Социально-экономическая ситуация в Кыргызской республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:51, доклад

Описание

1991 год завершился политическим кризисом, положившим конец существованию СССР, и кризисом экономическим, как бы подтвердившим историческую обреченность неэффективной командной экономики. В условиях разразившегося кризиса системность в подходе к реформированию стала нереальной. Еще не начался процесс приватизации и создания конкурентной среды в экономике. Руководством страны делались попытки реализации локальных программ. Отсутствие общенациональной, государственной стратегии делало развитие малопродуктивным

Работа состоит из  1 файл

Социально-экон.ситуация.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

Приведенные данные показывают, что из-за наличия ядовитой непоедаемой массы травостоя, закустаренности, отдаленности и большой крутизны склонов около 3 млн. гектаров пастбищ  практически не используются (=33%). Чрезмерная интенсивная нагрузка на пастбища в  недалеком прошлом, бессистемный выпас скота, непринятие исчерпывающих мер по улучшению естественных кормовых угодий привели к ухудшению пастбищного травостоя. В среднем по республике, урожайность пастбищ снизилась с 5,7 ц/га (в сухой поедаемой массе) до 4,4 ц/га (на 22%) соответственно на летних пастбищах - с 6,7 до 5,5 ц/га (на 18%), весенне-осенних -с 5,4 до 4,2 ц/га (на 22,3%) и зимних - с 3,4 до 2,7 ц/га (20,6%). Со снижением урожайности пастбищ изменяется и качественная характеристика их травостоя, из него выпадают наиболее ценные в кормовом отношении растения, их место занимают непоедаемые и ядовитые растения. Из приведенных материалов ясно, что экономически устойчивое развитие сельского хозяйства на горных территориях республики будет определяться не только сменой форм и способов хозяйствования, но и приоритетными действиями по сохранению почв и пастбищ.

ВКЛАД ГОРНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ. 
В таблице 2.1. приводится экспертная оценка участия горных территорий республики в производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции Кыргызстана. Из таблицы видно, что вклад горных областей в экономку республики самый незначительный. При этом следует учитывать, что тяжелые природно-климатические условия этих районов предполагают высокую сложность ведения достаточно эффективной хозяйственной деятельности. Малонаселенность, практически полное отсутствие инфраструктуры и условий достойного человеческого существования - эти факторы и обусловили незначительность доли горных территорий в общественном производстве в целом. Хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что по некоторым видам производств уровень участия горных территорий достаточно высок. Так, в части сельскохозяйственного производства можно выделить некоторые основные виды продукции, в промышленном секторе-энергетику, горнопромышленный комплекс. Все это обуславливает необходимость уделения большего внимания развитию горных территорий. Увеличение инвестиций на их развитие послужит толчком к привлечению трудовых ресурсов, созданию необходимой инфраструктуры, бытовых условий, возникновению нетрадиционных и экзотических видов туризма и, в конечном счете, в какой-то степени нивелированию и снижению дисбаланса в их экономическом положении.

ПРОБЛЕМА: ОБЕЗЛЮДЕНИЕ  ГОР И ЭКОНОМИКА. 
В результате кризиса и структурных преобразований экономики Кыргызстана интенсивно протекает процесс внутренней миграции, главным образом, сельского населения горных территорий (расположенных на высоте свыше 2000 метров над уровнем моря) преимущественно в крупные города республики. Все эти процессы происходят на объективной основе: население уходит туда, где жизнь легче и дешевле. И чтобы население не покидало горные территории, необходима материальная заинтересованность, опирающаяся на мощную экономическую базу. 
До тех пор, пока на горных территориях не будут созданы условия для всестороннего развития личности - возможность получать достойные доходы, обеспечить свою занятость; иметь доступ к услугам образования и медицины, внутри республиканские перемещения будут весьма активны. Следует принять действенные меры по удержанию местного населения, особенно трудоспособных возрастов: привлекать людей в пограничные, таможенные службы, стимулировать открытие новых предприятий, создавать и расширять местные социально-бытовые инфраструктуры. Необходимо внедрять меры экономического стимулирования, вплоть до освобождение от налогов, развивать туризм и др.

ЭКОНОМИКА И  БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ В ГОРНЫХ РАЙОНАХ  РЕСПУБЛИКИ. 
Спецификой нынешнего экономического состояния в республике является то, что все основные социально-демографические группы населения в течение короткого времени оказались в положении бедности. 
По результатам обследований, наибольшие масштабы бедности распространены в сельской, т.е. горной местности. Так, бедность среди городского населения составляет 28,5%, в то время как среди сельского - 64,5%., очень бедные 4,9 и 20,7%, соответственно. Этот процесс усиливается в республике и порождает особые проблемы, такие как перенаселенность, загрязнение источников воды, низкий уровень санитарии, небезопасные жилищные условия, преступность и дополнительные социальные проблемы. Искоренение бедности требует обеспечения всеобщего доступа к экономическим возможностям и основным социальным услугам. Политика борьбы с бедностью должна ориентироваться на различные категории бедных. Проблемы уровня жизни значительного числа пенсионеров, живущих в условиях бедности, может решаться в рамках пенсионного обеспечения. 
Для борьбы с бедностью в горных сельских районах необходимо проведение земельной реформы, укрепление гарантий землевладения, установление справедливой земельной ренты и заработной платы и улучшение условий труда сельхозработников. Необходимо расширить доступ мелким фермерам, лицам с инвалидностью и уязвимых групп к водным ресурсам, кредитам и сельхозтехнике; более активно проводить в жизнь меры и действия, направленные на улучшение социальных, экономических и жилищно-бытовых условий в сельских районах, тем самым препятствуя оттоку населения из этих регионов. 
Современные процессы в сфере занятости (приватизация государственной собственности и развитие корпоративной, групповой и индивидуальной частной собственности) обусловили реструктуризацию занятости. Наряду с этим, в республике наблюдался спад производства, снижение его объемов, значительное высвобождение избыточного персонала из действующих производств и связанное с этим сокращение рабочих мест, снижение уровня жизни, проявление бедности. Одной из предпосылок снижения бедности является заблаговременное создание для работников, вынужденно покидающих рабочие места, новых, более эффективных рабочих мест, в том числе и внутри предприятия. Прежде всего это относится к трудоизбыточным горным территориям. 
Государственными и региональными органами власти должна быть развернута работа по созданию действенного механизма государственной поддержки создания новых рабочих мест, ориентированная на существенную модернизацию в сфере занятости населения, в соответствии с ростом выпуска конкурентоспособной продукции. Комплексная программа должна быть сформирована с учетом современного и перспективного развития Кыргызстана. Реализацию программы целесообразно проводить в два этапа: первый - должен быть сориентирован на создание организационно-правовых условий для проведения политики создания и сохранения рабочих мест; второй - на конкретные мероприятия, связанные с разработкой отраслевых и региональных программ создания рабочих мест. В связи с этим целесообразно провести предварительную оценку общей потребности в рабочих местах на основе демографического прогноза, а также с учетом сложившихся в экономике тенденций и перспектив развития горных территорий.

РАЗВИТИЕ И  СОХРАНЕНИЕ В ГОРНЫХ РАЙОНАХ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЕЛ. 
Сельское хозяйство является основной отраслью экономики в горных районах. Традиционными из отраслей животноводства в республике являются овцеводство, разведение крупного рогатого скота, коневодство, свиноводство, а также такие направления, какяководство, пчеловодство и птицеводство. В земледелии традиционным является производство зерновых, технических, фруктовых и ягодных культур и др. 
В этих условиях возникает необходимость сохранения и развития производств с использованием местного сырья и материалов, так как большой объем сырьевой продукции уходит на экспорт без переработки. Необходимо развивать эти направления в качестве надомного труда в горных зонах, где практически отсутствуют предприятия, а с другой стороны - вовлечь в эти циклы небольшие, еще сохранившиеся предприятия. Немалую роль в развитии экономики республики может сыграть малый, средний бизнес и частное предпринимательство, где может получить развитие традиционная материальная культура жителей республики. Высокоразвитое, богатое различными видами и формами декоративно-прикладное искусство, тесно связанное с народным бытом и зодчеством способствует этому.

ЭКОНОМИКА И  ТЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. 
В условиях перехода от плановой экономики к рыночной в республике возникла проблема тендерного неравенства. С разрушением государственной системы социальных услуг, рабочая нагрузка на женщин увеличилась. Кроме того, на сохранившихся рабочих местах женщины получают доходов гораздо меньше, чем мужчины. Соотношение средней заработной платы, получаемой женщинами, по сравнению с мужчинами, снизилось с 73% в 1995 г. до 64% в 1999 г. Различия в оплате труда обусловлены следующими факторами: работа в женских отраслях оплачивается хуже, чем в тех, где преимущественно заняты мужчины; профессии мужчин более высокооплачиваемые; существует разница в оплате труда мужчин и женщин, имеющих одинаковые профессии. Среди безработных большую долю (55,9%), составляют женщины.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ, ПРОМЫШЛЕННЫМ И  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ  ПРОБЛЕМАМ В ДАННОМ ДОКУМЕНТЕ  НЕ УКАЗАНЫ. 
Их параметры будут зависеть от многих условий развития: от темпов роста ВВП, экономических показателей аграрного сектора, эффективности экономики в целом, от формирования валютных фондов, качества прогресса в машиностроении, развития топливно-энергетического комплекса страны, от инвестиций и мн.др.

ПОТЕНЦИАЛ, СПОСОБНЫЙ  РЕШАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: 
Координирующие функции в определении экономической стратегии государства и в решении отдельных экономических направлений могут быть выполнены такими специфическими структурами, как Национальный Центр экономических реформ, Государственный институт экономики и коммерции, научно-исследовательские центры экономического профиля, Национальный Центр стратегических исследований и другие Институты подобного рода. Наконец, потенциал, способный решить макроэкономические и частные промышленные и сельскохозяйственные проблемы, включает в себя практически все властные, государственные и общественные структуры страны

Заключение. 
Таким образом, устойчивое экономическое развитие горных территорий республики может быть достигнуто, только при условии разработки Комплексных Основ Развития страны в целом, или по другому, Национальной Стратегии и Плана Действий. 
В этом документе экономическое развитие, социальная ориентация экономики, должны быть органично слиты воедино с экономическими интересами государства. На первом этапе (2000-2003 гг.), за счет интенсификации развития сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, промышленности строительных материалов необходимо достичь положительной тенденции в развитии экономики Главное направление второго этапа (2004-2007 гг.) - формирование и развитие валютных производств. 
При этом необходимо сохранить как государственные предприятия, связанные с добычей благородных и редких металлов и минеральных ресурсов, так и способствовать другим формам хозяйствования. На этом же этапе предстоит выплата долгов и выравнивание уровней развития территорий (в т.ч. и горных). На третьем этапе (2008-2010 гг.) необходимо добиться прорыва в машиностроении, внедрить новые технологии создания машин, станков, линий и т.п. Сквозной задачей всего периода 2000-2010 гг. остается развитие топливно-энергетического комплекса страны. Только в этом случае экономика обретет базовую надежность и не рухнет под влиянием возможных и непредвиденных «угроз», сохранит свою дееспособность, самообеспечение и неуклонный рост. Все это будет способствовать экономической безопасности страны. На этом сложном пути, государству предстоит достичь инвестиционную (и следовательно политическую) зависимость, на основе долговременного сотрудничества и создания открытой экономики.

Материалы подготовили: 
Сотрудники Национального Центра экономических реформ (Койчуев Т.К., -Директор Национального Центра экономических и социальных реформ , Гусев К.Б. - к.э.н., Иванов Е.Д., Койчуев П.Т., Кузнецова Л.П., Токтоматов Р.А.) (А.Абылова- Центр стратегических исследований при Президенте Республики,.),).

Информация о работе Социально-экономическая ситуация в Кыргызской республике