Социально-экономические последствия инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:17, реферат

Описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, так как её показатели и социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества, а также играют большую роль в экономической безопасности страны и мирового хозяйства.
Инфляция – повышение общего уровня цен; обесценение бумажных денег, которые находятся в обращении (падение их покупательной способности, которое проявляется в повышении цен на все товары и услуги).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности……………………………………………………………………5
1.1 Виды и причины инфляции…………………………………………5
1.2 Измерения инфляции……………………………………………….11
2 Социально-экономические последствия инфляции……………...13
2.1 Инфляция и экономический рост……………………………………13
2.2 Инфляция: экономические и социальные последствия…………….15
3 Особенности инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………………………..18
3.1 Инфляционные процессы в Республике Беларусь: причины и темпы……………………………………………………………………………..18
3.2 Механизм преодоления инфляционных процессов в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованных источников……………………………………25
Приложение А……………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

курсач новый.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, инфляция в Бе­ларуси ускорилась под воздейст­вием мирового экономического кризиса, последствия которого ощутили и промышленные, и по­среднические организации, и по­требители. Система цен произво­дителей оказалась менее стабиль­ной, чем в экономически развитых странах, но все же более устойчи­вой, чем, например, в государствах Юго-Восточной Европы. Подобная степень устойчивости обеспечива­лась действием скорее администра­тивного фактора, чем экономичес­ких механизмов. Рост потребитель­ских цен также был несколько смягчен за счет государственного регулирования в ценовой сфере. Можно предположить, что в даль­нейшем рост цен в нашей стране продолжится и будет менее резким, но и более продолжительным, чем в условиях свободного рынка [11, c. 56].

По результатам анализа экономических показателей за 2009 год, Беларусь занимает второе место в европейском сообществе по уровню инфляции. Инфляция в Беларуси в 2009 году составила 10,1% (Приложение А).

В целом на 2009 год индекс потребительских цен в Беларуси прогнозировался на уровне 109-111%. В 2010 году инфляция запланирована в пределах 8-10%. Темпы роста инфляции в Беларуси в текущем году по сравнению с 2009 годом сократились. Так, в январе-сентябре инфляция составила 6,8% против 7,9% за аналогичный период прошлого года. В сентябре 2010 года этот показатель сложился на уровне 1,6%.

Также отмечается снижение и такого показателя, как среднемесячный прирост индекса потребительских цен. За 9 месяцев 2010 года он составил 0,7% против 0,8% за аналогичный период прошлого года.

В 2011 году инфляция прогнозируется на уровне 7-8%. Это предусмотрено проектом Основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год [35].

На основании проведенного анализа и изложенных фактов, можно предположить, что помимо общеизвестных факторов, оказывающих влияние на динамику цен, необходимо выделять институциональные, которые лежат в начале причинно-следственной последовательности роста цен в Республике Беларусь.

 

3.2   Механизм преодоления инфляционных процессов в Республике Беларусь

 

Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые предпринимаются с целью стабилизации общего уровня цен. Поскольку окончательно избавиться от инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня. Поэтому антиинфляционная политика является постоянным элементом макрорегулирования.

Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины.

Как известно, инфляция вызывается нарушениями равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Нарушения равновесия могут быть вызваны либо ростом спроса, либо сокращением предложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе. В странах СНГ они действуют одновременно, что усложняет борьбу с инфляцией. Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно разбить на две группы. К одной относятся мероприятия, которые направлены на сокращение спроса, а к другой — те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства.

Основной причиной чрезмерного спроса является наличие в экономике избыточной денежной массы, которая возникает в результате выпуска денег, не обеспеченных товарами и услугами. Поэтому важнейшим методом борьбы с инфляцией является рестрикционная денежно-кредитная политика, главная задача которой - ограничение прироста денежной массы в обращении. Следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рыночной экономике невозможно бороться с инфляцией, используя только монетарные инструменты. Наряду с ними большое значение имеют прямые методы регулирования денежной массы, а также селективные инструменты денежно-кредитной политики.

Борьба с инфляцией требует осуществления бюджетной политики, направленной на сокращение бюджетного дефицита. Во время инфляции, особенно когда она налагается на спад производства, в качестве антиинфляционной меры может применяться политика доходов. Она заключается в одновременном сдерживании роста цен и номинальной заработной платы. Как правило, правительство замораживает их или устанавливает верхние пределы роста. Такая политика помогает сдерживать рост совокупного спроса. Замораживание цен также позволяет преодолеть инфляционные ожидания населения, предпринимателей, которые раскручивают спираль инфляции. В странах СНГ применение политики доходов проблематично в связи со снижением реальных доходов населения и его обнищанием [10, c. 34-37].

В целях краткосрочного регулирования спроса могут применяться и такие меры, как стимулирование сбережений населения путем повышения процентов по вкладам; снижение ликвидности сбережений за счет повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования и др.

В условиях стагфляции невозможно обуздать рост цен, не добившись стабилизации, а затем и роста производства. Решение этих задач возможно только при условии структурной перестройки экономики.

Снижение темпов инфляции невозможно без сокращения издержек производства, а значит, и повышения его эффективности. Рост цен на топливо, сырье, другие элементы себестоимости является фактором инфляции издержек. В условиях монополизированной экономики последняя усиливается тем, что предприятия-монополисты предпочитают увеличивать доходы не путем снижения издержек, а за счет установления высоких цен. Поэтому неотъемлемой частью антиинфляционной политики в условиях перехода к рыночной экономике должна стать демонополизация экономики, которая предполагает поощрение развития предпринимательства, разгосударствление и приватизацию собственности [9, c. 19-20].

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Она будет эффективна лишь в воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгое стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции.

Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничении роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального (Национального) банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных: резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный (Национальный) банк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а, осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения. Если он продает ценные бумаги, то это соответствует политике «дорогих денег», что укрощает инфляцию, так как деньги изымаются из сферы обращения; если Центральный (Национальный) банк покупает ценные бумаги, то это будет политика "дешевых денег", что стимулирует инфляцию [12, c. 72-74].

Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального (Национального) банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходов и увеличения /доходной части.

Для наращивания объема предложения применяется такой механизм как льготное налогообложение предприятий, повышающих уро товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия товарного и денежного рынков [25, c. 74-75].

Таким образом, антиинфляционная стратегия и тактика в Республике Беларусь должны учитывать особенности современного состояния экономики:

                  необходимость структурной перестройки народного хозяйства;

                  запаздывание с формированием рыночной экономики;

                  монопольный характер экономики;

                  перекладывание налогового пресса на себестоимость продукции.

В связи с этим для реализации антиинфляционной стратегии в Беларуси необходимо осуществить следующие основные мероприятия:

                  отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверхмонополизированных отраслей;

                  проведение эффективной приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;

                  отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;

                  проведение либеральной торговой политики;

                  осуществление радикальной аграрной реформы;

                  коренное совершенствование организации налогообложения.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, финансовый рынок, производство, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит: 1. Обесценивание денег по отношению к золоту; 2. Обесценивание денег по отношению к товару; 3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Как показывает опыт, избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать умеренной и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, усиливает социальную дифференциацию населения, ведет к снижению реальных доходов и обесцениванию сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Но кроме негативных последствий, инфляция имеет и ряд позитивных функций. Многие экономисты придерживаются такой точки зрения, что незначительная инфляция, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Процесс инфляции ведет к тому, что рост массы денег в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Развитие инфляционных процессов в экономике зависит, прежде всего, от проводимой государством экономической политики.

Для борьбы с инфляцией, государство вынуждено разрабатывать и приводить в действие комплекс мероприятий, способствующих снижению уровня инфляции.

Анализ инфляционных процессов в Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности применения антиинфляционных мер, принимаемых в странах с рыночной экономикой на нашу действительность, т.к. в белорусской экономике еще полностью не сформировались рыночные отношения и инфраструктура.

Можно сформулировать следующие требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси:

      Демонополизация экономики, предполагающая поощрения развития предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности;

      Развитие малого и среднего бизнеса;

      Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля;

      Ограничение прироста денежной массы в обращении;

      Развитие конкуренции;

      Создание денежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность;

      Скоординированность бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, имеющих общей целью обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции;

      Денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства;

      В целях регулирования инфляции спроса могут применяться такие меры, как стимулирование сбережений населения путем процентов по вкладам;

      Эффективной краткосрочной антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок на кредит.

      Расширение интеграционных связей по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики;

Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции