Социально-экономическое развитие Ставропольского края и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:16, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа состоит из трех частей: введения, основной части, состоящей из 3 глав, и заключения.

Во введении кратко изложены цели и задачи работы, а также освещен вопрос актуальности исследования.

В первой главе основной части кратко изложены теоретические основы, используемые при проведении анализа.

Во второй главе проводится оценка социально-экономического развития Ставропольского края. В ней рассматривается его экономико-географическое положение, экономический потенциал, социальная сфера жизнедеятельности и внешнеэкономическая деятельность.

В третьей главе подробно представлена стратегия развития региона по двум направлениям, имеющим высокий практический интерес (инвестиционная деятельность и АПК), и рассмотрены пути их развития.

В заключении подводятся основные итоги и делаются выводы.

Содержание

Введение. 2

I. Территориальные пропорции и теоретические основы оценки социально-экономического развития региона. 3

II. Анализ социально-экономического развития Ставропольского края. 6

Экономико-географическое положение Ставропольского края. 6

Характеристика совокупного экономического потенциала Ставропольского края. 7

Характеристика социальной сферы жизнедеятельности. 14

Внешнеэкономическая деятельность Ставропольского края 18

III. Стратегия развития инвестиционной деятельности и агропромышленного комплекса Ставропольского края. 20

Заключение. 31

Список использованной литературы. 32

Приложение 1 33

Приложение 2. 34

Приложение 3 35

Работа состоит из  1 файл

Курсач полностью 2.docx

— 348.35 Кб (Скачать документ)

    Были  выделены значительные средства на реструктуризацию системы предоставления медицинской  помощи, однако Ставропольский край по-прежнему остается одним из субъектов Южного федерального округа, наименее обеспеченных финансовыми ресурсами по отрасли  здравоохранения.

Внешнеэкономическая деятельность Ставропольского  края

    Ставропольский  край активно торгует с зарубежными  государствами. С 2003 по 2008 годы внешнеторговый оборот Ставропольского края практически  утроился.

    В 2008 году внешнеторговый оборот Ставропольского  края составил 1788,8 млн. долларов США, что  на 34,1% выше соответствующего показателя 2007 года. В том числе экспорт - 1222,4 млн. долларов США (рост на 30,2%), импорт – 566,4 млн. долларов США (рост на 43,4%). Сальдо торгового баланса сложилось  положительное – объем экспорта превысил объем импорта на 656 млн. долларов или в 2,2 раза.

  Внешнеторговый  оборот в 2008 в том  числе:
  экспорт импорт
  млн. долл. США в % к 2007 млн. долл. США в % к 2007 млн. долл. США в % к 2007
Всего 1788,8 134,1 1222,4 130,2 566,4 143,4
Страны дальнего зарубежья 1224,2 139,9 828,0 134,2 396,2 150,0
Страны  СНГ 564,6 123,0 394,4 122,4 170,2 124,3

    Ставропольский  край осуществляет внешнюю торговлю с 98 странами мира.

    Основной  объем внешнеторговых операций (68,4%) приходится на страны дальнего зарубежья. В экспорте доля этих стран составила 67,7%, в импорте – 69,9%.

    Основными внешнеторговыми партнерами Ставропольского  края  являются: США, Азербайджан, Бразилия, Украина, Грузия, Беларусь, Турция, Италия, Египет, Индия.

    Основными экспортируемыми товарами Ставропольского  края в 2008 году являются: продукция  нефтехимического комплекса, 557,2 млн. долларов США (45,6% от всего экспорта); продовольственные  товары и сырье, 388,4 млн. долларов США (31,8%);  машины и оборудование, 52,4 млн. долларов США (4,3%);  чёрные, цветные  металлы и изделия из них, 25,1 млн. долларов США (2,1%).

    Импорт  представлен в основном следующими группами товаров: машины и оборудование, 226,5 млн. долларов США (40,0%); продовольственные  товары и сырьё, 81,4 млн. долларов США (14,4%) ; продукция химической промышленности, 71,5 млн. долларов США (12,7%); черные, цветные  металлы и изделия из них, 46,7 млн. долларов США (8,2%).

    1. Стратегия развития инвестиционной деятельности и агропромышленного  комплекса Ставропольского  края.

Инвестиционная  деятельность.

     Для того чтобы вывести край на лидирующие позиции по уровню социально –  экономического развития (1 - 30 места  среди субъектов РФ) экономике  края необходимы дополнительные производственные мощности, генерирующие стабильные потоки денежных средств, добавленную стоимость  и создающие дополнительные рабочие  места.

     Наиболее  эффективный способ решения данной проблемы (если не единственный) –  развитие инвестиционной активности на территории края, которая должна стать главным приоритетом социально-экономического развития края.

     Инвестиционная  политика краевых органов исполнительной власти в реальном секторе экономики  преимущественно строилась на создании и развитии финансовых механизмов, стимулирующих дополнительное размещение кредитов. Мало внимания уделялось  привлечению на территорию края стратегических инвесторов для создания новых производственных мощностей.

      Таким образом, необходимо изменить региональную инвестиционную политику, качественно  улучшить в крае инвестиционный климат, создать эффективную региональную систему управления инвестиционным процессом и привлечения прямых инвестиций на территорию края.

     Как было отмечено во второй части курсовой работы, по объёму инвестиций в основной капитал край занимает 35 место среди  субъектов РФ, а по показателю инвестиции в основной капитал на душу населения  – 67 место (2008 год). Чтобы войти в  число десяти регионов РФ по объёму инвестиций в основной капитал, необходимо добиться, чтобы в 2019 году данный показатель был на уровне 205,0 млрд. рублей или  в 2,92 раза больше чем в 2008 году (70,1 млрд. руб.) в сопоставимых ценах.

     Для достижения такого результата требуется  разработать стратегию развития инвестиционной деятельности в Ставропольском крае, обозначить цели, задачи и способы  их решения.

      Стратегические  цели развития инвестиционной деятельности в Ставропольском крае

  1. обеспечение повышения инвестиционной привлекательности Ставропольского края в российском и международном сообществе. Для этого необходимо:
  • сформировать имидж Ставропольского края как региона, привлекательного для размещения инвестиций;
  • разработать прогрессивное инвестиционное законодательство и благоприятный налоговый режим для стратегических инвесторов, обеспечивающих приток прямых инвестиций;
  1. создание региональной системы управления инвестиционным процессом, предусматривающей скоординированную деятельность органов исполнительной власти по следующим направлениям:
  • формирование инвестиционных предложений;
  • проведение прямого инвестиционного маркетинга;
  • административное сопровождение инвесторов и проектов, устранение бюрократических барьеров;
  1. создание эффективной инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей на высоком профессиональном уровне потребности потенциальных и существующих инвесторов, бизнеса и власти.

     Направления реализации стратегии

  1. Для реализации первой части стратегии необходимо организовать коммуникационную деятельность, предусматривающую целевое позиционирование края:
  • формулирование чётко очерчённой имиджевой уникальности и образа края как места, привлекательного для размещения инвестиций;
  • разработку презентационных материалов и организацию презентаций потенциала края в целевых странах - потенциальных источниках инвестиций;
  • продвижение имиджа края в российских, зарубежных СМИ и глобальной сети Интернет;
  • использование коммуникационного потенциала работающих в крае инвесторов, как авторитетных информационных агентов в экономическом сообществе;
  • использование внешнеторговых связей для пропаганды промышленных, технологических, научно-образовательных и других достижений региона в странах - импортёрах продукции края;
  • активное участие в инвестиционных форумах, выставках, ярмарках и других аналогичных мероприятиях.

     Кроме того необходимо на уровне краевых  нормативно-законодательных актов  создать благоприятный налоговый  режим для стратегических инвесторов, предоставляя им все более комфортабельные  условия ведения деятельности.  В этой области уже были проведены  некоторые шаги: в соответствии с  законом «О государственной поддержке  инвестиционной деятельности в Ставропольском крае»   государственная поддержка  в Ставропольском крае осуществляется в следующих формах:

    • Налоговые льготы;
    • Бюджетные кредиты;
    • Инвестиционные налоговые кредиты;
    • Субсидии и субвенции;
    • Государственные инвестиции за счет областного бюджета;
    • Гарантии;
 
  1. Для претворения в  жизнь второй части  стратегии надо, во-первых, создать многоуровневую систему формирования инвестиционных предложений:
  • первый уровень – инвестиционные проекты министерств и ведомств по развитию действующих предприятий;
  • второй уровень – инвестиционные площадки и инвестиционные проекты по данным площадкам территориальных кластеров федерального и краевого уровня;
  • третий уровень – (инвестиционные площадки и инвестиционные проекты по данным площадкам) муниципальных образований.

    Процесс подготовки инвестиционных площадок должен включать подбор земельных участков, их документально-правовое оформление, инженерное обустройство, разработка документации на инвестиционную площадку, разработку бизнес-плана инвестиционного проекта, создание объектов недвижимости или передачу (продажу) их в собственность инвестору.

    Для документальной разработки инвестиционных проектов в соответствии с международными стандартами и инвестиционных площадок целесообразно создать специализированную консалтинговую структуру.    

    Во-вторых, привлечению инвестиций способствует проведение прямого инвестиционного  маркетинга.

          Организация прямого  инвестиционного маркетинга региона  как необходимый элемент управления инвестиционным процессом включает выбор целевых инвесторов, которые  могут быть заинтересованы в развитии приоритетных отраслей края, выделение  значимых для них характеристик  региона, формирование уникального предложения региона в разрезе данных характеристик и проведении целевой кампании продвижения проектов в разрезе каждой группы инвесторов.

     В-третьих, необходимо устранить бюрократические  барьеры и организовать административное сопровождение инвесторов и проектов. Это направление предусматривает  реализацию следующих этапов:

  • проведение анализа и оптимизации существующих процедур выбора и предоставления земельных участков под строительство, получения разрешения на строительство, регистрация прав собственности на земельный участок и строительный объект;
  • организация системы «единого окна» по согласованию инвестиционных проектов со всеми органами исполнительной власти, инженерными службами и сопровождению проектов от момента подачи инвестором заявления до предоставления земельного участка и начала строительства;
  • формирование в составе исполнительных органов власти (возможно, конкретного министерства) организационной структуры, занимающейся административным сопровождением инвестиционных инвесторов и проектов.
  1. В процессе реализации третьей части стратегии планируется разделить функции государственного и профессионального управления инвестиционным процессом. К последним относится:
  • выполнение части функций по коммуникационной деятельности;
  • выполнение части функций прямого инвестиционного маркетинга;
  • разработка проектно-сметной и презентационной документации по инвестиционным площадкам;
  • разработка бизнес-планов инвестиционных проектов;
  • создание информационных баз данных по инвесторам и инвестиционным проектам;
  • разработка инвестиционного портала/сайтов;
  • прединвестиционная подготовка действующих предприятий. 

      Данные  функции будут выполняться либо специализированным государственным  учреждением, либо аккредитованной  при министерстве экономического развития частным предприятием.  

    Реализованные и планируемые  инвестиционные проекты  Ставропольского  края.

    Несмотря  на непростые рыночные условия и  необходимость проведения реформ, многие компании продолжают реализацию намеченных ранее инвестиционных проектов. В  результате идет развитие инвестиционной деятельности в Ставропольском крае, наблюдается прирост объемов  инвестиций за последние годы и сохранение положительной тенденции в этом направлении. Это обусловлено реализацией  следующих наиболее значимых проектов:

Информация о работе Социально-экономическое развитие Ставропольского края и перспективы его развития