не должна была превышать 100 тыс. рублей за год.
В настоящий момент в структуре государственного социального страхования выделяют три внебюджетных страховых фонда – это Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. Последний, в свою очередь, состоит из федерального фонда и территориальных фондов. Средства данных фондов представляют собой собственность государства, они не могут быть изъяты и не входят в бюджет.
Государственное социальное страхование является обязательным для всех работающих граждан. Средства данного вида страхования находятся в управлении Фонда социального страхования, который является особым учреждением при Правительстве РФ. Фонд ведет свою деятельность на основе федерального бюджета.
Вначале фонд строился по территориально-отраслевому принципу. В него входили региональные и центральные отраслевые отделения, а также их филиалы, которые создавались по административным районам. С 1998 года отраслевые отделения начинают терять свое значение.
В
Фонд социального страхования идут
средства обязательных страховых взносов,
которые выплачивают
Заключение
Подводя итоги по данной контрольно-курсовой работе можно сделать выводы о том, что страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий; страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры; страхование предусматривает замкнутое перераспределение ущерба с помощью специализированного денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов. При страховании возникают перераспределительные отношения по формированию и использованию этого фонда, что приближает страхование к финансам, но и одновременно подчеркивает особенности. Движение денежной формы стоимости в страховании подчинено степени вероятности нанесения ущерба в результате наступления страхового случая. Образование фондов государственного социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население.
Выяснилось, что социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. Институт социального страхования сочетает в себе два принципа управления социальными рисками: социального регулирования и страхования. Принцип социального регулирования заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества. Принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных задач. В процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения определенных общественных потребностей, основанную на перераспределении ВВП, отличную как от чисто страховой, так и от сугубо социальной системы.
Организация
социального страхования
Система социального страхования может быть двух видов: государственной и негосударственной.
Таким образом, социальное страхование представляет собой часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.
Список использованных источников
Разме
1. Федеральный закон от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2008 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (в ред. Федеральных законов от 28.02.2008 №17-ФЗ, от 22.07.2008 №154-ФЗ);
2. Лушина С.И., Слепова В.А. «Государственные и муниципальные финансы», М.: Экономистъ, 2010. - 763 стр.;
3. Парыгина В.А. , Браун К. «Бюджетная система России», М.: Издательство Эксмо, 2008. - 752 стр.;
4. Поляк Г.Б. «Государственные и муниципальные финансы», М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 319 стр.;
5. Алешкевич, И. Н. Государственные целевые социальные фонды: динамика развития / И. Н. Алешкевич // Финансы, учет, аудит. – 2009
6. Государственные финансы: учеб. пособие для студентов / Н. А. Сергейчик, УПКП «Могилевская облтипография им. Спиридона Соболя» 2008
7. Теория финансов: Учебно-методический комплекс/ М.К.Воробьев, И.А.Осипов-Мн.: Издательство «МИУ», 2009
8. Теория финансов: Учебное пособие/ Н. Е.Заяц, [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц. – Мн.: Выш. шк., 2010
щено на Allbest.ru