Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:51, доклад
1991 год завершился политическим кризисом, положившим конец существованию СССР, и кризисом экономическим, как бы подтвердившим историческую обреченность неэффективной командной экономики. В условиях разразившегося кризиса системность в подходе к реформированию стала нереальной. Еще не начался процесс приватизации и создания конкурентной среды в экономике. Руководством страны делались попытки реализации локальных программ. Отсутствие общенациональной, государственной стратегии делало развитие малопродуктивным
Социально-экономическая ситуация в Кыргызской республике
1. 1991 год завершился
политическим кризисом, положившим
конец существованию СССР, и кризисом
экономическим, как бы
1991-1999 - годы тяжелого экономического кризиса.
Неэффективная экономика Кыргызстана
- наследие советского периода. К тому
же она была одним из аутсайдеров среди
экономик союзных республик. Разрыв сложившихся
экономических связей в союзном народно-хозяйственном
комплексе, ошибки в процессе реформирования
обусловили падение производства. В 1999
г. валовой внутренний продукт Кыргызской
Республики составил всего 63,0% уровня
1990 г. (табл. 1.1.).
Таблица 1.1. Темпы роста ВВП Кыргызстана за 1990-1999 гг., %
|
Особенно критическими
были 1991-1995 гг., когда ВВП ежегодно
падал. В результате к 1996 г. экономика
страны по основным показателям (ВВП
и национальному доходу) оказалась
на уровне 1970 г., т.е. произошел откат на
25 лет назад. 1991-1995 гг., по существу, стали
годами отчаянной и, к сожалению, не очень
успешной борьбы с экономическим кризисом.
Меры нейтрализации последствий кризиса,
практически все время запаздывали. Реформы
шли болезненно.
По существу, быстрого реформирования
(даже в организационном и правовом отношении)
не получилось. Институциональное формирование
свободной рыночной открытой экономики
охватило 10 лет, хотя не все компоненты
новой экономической системы получили
завершение. Не полностью разработана
и принята законодательная база рыночной
экономики.
В болезненный переходный период «пышным
цветом» расцвела коррупция. Приватизация
приобретала порой номенклатурный коррумпированный
оттенок и массовый «раздаточный» характер.
Поданным Института статистических исследований,
удельный вес теневой экономики в ВВП
составил: в 1993 г. - 3,2%; в 1994 г. - 6,0%; в 1995 г.
- 8,4%; в 1996 г. - 8,4%; в 1996 г. - 9,4%; в 1997 г. - 10,3%;
в 1998 г. - 11,9%; в 1999 г. -12,3%. Идет рост. Причем
эти данные явно и значительно занижены.
В целом, на протяжении 10 лет, шел процесс
формирования многоукладной экономики
с предпочтением негосударственного сектора.
В 1999 г. 83,0% объема промышленного производства
пришлось на предприятия частной формы
собственности, 17,0%- государственной. Показатели
сельского хозяйства на конец 1999 г. представлены
в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Экономические показатели хозяйствующих субъектов аграрного сектора
|
Удельный вес
государственных и коллективных
хозяйств постоянно снижается, а
фермерских - растет и уже вышел
на второе место (табл.1.3.)
Таблица 1.3. Удельный вес типов хозяйств
в аграрном секторе
|
Производство
зерна, сахарной свеклы, хлопка-сырца
и табака преимущественно находится
в руках фермерских хозяйств, а картофеля,
овощей, мяса, молока, яиц, шерсти - личных
хозяйств. По мере укрепления фермерских
хозяйств их роль может стать ведущей.
В настоящее время средний размер закрепленных
за каждым фермерским хозяйством земель
не так уж велик: в 1996 г. (на начало года)
- 16,9 га; в 1997 г. - 17,5; 1998 г. - 15,8; 1999 г. - 13,4; в
2000 г. - 11,9 га. Проблема состоит в интенсивном
их использовании.
Начавшийся в 1991 г. спад сельскохозяйственного
производства продолжался вплоть до 1995
г., а в 1996 г. наблюдался рост валовой продукции
(115,3%), который отмечался и в 1997-м (112,2%),
и в 1998-м (102,4%) и 1999-м годах (108,7%). Но какой
ценой он был обеспечен.
При ослабленной материально-технической
базе, постоянном недостатке и дороговизне
ГСМ, неполном использовании пахотных
земель и пастбищ, зависимости от погодных
колебаний сельскохозяйственное производство
обеспечивалось, в основном, за счет личных
хозяйств населения и фермеров, а они не
владеют еще достаточными финансовыми
ресурсами и техникой. Поэтому трудно
ожидать от сельского хозяйства стабильно
высоких темпов.
Более тяжелым, чем в сельском хозяйстве,
был спад в промышленности: в 1991 г -до 99,7
% по отношению к предыдущему году, в 1992
г. -до 73,6, в 1993 г. -до 75,4, в 1994 г.-до 72,1, в 1995
г.-до 87,5%. Казалось бы, с 1996 г. промышленность
начала давать рост (по отношению к предыдущему
году) -103,9%, в 1997 г. -139,7; в 1998 г. -105,3; но в 1999
г. вновь наблюдался спад - 98,3%. «Бурный»
рост в 1997 г. был обусловлен не тем, что
все отрасли промышленности начали подъем,
а практически за счет ввода трех мощностей
- золоторудного комбината, двух нефтеперерабатывающих
предприятий и возрождения цементного
производства. Золоторудное предприятие
«Кумтор», возрожденное Кантское цементное
производство, производство табака и водочных
изделий поддерживали рост промышленной
продукции в 1998 г. Но продолжали оставаться
в условиях кризиса и испытывали спад
электроэнергетика, машиностроение, легкая
промышленность, сахарная и мясная отрасли.
Цветная металлургия дала продукцию только
на 95,5% уровня 1998 г. Вновь остановилось
цементное производство. Закрылось производство
стекла. Продукция промышленности строительных
материалов составила лишь 69,6% уровня
1998 г.
В легкой промышленности продолжался
спад. Наблюдавшийся в 1997-1998 гг. рост продукции
пищевой промышленности в 1999 г. был прерван
резким спадом - до 89,1 % от уровня предыдущего
года.
В целом в 1991-1999 гг. некогда ведущие отрасли
промышленности такие, как машиностроение
и металлообработка, легкая, пищевая, потеряли
свою «значимость» в структуре промышленного
производства , и их удельный вес в 1999 г.
в общем объеме промышленного производства
составил соответственно 4,1; 4,7; 17,9%, тогда
как в 1990 г. он занимал соответственно
25,7; 28,8; 22.3%. В складывающейся отраслевой
структуре резко повысилась доля цветной
металлургии-с 8,2% в 1996 г., до 41,9% в 1999 г.,
но не за счет извлечения новых металлов,
а за счет работы одного лишь объекта -
Кумтора. Сегодняшняя промышленность
- это структурно- не устоявшаяся, стабильно
не работающая отрасль в экономике страны.
Ухудшилась материально-техническая база
строительства. Наличие машин в строительных
организациях не увеличивается, а уменьшается.
В 1995 и 1998 гг. количество экскаваторов
составляло на конец года соответственно
922 и 773; скреперов - 135 и 87; бульдозеров-677
и 611; передвижных кранов-1153 и 1023; автопогрузчиков-201
и 142. Только количество автогрейдеров
увеличилось со 114 до 140.
Наблюдавшийся в 1995-1996 гг. рост инвестиций
в основной капитал (за счет иностранных
инвестиций) - соответственно 181,7 и 119,1
% (по отношению к предыдущему году) сменился
резким сокращением инвестиций в последующие
годы: в 1997 г. -до 96,3%;, в 1998 г. - до 64,6; в 1999
г. - до 98,2%.
В 1999 г. из всех трудовых ресурсов были
заняты 67,2%. Лица в трудоспособном возрасте,
не занятые в экономике, составили 25,6%
от общего числа трудовых ресурсов, или
656,0 тыс.человек. Из этих 656,0 тыс.человек
только 54,7 тыс. зарегистрированы как имеющие
официальный статус безработных. В 1999
г. в промышленности было занято всего
11,6 % общей численности трудовых ресурсов.
Это не потому, что высоки фонды и техническая
вооруженность труда, а потому, что спад
промышленного производства в 1991-1999 гг.
сократился. В сельском хозяйстве (в том
числе и лесном) заняты 51,6% от общей численности.
В 1999 г., по сравнению 1995 г., число безработных
увеличилось с 776,4 тыс. до 885,9 тыс. человек,
в основном за счет сельского населения
из лиц, вступающих в трудоспособный возраст
и не находящих работу в других сферах.
Среднедушевой доход населения в месяц
в 1999 г. составил 540,9 сом. Номинальная начисленная
среднемесячная зарплата одного работника
- 976,3 сом. Средний размер назначенной месячной
пенсии - 385,0 сом. Минимальная зарплата,
в среднем за месяц, сохранялась в размере
100 сом. Прожиточный минимум (на душу населения
в среднем за месяц) составил 1097,13 сом.
Сравнение этих данных показывает, что
в среднеарифметическом выражении все
население республики находится ниже
черты бедности, если ориентироваться
на 1097,13 сом. Если же исходить из международных,
принятых ООН стандартов, то все население
республики находится в состоянии нищеты.
По стандартам ООН, в Кыргызстане душевой
суточный доход населения должен составить
4 долл., т.е. 122 долл. в месяц. Достигнутая
в 1999 г. в республике величина прожиточного
минимума 1097,1 сом соответствует 28,1 долл.
(0,94 долл. в сутки), среднедушевой доход-13,8
долл. (0,46 долл. в сутки), номинальная начисленная
зарплата - 25 долл. (0,83 долл. в сутки), размер
месячной назначенной пенсии - 9,9 долл.
(0,33 долл. в сутки).
Социально-экономические индикаторы уровня
жизни населения в 1999 г. выглядят хуже,
чем в 1998 г. Реально располагаемые среднедушевые
денежные доходы населения по отношению
к 1998 г. составили 96,2%, реальная начисленная
зарплата одного работника - 85,5%, реальный
размер назначенной месячной пенсии -
75,0%. Индекс потребительских цен в декабре
1999 г., по отношению к декабрю 1998 г., составил
139,9%. Таким образом, уровень жизни населения
в целом продолжает снижаться.
Среднемесячная зарплата по отношению
к прожиточному минимуму трудоспособного
населения составила: в 1995 г. - 96,2%; в 1996
г. - 77,7; в 1997 г. - 82,5; в 1998 г. - 89,4; в 1999 г. - 76,4%.
Соответственно средний размер назначенной
месячной пенсии к величине прожиточного
минимума пенсионеров: в 1995 г. - 68,6%; в 1996
г. -55,3; в 1997 г. - 54,4; в 1998 г. - 59,2; в 1999 г. - 44,3%.
Среднедушевой месячный денежный доход
населения по отношению к величине прожиточного
минимума населения: в 1995 г. - 45,1 %; в 1996 г.
- 38,3; в 1997 г. - 38,2; в 1998 г. - 36,9; в 1999 г. - 35,7%.
По материалам выборочного обследования
бюджетов домашних хозяйств, в табл. 1.5.
приводятся данные по потреблению продуктов
питания, в среднем, одним членом домохозяйства
в год.
Таблица 1.4. Уровень потребления продуктов
питания, кг
|
Семьи, находящиеся
в состоянии опасной, крайней, устойчивой
нищеты, нужно освобождать от всех видов
налогов. Для разных их категорий необходимо
определить разные способы социальной
защиты или поддержки, возможности создания
рабочих мест и повышения квалификации
или получения новых специальностей. Важно
вернуть людей к нормальной деятельности,
как основы формирования собственного
благополучия.
Прошедший 1999 г. невозможно считать годом
экономических достижений. Стабилизации
экономического состояния и какой-то тенденции
устойчивого экономического роста еще
нет. Это продолжение трудностей 1998 г.,
когда экономика страны сильно пошатнулась
после российского финансового кризиса.
Вряд ли прирост валового внутреннего
продукта в 1999 г., по сравнению с 1998 г., на
3,6% можно считать успехом. Если бы эти
3,6% прироста были достигнуты во всех отраслях
(или хотя бы в преобладающем их количестве)
то можно было бы говорить об устойчивости
экономического состояния, о гармоничном,
комплексном, хорошо стабилизированном
росте.
Но когда в промышленности наблюдается
спад до 98,3% уровня 1998 г., в основных ее
отраслях: в цветной металлургии - до 95,4%,
промышленности строительных материалов
- до 69,5, легкой - до 92,2, пищевой - до 89,1, мукомольно-крупяной
и комбикормовой - до 98,4%, а в строительстве
- до 95,0%, то можно ли говорить о каких-то
признаках стабилизации? А если в отдельных
отраслях промышленности и достигнут
рост, то не за счет всей номенклатуры
выпускаемой продукции, а только отдельных
ее видов. Инфляция в потребительском
секторе экономики - 39,9% - самая высокая
за последние пять лет. Если учитывать
индекс потребительских цен, то реальный
размер заработной платы снизился на 11,6%.
Ведь, в конечном итоге, устойчивость экономики
оценивается реальным, улучшением жизненного
уровня населения. А этого пока нет. Но
в 1990-1999 гг. освоенные и используемые земли
оказались брошенными на произвол судьбы,
вышли из хозяйственного оборота.
Горы Кыргызстана обладают природными,
водными, энергетическими, минеральными,
термальными и другими ресурсами, и их
полноценное использование обеспечило
бы самодостаточность страны. Но из-за
отсутствия комплексной стратегии и финансовых
источников они плохо осваиваются.
Трудоспособное население не вовлечено
в производство полностью, а наоборот,
растет количество безработных, что связано
со сломом прежней экономической системы
и отсутствием рабочих мест. Из-за оттока
квалифицированных кадров значительно
уменьшилась численность профессионалов;
из-за простоя предприятий происходит
деквалификация оставшихся кадров; система
профессиональной подготовки рабочих
кадров разрушена, и обучение рабочим
профессиям сведено на нет. Республика
в советский период считалась индустриально-аграрной
и имела сравнительно развитый промышленный
потенциал.
Отрасли народного хозяйства имели достаточно
тесные производственные связи. Сейчас
эти связи между отраслями и производствами
разорваны, резко ослаблены.
Усугубились различия в социально-экономическом
развитии горных и равнинных территорий.
Экономическая политика устранения этих
различий практически отсутствует, и население
из отсталых горных районов и областей
переезжает в относительно благополучные
равнинные районы, если можно в сегодняшних
условиях употреблять слово «благополучный».
Формально в стране сложилась многоукладная
экономика, но она еще не доказала свою
жизнеспособность. Нет эффективной экономики,
которая бы работала прибыльно и накопила
инвестиционные средства. Государственное
правовое регулирование экономики находится
в стадии формирования. Система экономических,
шире рыночных, механизмов еще не работает
бесперебойно. Таким образом, в Кыргызской
Республике сильно разрушены, ослаблены
или едва проявляются компоненты Комплексной
Основы развития (КОР) и нет взаимосвязанной,
взаимозависимой, взаимодействующей работы
ресурсов, условий, средств, факторов управления.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В ГОРНЫХ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ.
2. Кыргызская Республика - горная страна,
и поэтому ее микроэкономическая ситуация,
в целом, во многом будет определяться
качеством промышленного и экономического
развития горных районов. Не случайно,
Комплексная Основа Развития страны, разработанная
ведущими экономистами республики (журнал
Реформа № 3/7 2000 г., стр.5-25) включает в себя
не только общереспубликанские задачи
и этапы макроэкономического развития,
но и сокращение различий в социально-экономическом
развитии регионов республики. Нельзя
достичь устойчивого экономического развития
страны, если существуют отсталые регионы.
Более того, разумное и рациональное решение
социально-экономических, сельскохозяйственных
и промышленных проблем, присущих горным
территориям, по сути дела, обеспечивает
устойчивость экономического роста республики
в целом.
Легко убедиться, что излагаемые ниже
«горные» проблемы, носят трансверсальный
характер и затрагивают всю республику
в целом. Однако, специфические для горных
районов проблемы необходимо вкратце
охарактеризовать.
Проблема 1. Горные территории, несмотря
на огромные ресурсы, имеют низкий уровень
экономического и социального развития.
Причины слабого экономического развития
кроются как в климатогеографических
особенностях горных территорий, значительно
осложняющих их освоение, так и в отсутствии,
в прежние десятилетия, стратегии комплексного
развития страны. Практически все месторождения
полезных ископаемых (золота, серебра,
олова, редкоземельных элементов, меди,
урана, железа, сурьмы, ртути, кремния,
каменного угля и др.) размещены в труднодоступных
горных районах, и их освоение требует
огромных затрат.
Поэтому даже разведанные запасы земных
недр (не говоря уже о прогнозных запасах)
используются в ничтожных количествах.
Не все предприятия по освоению полезных
ископаемых рентабельны. В частности,
угольные шахты республики, из-за соей
убыточности, на грани исчезновения. В
период централизованной системы планового
управления (недостаточная конкурентоспособность
и относительно низкая эффективность
отработки крупных месторождений полезных
ископаемых республики, по сравнению с
месторождениями в России), все более отдаляли
сроки разработки месторождений в Кыргызстане.
В результате, горные районы республики
не получили комплексного сбалансированного
развития.
Вместе с тем, как показывают экономические
расчеты, горные районы Кыргызстана имеют
значительные перспективы промышленного
развития, особенно горнорудной промышленности
и топливно-энергетического комплекса.
Производственная специализация в рамках
рационального территориального разделения
труда, создание нормальной социальной
инфраструктуры, разработка механизмов
рыночного саморегулирования, стимулирования
инвестиций в освоение крупных месторождений
будут основой экономического устойчивого
развития горных районов республики. Освоение
месторождений полезных ископаемых и
водно-энергетических ресурсов в горных
районах позволит создать перерабатывающие
мощности и рабочие места в других районах
республики, увеличить ее экспортный потенциал.
Проблема 2. Уровень освоения горных топливно-энергетических
ресурсов очень низкий и составляет менее
5%. В то же время, только потенциальные,
возобновляемые водно-энергетические
ресурсы, оцениваемые в 145 млрд. кВт часов
в год, в настоящее время используется
менее чем на 8 %. Оздоровление экономики,
социальной сферы, обеспечение комплексного
сбалансированного из развития не только
в горных районах, но и во всей республике
не возможно, если не будут решены вопросы
ускоренного развития энергетического
потенциала, широкой электрификации экономики
и быта. Необходимость приоритетного развития
электроэнергетики объясняется еще и
существенным отставанием республики
в электровооруженности труда.
Уровень освоения в республике топливно-энергетических
ресурсов очень низкий и составляет менее
5%. Топливно-энергетический баланс, его
структура, покрытие потребности республики
в энергоносителях являются высоко затратными,
ориентированными на импорт. Затраты топливно-энергетического
комплекса (производство, доставка до
потребителей) оценивается в 7,2 млрд. сомов.
Завоз энегоносителей в республику превышает
50% общего потребления и обошелся государству
только за 1991 -1998 гг. в 600 млн. долл. США.
В тоже время, потенциальные, возобновляемые
высокоэффективные водно-энергетические
ресурсы, оцениваемые в 145 млрд. кВт ч. в
год, в настоящее время используются менее,
чем на 8%.
Водные ресурсы: их ежегодный сток составляет
51 млрд.м3. Это огромное богатство Кыргызстана,
уровень использования которого продолжает
остаться очень низким. Всего 16-18% стока
находит применение для орошения сельскохозяйственных
земель в республике, а остальные 84-82% воды,
в основном безвозмездно, потребляются
в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане.
Экономическая эффективность вовлечения
в народнохозяйственный оборот этого
ресурса, обеспечивающего в значительной
степени решение проблемы развития экономики
и повышения уровня жизни населения, особенно
в горных районах, весьма огромна. Средняя
себестоимость 1 кВт. ч. электроэнергии,
вырабатываемой на гидростанциях, в 15-16
раз ниже чем на ТЭЦ. Низкий уровень использования
горных гидроэнергетических ресурсов
страны влечет за собой возникновения
другой проблемы.
Проблема 3. Покрытие потребности в энергетических
ресурсах Кыргызстана осуществляется
сложно и большими затратами. Несмотря
на огромные запасы угля и гидроэнергетических
ресурсов, республика не в состоянии покрывать
возрастающий спрос потребителей на энергоносители.
Импорт угля, нефтепродуктов стимулирует
постоянное повышение тарифов, а это существенно
увеличивает издержки в реальном секторе,
социальной сфере и снижает конкурентоспособность
предприятий Кыргызстана как на внутреннем,
так и на международных рынках. Под воздействием
этих, а также других факторов эффективность
промышленных и сельскохозяйственных
предприятий снижается, некоторые из них
не в состоянии преодолеть трудности и
останавливаются. За годы рыночных реформ
объем промышленного производства сократился
более чем в 2 раза, а отрасли определяющие,
технический прогресс, насыщение внутреннего
рынка товарами, а также поставку их на
экспорт (машиностроение и металлообработка,
легкая, пищевая промышленности и другие)
уменьшили объем производства в 5-8 раз.
Вовлечение гидроэнергетических ресурсов
в хозяйственный оборот и обеспечение
комплексного эффективного использования
должны стать важнейшим приоритетом в
развитии энергетического потенциала,
оздоровлении экономики и социальной
сферы. Возможные пути решения проблемы
сводятся к следующим положениям. В Кыргызской
энергосистеме из общей установленной
мощности 3586 тыс. кВт. на долю гидроэлектростанций
приходится 2948 тыс. кВт . (82%). Выработка
электроэнергии составила 13,7 млрд. кВт
ч, из них 92 % произведено на ГЭС. Работа
существующих ГЭС, за исключением Ат-Башинской,
подчинена ирригационному режиму, что
накладывает соответствующие особенности
в покрытии спроса на энергетическом рынке
республики.
Расчеты подтверждают экономическую целесообразность
и возможность сооружения на горных реках
Кыргызстана около 100 гидроэлектростанций.
Наиболее крупными водно-энергетическими
ресурсами обладает река Нарын. Основные
направления развития на долгосрочный
период (примерно 15-20 лет) гидроэнергетического
потенциала в Кыргызской Республике, в
соответствии с предполагаемым развитием
рынка энергоносителей в Центральной
Азии и экспорта электроэнергии в государства
дальнего зарубежья, обосновывают целесообразным
строительство 16 ГЭС на реке Нарын, установленной
мощностью около 6,0 млн. кВт, с годовой
выработкой примерно 15 млрд. кВт ч. При
этом производство электроэнергии возрастает
до 28 млрд. кВт ч. в год. Строительство этих
гидростанций (их функционирование основывается
на комплексном, сбалансированном
использовании водно-энергетических ресурсов)
одновременно решит проблемы производства
электроэнергии и ирригации.
Природные и строительно-хозяйственные
условия, экономическая целесообразность
строительства и эксплуатации гидростанций
диктуют необходимость объединения ГЭС
в каскады с головным регулирующим водохранилищем:
Камбаратинский каскад (ГЭС № 1 и № 2) -
2260 тыс. кВт.
Верхненарынский каскад (Алабукинекая,
Нарынская ГЭС - 1,2,3) - 380 тыс. кВт.
Сусамыро-Кокомеренский каскад (Кокомеренская
и Сусамырская ГЭС) - 1500 тыс. кВт.
Казарманский каскад (Алабукинская, Карабулунская,
Тогузтороузская ГЭС)- 1000 тыс. кВт.
Кулапакский каскад (Учкунская, Акталинская,
Джиланарыкская ГЭС -1,2)-350тыс.кВт.
Сооружение каскадов позволит, сэкономить
порядка 10% стоимости строительства ГЭС
по сравнению с сооружением их по индивидуальным
проектам. При этом замораживание капитала
существенно сократится. Наполнение головных
водохранилищ, в связи с поэтапным вводом
каскадов, может производиться методом
«эстафетной рокировки»: - каждое последующие
водохранилище предопределяет относительно
небольшие площади затоплений, в которые
попадают, в основном, скальные каньоны
и частично малопродуктивные пастбища.
Конструктивно-компоновочные решения,
а также строительство головных узлов
с плотинами из местных строительных материалов
и бетона, обеспечат снижение стоимости,
сокращение сроков, строительства.
Надежность и эффективность функционирования
этого водно- энергетического комплекса
будет возможна при условии
автоматизированной системы управления,
которая подчинит сток воды оптимальному
режиму попусков для орошения земель,
а также для наиболее эффективной выработки
электроэнергии. Это важно при существующих
колебаниях объемов потребления электроэнергии
в течение года: в летний период- 16-18 млн.
кВт. ч в сутки, а в зимний - около 50-55 млн.
кВт.ч. Строительство ГЭС предполагается
в среднем Тянь-Шане, с перепадом высот
от 300 до 1500 м.
Отсутствие в этом районе крупных промышленных
предприятий гарантирует сохранение высокого
природного качества воды в намеченных
створах. Образование водохранилищ не
вызовет существенных изменений в видовом
составе растительного и живого мира.
Сооружение гидроэнергетических объектов
окажет положительное воздействие на
социально-экономическое
развитие населенных пунктов в горных
районах.
Сооружение каскадов ГЭС позволит эффективно
эксплуатировать строительные базы, подсобные
предприятия, технику и механизмы и трудовые
ресурсы. Строительство ГЭС дает значительную
экономию инвестиций на энергоносители
по мере введения энергетических мощностей,
а также соответствующие доходы с началом
эксплуатации гидроэлектростанций.
Такой подход даст возможность предпринимателям
несколько ограничить объем заемных средств,
привлекаемых для строительства ГЭС, по
мере их эксплуатации он будет снижаться
за чет окупаемости и рентабельности работы
станций.
Проблема 4. Освоение Кара-Кечинского месторождения
бурых углей. Освоение крупного Кара-Кечинского
буроугольного месторождения с объемом
добыча в 3-4 млн. т в год позволит обеспечить
работу Кара-Кечинской ГРЭС и ТЭЦ г. Бишкека,
котельных, в Нарынской, Чуйской, Иссык-Кульской
и Таласской областях, а также продажу
угля населению. Строительство железнодорожной
ветки Кара-Кече-Балыкчы, сооружение которой
начато в 1999 г., позволит с относительно
низкими транспортными расходами ежегодно
обеспечивать поставку угля на внутренний
рынок республики.
Проблема 5. Развитие нетрадиционных, возобновляемых
источников энергии для электрификации
объектов в горных районах. Чабанские
и животноводческие объекты, геологические
экспедиции, гидрометеорологические станции,
телерадиотрансляторы, жилые дома, дома
отдыха, пансионаты могут быть электрифицированы
за счет малых ГЭС. В настоящее время в
Кыргызстане эксплуатируется только 10
малых ГЭС суммарной установленной мощностью
39 тыс. КВт, с годовой выработкой 123 млн.
кВт.ч. Себестоимость вырабатываемой электроэнергии
на действующих малых ГЭС составляет 5-7
тыйынов за кВт.ч., что почти в 10 раз ниже,
чем на ТЭЦ.
Суммарные гидроэнергетические возможности
освоения малых рек и водотоков (с расходами
воды от 0,3 до 50 куб.м/с) оценивается в 5-8
млрд. кВт.ч. в год. Использование их позволит
электрифицировать объекты отгонного
животноводства и горного земледелия,
относительно небольшие производственные
и социально-бытовые объекты, особенно
в труднодоступных горных районах. По
предварительным проработкам на территории
республики обосновано первоочередное
сооружение малых ГЭС суммарной мощностью
примерно 300 тыс. кВт с годовой выработкой
около 1,5 млрд. кВт.ч. Пока еще слабо в горных
районах используется для выработки электроэнергии
солнечная энергия, хотя создаются мощности
по производству приборов на полупроводниках
для преобразования солнечной энергии
в электрическую.
Проблема 6. Уровень использования геотермальных
ресурсов гор для производства энергии
в республике очень низкий. Ресурсы геотермальной
энергии с температурой 40-60° оцениваются
более чем в 610 млн. ГДж в год. Наиболее
доступные месторождения (в 170 тыс. ГДж)
расположены в Ак-Суу, Иссык-Ата, Джергалане
и др. Этот вид энергии, как правило, используется
на различных мелких объектах, а также
в бальнеологических целях.
Комплексное освоение гидроэнергетических
ресурсов мини-ГЭС, солнечной и геотермальной
энергии послужит важнейшей основой технического
и технологического преобразования экономики
Кыргызстана, совершенствования ее структуры
и сбалансированного территориального
размещения, повышения эффективности,
развития социальной сферы в населенных
пунктах горных районов. Увеличение электропотребления
в сельском хозяйстве постепенно решит
проблемы технического перевооружения
фермерских хозяйств, перехода на интенсивные
технологии, значительно повысит уровень
механизации трудоемких процессов и увеличит
производительность труда в растениеводстве,
животноводстве и ирригации. Увеличение
электропотребления в коммунально-бытовой
сфере позволит преобразить социальные
условия жизни населения, повысить комфортность
быта. Приоритетное развитие энергетических
комплексов в горных районах потребует
восстановления и развития соответствующей
научно-технической базы, проведения фундаментальных
и прикладных научных исследований по
важнейшим проблемам энергетики.
Проблема 7. Эксплуатация крупных месторождений
полезных ископаемых в горных районах
республики. Как упоминалось выше, разработка
месторождений в суровых климато-геофизических
условиях гор - весьма дорогое мероприятие
и находится на недопустимо низком уровне.
Однако, как показал опыт предприятия
«Кыргызалтын» (в сотрудничестве с иностранными
компаниями), разработка минеральных ресурсов
вполне осуществима. Освоение в горных
районах крупных месторождений полезных
ископаемых -значительный сырьевой потенциал
для развития промышленности, для создания
дополнительных рабочих мест. В Кыргызстане
обнаружены промышленные месторождения
металлов: золота, олова, вольфрама, ртути,
сурьмы, меди, серебра, железа, висмута,
свинца, бериллия, цинка, редкоземельных
металлов; неметаллов - гипса, гранита,
мрамора, фарфорового камня, волластонита,
различных облицовочных камней, цемента
и мн. др.
Вовлечение в отработку соответствующих
минеральных ресурсов имеет различную
экономическую эффективность, но по мере
совершенствования технологий разработки
рудных месторождений, развития производственной
и социальной инфраструктуры, изменения
конъюнктуры спроса на рынках таких металлов
все большее значение будет приобретать
целесообразность развития горных отраслей
промышленности.
Развитие горнорудной промышленности
целесообразно по следующим направлениям:
Золотодобывающая промышленность, добыча
серебра, ртути, сурьмы, редкоземельных
металлов, олова и вольфрама, развитие
цветной и черной металлургии, а также
эксплуатация нерудного сырья.
Золотодобывающая промышленность пока
представлена двумя действующими предприятиями,
отрабатывающими месторождения в Кумторе
и Макмале. Кроме того, в разной мере подготовлены
для отработки месторождения Джеруй, Талды-Булак
левобережный, Солтонсары, Куранджайляу
и др. В Кыргызстане выявлено и в разной
степени изучено более тысячи месторождений,
из них учтено балансом 7 месторождений
и 14 россыпей коренного золота. Объем добычи
золота может быть достигнут в количестве,
примерно, 30 тонн в год.
Серебро в настоящее время попутно получают
на предприятиях в Кумторе, Макмале, предполагается
производство на предприятиях в Джеруе,
Талды-Булаке левобережном и др. Общие
балансовые и забалансовые запасы серебра
оцениваются примерно в 300 т.
Ртутные месторождения: Хайдарканское,
Чаувайское, Чонкойское, Новое и др. Запасы
ртутных руд составляют до 30% всех запасов
СНГ. Наиболее крупным является Чонкойское
месторождение, где сконцентрировано
более 50% всех запасов. В настоящее время
отрабатывается Хайдарканское месторождение,
где добывается 600-650 т .ртути.
Сурьмяные месторождения в Кадамжае в
1990 году позволили произвести 9000 т. сурьмы
(3 место в мире после Китая и Боливии),
но в настоящее время производство сократилось
в 9 раз. Восстановить даже прежний уровень
ее производства - значит существенно
повысить экономический потенциал страны.
Редкоземельные металлы и их соединения
производятся в горной местности Кеминского
района Чуйской области. Это предприятие
имеет огромное значение для формирования
ряда производств в горных районах.
Развитие редкоземельного производства
окажет дальнейшее влияние на формирование
новых малых предприятий, совершенствование
технологий работы действующих предприятий
в промышленности и сельском хозяйстве,
а также позволит улучшить качество и
конкурентоспособность многих видов изделий,
расширить ассортимент новых товаров,
повысить эффективность и стойкость изделий
в промышленности, строительстве и других
отраслях.
На развитие промышленности в горных районах
республики окажет огромное значение
эксплуатация месторождений олова и вольфрама.
Олововольфрамовое месторождение «Трудовое»,
расположено в Аксуйском районе Иссык-Кульской
области и относится к разряду крупных.
Утвержденные бывшим государственным
Комитетом по запасам СССР балансовые
запасы по категории С.,+С2 составляют 149
тыс. тонн олова и свыше 95 тыс. тонн вольфрама,
а вместе с прогнозными запасы оцениваются
в 281 тыс. тонн олова и 172 тыс. тонн вольфрама.
В 1980 г. Институтом «Гипроникель» (Россия)
разработан проект строительства предприятия.
Проектная мощность горно-обогатительного
комбината составляет 1 млн. тонн руды
в год, с ежегодным производством металла
в концентрате: олова - 1424 т и вольфрама
- 767 т.
За годы строительства освоено около 50
% сметной стоимости предприятия. Построены:
автодорога, горный и жилищный комплекс,
обогатительная фабрика и многие другие
объекты. Однако, из-за ограниченности
в республике финансовых ресурсов строительство
предприятия прекращено. Уровень готовности
рудника и фабрики, обеспечивают возможность,
при минимальных инвестициях, начать добычу
металла в относительно короткий период
времени (2 года). Экономическая целесообразность
окончания строительства комбината очевидна.
Развитие черной металлургии может быть
основано на отработке крупнейшего в Средней
Азии Джетымского месторождения, запасы
которого оцениваются более, чем в 10 млрд.
т. Это месторождение находится в 60 км
к востоку от областного центра г. Нарын.
Главными компонентами Джетымских железных
руд является железо (31-33% в среднем), кремнезем
(20-30%), пяти окись фосфора (0,1-0,7%), марганец
(0,5-1,0%) и другие элементы примеси.
Для организации комплексной отработки
этого крупного месторождения черных
металлов необходимо провести целевые
научно-исследовательские работы, подтверждающие
экономическую целесообразность строительства.
В горных районах Кыргызстана имеются
крупные запасы разнообразного нерудного
сырья: инертные материалы, глины и суглинки,
строительные известняки, гипс, доломит,
облицовочные материалы (гранит, мрамор,
известняк ракушечник и др.).
Спрос на строительные материалы в ближайшей
перспективе будет возрастать. Это потребует
не только разработки соответствующих
месторождений для добычи сырья в горных
районах, но и создания здесь перерабатывающих
мощностей по производству строительных
и отделочных материалов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВЫСОКОГОРНЫХ
РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ.
Экономический анализ показывает, что
дальнейшее развитие и прирост экономики
сельского хозяйства возможен за счет
освоения сельскохозяйственных угодий
средне и высокогорных районов.
Их освоение сдерживается неразвитостью
инфраструктуры (автодороги, связь, необустроенность
поселков и т.д.), закупок, сбыта, реализации
продукции, низкими технологиями и другими
экономическими факторами. Но антропогенное
воздействие на почвенный покров привело
к развитию эрозионных процессов практически
на всех видах сельскохозяйственных угодий.
Общая площадь эродированных земель на
территории республики насчитывает 6435,8
тыс. га, в том числе слабоэродированных
- 2771,5 тыс. га, среднеэродированных - 2577,4
тыс. га, сильноэродированных - 1136,3 тыс.
га.
Кроме того, происходит утрата плодородия
почв в результате интенсивного их использования
в сельском хозяйстве Особенно это отражается
на гумусовом состоянии почв, поскольку
гумус является основным носителем и показателем
плодородия. Так ежегодно дефицит гумуса
в земледелии республики исчисляется
в 358,7 тыс. т., что требует внедрения системы
органических удобрений.
По материалам геоботанического обследования
пастбищ более 1,2 млн. га закустарено, на
площади 1,3 млн. га они засорены ядовитыми,
грубостебельными, плохо поедаемыми травами,
около 1,4 млн. га занимают каменистые пастбища,
свыше 800 тыс. га - одновременно закустаренные
и каменистые, 400 тыс. га относятся к категории
труднодоступных (уклон более 45°, сильная
закустаренность, удалены от автомагистралей),
которые в настоящее время не используются.
Сильная засоренность наблюдается на
весенне-осенних и летних пастбищах, здесь
же, на площади более 200 тыс.га, отмечается
пастбищная эрозия.
Таблица 2.1. Объем промышленной продукции
в областях республики (млн. сом)
|
Информация о работе Социально-экономическая ситуация в Кыргызской республике