Социально-экономического программирования субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:56, реферат

Описание

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения и т.д.

Содержание

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально- экономического развития субъекта РФ…………………………………………………………………
1.1 Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.
1.2 Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования
1.3 Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития
Заключение
Список использованных источников информации

Работа состоит из  1 файл

региональная экономика.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

показатели целей  программы;

показатели эффективности  конечных результатов (они могут  быть как абсолютными, так и сравнительными);

специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости  от характера и особенностей каждой программы;

показатели выполнения работ в рамках программы (этапы  и промежуточные результаты);

показатели (финансовых, природных, трудовых, временных и т. д.) затрат, необходимых для выполнения заданий программы.

Помимо названных  выше показателей разрабатываются  формулировки программных мероприятий  и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые  для эффективного управления программой.

Раздел 10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется  с учетом специфики программы  и региона.

Разделы программы  содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируют в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, а последующая - по более продолжительным срокам.

Глава 2 Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области

2.1 Среднесрочное  прогнозирование социально-экономического  развития Пензенской области  (до 2010 года)

Разработка любого социально-экономического прогноза территории начинается с анализа текущей ситуации в регионе и данных за отчетный период. Оценка социально-экономического положения Пензенской области осуществляется в рамках следующих блоков [2].

1. Природно-ресурсный  потенциал.

Природные условия  области довольно разнообразны. Равнинный, слегка всхолмленный рельеф создает благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Черноземные почвы, преобладающие на территории области (68% земельной площади). Естественная растительность сохранилась примерно на 1/3 площади. Смешанные и широколиственные леса занимают 20% территории.

На территории Пензенской области расположены  запасы мела, тугоплавких глин, стекольных песков, минеральных пигментов, фосфоритов, черного (мореного) дуба. Однако область  не располагает запасами полезных ископаемых, которые способны повлиять на экономическую обстановку в регионе.

Область расположена на пересечении основных железнодорожных, автомобильных и воздушных сообщений Среднего Поволжья. В регионе сформировалась мощная транспортная инфраструктура. По территории пролегают крупнейшие железные дороги страны - Куйбышевская и Юго-Восточная, частично Московская. Они связывают Пензу с Центром и Югом России, регионами Поволжья, Украиной, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком. Функционируют железнодорожные вокзалы в г. Пензе, Кузнецке, Сердобске, Каменке и других городах.

Сеть автомобильных  дорог области превышает 9523 км. Важнейшие  из них: Москва - Челябинск, Волгоград - Нижний Новгород, Пенза - Тамбов. Плотность  автомобильных дорог общего пользования  с твердым покрытием составляет 151 км на 1000 кв. км территории, их удельный вес - 99,95 процента [2].

Демографический потенциал.

В Пензенской области  проживает 1422,7 тыс. человек, или 1% от общероссийской численности (44-е - в России), из которых 65,6% - горожане, 34,4% - жители села. Численность  населения, занятого в экономике, 645 тыс. человек, или 45,3% от населения области. На 1000 человек населения Пензенской области приходятся 298 пенсионеров (29,7% всего населения области) [2].

В области смертность превосходит рождаемость в 2 раза (по данным 2006 года). Естественный прирост населения в среднем за 2002 - 2006 годы составил 9,3 человека на тысячу населения [2].

Производственный  потенциал.

На территории области зарегистрированы более 24 тыс. ед. хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

Пензенская область имеет промышленно-аграрный профиль. Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем ВРП, являются: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и торговля, на долю которых приходится более 60% произведенного ВРП.

Промышленность  области на 1 января 2007 года представлена следующими отраслями: машиностроение и металлообработка (33,1% в общей структуре промышленного производства), пищевая (около 27%), мукомольно-крупяная и комбикормовая (более 5%), легкая (около 4%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 15%), промышленность строительных материалов (10%), электроэнергетика (более 16%), предприятий прочих отраслей промышленности - около 10% [2].

Однако состояние  промышленно-производственных фондов характеризуется высокой степенью их износа, особенно основного технологического оборудования. Так, по данным органов статистики наиболее высокая степень износа сложилась на предприятиях легкой промышленности (56,3%), электроэнергетики (53,6%), машиностроения (51,3%), промышленности строительных материалов (54,4%). Меньший процент износа промышленно-производственных фондов - на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (28,7%) и пищевой промышленности (27,3%).

Сложившееся положение  свидетельствует об ограниченных возможностях производственного потенциала значительного числа предприятий в части осуществления расширенного воспроизводства конкурентоспособной продукции

Сельское хозяйство.

Агропромышленный  комплекс Пензенской области включает 560 сельскохозяйственных предприятия, 1877 крестьянских (фермерских) хозяйств, за которыми закреплено 145 тыс. гектаров земли, или 4,6% от общей площади сельхозугодий [2].

Сельское хозяйство  по объему валовой продукции является второй составляющей товарного производства области. Доля агропромышленного комплекса в ВРП области - 14,1%.

Инвестиционный  климат.

Геополитическое положение области благоприятное, благодаря соседству с регионами, устойчивыми в политическом отношении, со сходным этническим и религиозным  составом населения, удаленности от внешних границ.

В связи с  относительно небольшими размерами  территории и высокой обеспеченностью  транспортными путями область характеризуется  проницаемостью пространства для инвестиционных вложений.

В Пензенской области  сложился благоприятный инвестиционный климат. Регион обладает высоким уровнем политической, экономической и социальной стабильности. В декабре 2004 года крупнейшее рейтинговое Агентство «Эксперт РА» присвоило Пензенской области 1 место в рейтинге российских регионов в номинации «За обеспечение высокого уровня общественной безопасности».

Положительными  составляющими инвестиционного  имиджа Пензенской области являются:

- выгодное географическое  положение;

- благоприятная  экологическая ситуация;

- высокий уровень  развития малого бизнеса;

- интеллектуальный  и кадровый потенциал;

- благоприятный  социальный и культурный климат, туристический потенциал;

- стабильная  общественно-политическая ситуация;

- низкий уровень  криминальных рисков.

Малый бизнес.

В малом бизнесе  трудятся около 77,0 тысяч человек. Объем производства работ (услуг) за 2006 год по сравнению с 2005 годом в фактических ценах увеличился в 1,9 раза [2].

В Пензенской области  реализуется «Программа развития и  поддержки малого предпринимательства  и крестьянско-фермерских хозяйств на 2008 - 2010 годы».

Во всех муниципальных  образованиях сельских районов Пензенской области созданы агентства по развитию малого предпринимательства  и личных подсобных хозяйств.

Агентства организуют работу по оказанию предпринимателям помощи в получении субсидий при реализации инвестиционных проектов на приобретение необходимых: оборудования, сельхозтехники, прицепных агрегатов, запасных частей, КРС, племенных животных, кормов, семян и т.д.

После анализа  и оценки текущей социально-экономической  ситуации в регионе необходимо сформировать сценарные условия прогноза, которые формулируют перечень основных предпосылок, определяющих характер перспективного СЭР, и описывают причинно-следственные связи между ними и объектом социально-экономического прогнозирования.

Сценарные условия - это система обоснованных, непротиворечивых предположений, факторов и ограничений, на основе которых разрабатываются  прогнозы [18, 72].

Сценарные условия  содержат оценку социально-экономического потенциала развития объекта прогнозирования  с учетом внешних и внутренних условий и факторов.

Основными принципами разработки сценарных условий прогноза являются: комплексность (системный  подход), адекватность и достоверность информационной базы, использование апробированных методов прогнозирования.

К основным внешним  факторам, которые формируются вне  региональной системы, наибольшее влияние  на развитие Пензенской области оказывают  следующие:

· темпы роста мировой экономики;

· геополитические  изменения (включая порядок и  условия вступления России в ВТО  и возможные изменения торговых и политических отношений между  Россией и некоторыми зарубежными  государствами);

· темпы роста  российской экономики;

· уровень инфляции;

· федеральные  социальные и экономические программы (в т.ч. приоритетные национальные проекты);

· порядок и  условия реформирования естественных монополий и динамика роста тарифов  на их услуги и продукцию;

· изменения  в сфере межбюджетных отношений.

Внутренние же факторы формируются и реализуются  внутри социально-экономической системы  Пензенской области. Среди основных внутренних факторов развития пензенского  региона, определяющих перспективы  его развития на среднесрочный период, необходимо отметить следующие:

· изменения  демографического и трудового потенциалов  с учетом миграционных процессов (численность  и качественные показатели населения  и трудовых ресурсов, а также уровень  безработицы);

· изменения  социального потенциала, в том  числе социальной инфраструктуры (уровень жизни населения, дифференциация доходов, структура доходов и расходов населения, характеристика развития систем здравоохранения, образования и культуры, физическое и духовное состояние населения, уровень личной и общественной безопасности);

· динамика производственного  потенциала (состояние производственных фондов, квалификация работников, технологическая  оснащенность и специализация производства, конкурентоспособность продукции);

· динамика инфраструктурного  потенциала (энергетика и инженерные коммуникации, транспорт, связь, сфера услуг, банковская система);

· динамика научно-технического и технологического потенциала (ресурсная  и кадровая база сферы НИОКР, результаты научной и изобретательской деятельности, масштабы применения прогрессивных наукоемких технологий и результатов инновационной деятельности);

· изменения  структуры экономики (соотношение  долей отраслей в формировании валового регионального продукта, доходов  бюджета, обеспечении занятости  населения, использовании инвестиций) [15, 26-27].

Важное значение для прогнозирования имеют ограничения, стоящие на пути развития Пензенской области. Учет имеющихся ограничений  способствует повышению точности прогнозирования. Подобные ограничения можно разделить  на несколько групп в зависимости от характера и области их проявления.

Условия-ограничения  на реализацию путей достижения целей  включают в социальной сфере (недопущение  значительного роста безработицы, снижения уровня жизни основной массы  населения, роста социально-необоснованной дифференциации населения в доходах и имуществе), в сфере прав человека и безопасности граждан (обеспечение социальной и правовой безопасности граждан и областного сообщества), в сфере экономики (обеспечение сохранения основных элементов производственного и технологического потенциала, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономического роста).

Кроме вышеуказанных, к числу условий-ограничений при  разработке прогноза могут быть отнесены также земельные (территориальные), демографические, материальные, финансовые и другие.

Информация о работе Социально-экономического программирования субъектов РФ