Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание

Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулированных в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. Причем в одних странах страхование носит накопительный, в других — солидарный, в третьих — смешанный характер. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов.

Содержание

Введение………………………………………………………….3

Глава 1. Социальное страхование……………………………….5
1.Сущность и признаки социального страхования………..5
2.Виды и функции социального страхования……………...6
3.Организация финансирования Фонда Социального
страхования РФ…………………………………………….8

Глава 2. Управление системой социального страхования

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 53.28 Кб (Скачать документ)

     Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда и  отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем  Фонда.

     Федеральными  законами на очередной финансовый год  утверждаются бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального  страхования. Проекты законов вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и изъятию не подлежат.

     Источниками поступлений денежных средств являются:

     - страховые взносы;

     - дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в особых случаях;

     - штрафные санкции и пеня;

     - денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

     - доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

     - иные поступления.

     В случае нехватки в финансовой системе  обязательного социального страхования  денежных средств для обеспечения выплат Правительство РФ предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования из бюджета РФ.

     Вложение  временно свободных денежных средств  обязательного социального страхования  может осуществляться только под  обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность.

     Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов  Российской Федерации и средства местных бюджетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 2 Основные принципы осуществления социального страхования

      
        - принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, гарантированный установлением мер финансово-правовой ответственности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и несвоевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);

     - принцип законности и публичности, связанный с установлением страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;

     - принцип единства и федерального характера платежей, означающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым правилам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собственностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные социальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных платежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;

     - принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий соразмерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граждан социально значимым интересам и целям их введения. Другими словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собственность и достойное существование. Несоразмерными такие платежи будут признаны в том случае, если они фактически «парализуют реализацию конституционных прав и свобод» юридических и физических лиц;*

     - принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;

     - принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом последних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивидуальной возмездности и возвратности страховых платежей (взносов) их плательщикам;

     - принцип целевого использования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с задачами формирования конкретных фондов. Этот принцип обусловливает запрет на изъятие средств одного государственного социального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установленных в законодательном порядке. Например, в числе средств, используемых для формирования Пенсионного фонда РФ, предусмотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безработным.** Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавливается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефицита, когда требуются не только дополнительные финансовые ресурсы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюджетных средств на осуществление конкретных особо важных статей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребностями членов общества, государство и создает социальные внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд (пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды относятся к специальным обязательным (целевым) платежам. 

     2. 3 Практика развития социального страхования 

     В 1990 году в нашей стране были созданы  Пенсионный фонд и Фонд социального  страхования. С этого момента  начинает формироваться система  социального страхования.

     Сначала организации платили единый страховой  взнос для социального и пенсионного  страхования, который составлял 26% от фонда оплаты труда. Начиная с 1992 года, взносы были разделены по двум фондам. В ФСС размер взноса составил 5,4%, а в ПФ – 31,6%, причем последний  распределялся между пенсионным и обязательным медицинским страхованием соответственно на 28% и на 3,6%.

     В 1991 году был принят закон об обязательном медицинском страховании граждан  РСФСР. Но на практике этот вид страхования  начал развиваться в 1993 году, когда  были сформированы федеральный и  территориальный фонды обязательного  медицинского страхования. С этого  момента величина взноса стала составлять 3,6%.

     После принятия закона «О занятости населения  в РФ» в 1991 году начало действовать  государственное страхование по безработице. Тарифы взносов составляли в 1992 году – 1%, с 1993-1995 годы – 2%, с 1996 года – 1,5% фонда оплаты труда.

     В 2001 году вступил в силу единый социальный налог, который шел на оплату взносов  по следующим видам страхования - социальное, пенсионное и медицинское. Платежи в фонд социального страхования  были установлены по более низкому тарифу - 4% при базовой ставке, которая применялась при налогообложении фонда оплаты труда из расчета на одного работника. При этом сумма отчислений не должна была превышать 100 тыс. рублей за год.

     В настоящий момент в структуре  государственного социального страхования  выделяют три внебюджетных страховых  фонда – это Фонд социального  страхования РФ, Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. Последний, в свою очередь, состоит из федерального фонда и территориальных фондов. Средства данных фондов представляют собой собственность государства, они не могут быть изъяты и не входят в бюджет.

     Государственное социальное страхование является обязательным для всех работающих граждан. Средства данного вида страхования находятся  в управлении Фонда социального  страхования, который является особым учреждением при Правительстве  РФ. Фонд ведет свою деятельность на основе федерального бюджета.

     Вначале фонд строился по территориально-отраслевому  принципу. В него входили региональные и центральные отраслевые отделения, а также их филиалы, которые создавались  по административным районам. С 1998 года отраслевые отделения начинают терять свое значение.

     В Фонд социального страхования идут средства обязательных страховых взносов, которые выплачивают работодатели по ставке 2,9 % фонда оплаты труда. Также  в него входят средства, полученные от инвестиционной деятельности, средства федерального бюджета в виде ассигнований и средства, полученные в результате финансовых санкций.

 

      Заключение 

     Подводя итоги по данной контрольно-курсовой работе можно сделать выводы о том, что страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий; страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры; страхование предусматривает замкнутое перераспределение ущерба с помощью специализированного денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов. При страховании возникают перераспределительные отношения по формированию и использованию этого фонда, что приближает страхование к финансам, но и одновременно подчеркивает особенности. Движение денежной формы стоимости в страховании подчинено степени вероятности нанесения ущерба в результате наступления страхового случая. Образование фондов государственного социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население.

     Выяснилось, что социальное страхование - это  механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. Институт социального  страхования сочетает в себе два  принципа управления социальными рисками: социального регулирования и  страхования. Принцип социального  регулирования заключается в  установлении основных социальных ориентиров развития общества. Принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных задач. В процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения определенных общественных потребностей, основанную на перераспределении ВВП, отличную как от чисто страховой, так и от сугубо социальной системы.

     Организация социального страхования базируется на следующих принципах: всеобщность, универсальность, комплексность, самоуправление, а в странах с развитой рыночной экономикой и самоокупаемость.

     Система социального страхования может  быть двух видов: государственной и  негосударственной.

     Таким образом, социальное страхование представляет собой часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

 

      Список использованных источников

Разме

1. Федеральный  закон от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюджете  Фонда социального страхования  РФ на 2008 год и на плановый  период 2010 и 2011 годов» (в ред. Федеральных законов от 28.02.2008 №17-ФЗ, от 22.07.2008 №154-ФЗ);

          2. Лушина С.И., Слепова В.А. «Государственные и муниципальные финансы», М.: Экономистъ, 2010. - 763 стр.;

        3. Парыгина В.А. , Браун К. «Бюджетная система России», М.: Издательство Эксмо, 2008. - 752 стр.;

        4. Поляк Г.Б. «Государственные и муниципальные финансы», М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 319 стр.;

       5. Алешкевич, И. Н. Государственные целевые социальные фонды: динамика развития / И. Н. Алешкевич // Финансы, учет, аудит. – 2009

       6. Государственные финансы: учеб. пособие для студентов / Н. А. Сергейчик, УПКП «Могилевская облтипография им. Спиридона Соболя» 2008

      7. Теория финансов: Учебно-методический комплекс/ М.К.Воробьев, И.А.Осипов-Мн.: Издательство «МИУ», 2009

     8. Теория финансов: Учебное пособие/ Н. Е.Заяц, [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц. – Мн.: Выш. шк., 2010

щено на Allbest.ru

Информация о работе Социальное страхование