Социально-экономического программирования субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:56, реферат

Описание

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения и т.д.

Содержание

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально- экономического развития субъекта РФ…………………………………………………………………
1.1 Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.
1.2 Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования
1.3 Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития
Заключение
Список использованных источников информации

Работа состоит из  1 файл

региональная экономика.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

Поскольку в  рыночных условиях социально-экономическая  ситуация меняется резко и подвержена значительным колебаниям то необходимо разрабатывать прогноз СЭР территории в трех вариантах (пессимистическом, среднем и оптимистическом) [2].

1. Пессимистический (неблагоприятный) вариант.

Исходит из осложнения внешних условий, оказывающих влияние  на развитие Пензенской области, и некоторого ухудшения существующей в Пензенской области структуры экономики, крайне медленных темпов проведения институциональных преобразований.

В экономической  жизни страны и Пензенской области  происходит ухудшение тенденций  развития. Темпы инфляции составляют 9% - 11% в год и выше [2]. Резкое снижение объемов валютной выручки российских экспортеров приведет к прекращению роста реального курса рубля. Произойдет значительное сокращение объемов импорта.

Рост тарифов  на продукцию и услуги субъектов  естественных монополий приведет к  снижению уровня конкурентоспособности  пензенских предприятий на внешнем  рынке. В результате этого снизятся объемы экспортных заказов, выполняемых пензенскими предприятиями. Опасения резкого роста недовольства населения отсутствием увеличения реальных доходов могут заставить органы власти снизить темпы проведения институциональных реформ. В связи с этим экономические и социальные реформы будут осуществляться крайне медленными темпами, а по отдельным направлениям почти не продвигаться, заметных структурных сдвигов в экономике не произойдет. Валовой региональный продукт будет расти невысокими темпами (в среднем на 6,3% в год). Эффективность использования природно-ресурсного потенциала (земли и иных объектов природопользования) ухудшится.

Таблица 1 - Показатели прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Пессимистический вариант)

 
Наименование  показателя Единица измерения 2006

(отчетный)

2007

(отчетный)

2008

(прогнозный)

2009

(прогнозный)

2010

(прогнозный)

 
Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) тыс. чел. 1442,6 1440,3 1435,4 1428,5 1420,7  
Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) тыс. чел. 875,5 866,2 859,5 843,2 830  
Численность экономическиактивного населения  тыс. чел. 738,8 729,3 720 709,6 696,8  
Темпы роста ВРП  % 105,6 106,3 105,2 104,1 103,8  
Реальные  располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году % 109,3 111,2 110,1 109,2 108,2  
Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих  ценах), руб./мес. Руб. 4084 5011 5000 4673 4000  
Среднемесячная

начисленная заработная плата в расчете на одного работающего, руб./мес.

Руб. 5790 6500 7000 6689 6000  
               

2. Средний (промежуточный)  вариант.

Предусматривает сохранение в мировой экономике  тенденций, сформировавшихся в последние  годы: невысокие темпы роста (3 - 4% в год), снижение мировых цен на нефть и газ. Российская Федерация продолжает интегрироваться в мировую экономику, вступив в ВТО на условиях сохранения (на переходный период) отдельных национальных преимуществ.

Все вышеперечисленное  будет способствовать структурной  перестройке и экономическому росту в стране и Пензенской области. Однако показатели этого роста будут невысокими. Среднегодовые темпы инфляции составят 5 - 6%, реальный курс рубля будет расти в пределах 2 - 3% в среднем в год.

Реальные тарифы (без учета инфляции) на услуги естественных монополий будут расти в пределах 10 - 15% в 2006 - 2010 годах.

Для Пензенской области подобные внешние условия  будут являться малоблагоприятными. Возникшая ситуация не будет способствовать росту инвестиций, в том числе  иностранных. Основными российскими конкурентами Пензенской области на рынке капиталов останутся регионы-доноры. Из-за роста тарифов на энергоресурсы произойдет снижение уровня конкурентоспособности пензенских производителей на международных рынках. Пензенская область будет развиваться во многом за счет эффективного использования внутренних ресурсов (в основном аграрный сектор экономики). Структурная перестройка экономики будет проходить медленными темпами.

Таблица 2 - Показатели прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Средний вариант)

 
Наименование  показателя Единица измерения 2006

(отчетный)

2007

(отчетный)

2008

(прогнозный)

2009

(прогнозный)

2010

(прогнозный)

 
Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) тыс. чел. 1442,6 1440,3 1435,4 1430,9 1426,7  
Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) тыс. чел. 875,5 866,2 859,5 850,8 845,7  
Численность экономическиактивного населения  тыс. чел. 738,8 729,3 726,8 720,6 719,6  
Темпы роста ВРП  % 105,6 106,3 106,2 106,8 107,1  
Реальные  располагаемые денежные доходы населения  в % к пред. году % 109,3 111,2 111,9 112,1 112,9  
Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих  ценах), руб./мес. Руб. 4084 5011 6000 6450 6780  
Среднемесячная  начисленная заработная плата в расчете на одного работающего, руб./мес. Руб. 5790 6500 7000 7489 7780  
               

3. Оптимистический  (благоприятный) вариант.

Предусматривает наличие комбинации благоприятных  внешних и внутренних условий  развития Пензенской области. В сфере  внешних международных условий, оказывающих влияние на развитие Пензенской области, в целом сохранится преимущественно благоприятная среда, а по ряду факторов произойдет существенное улучшение качественных и количественных показателей. Темпы роста мировой экономики превысят 4% в среднегодовом исчислении.

Процессы интеграции России в мировую экономическую  систему, включая вступление в ВТО, будут сопровождаться преобладанием  позитивных результатов. Интеграция будет  происходить на выгодных для России условиях. В течение переходного периода будут сохранены государственная поддержка сельского хозяйства, защитные меры по отношению к авиа-, авто-, а также ряду иных отечественных производителей промышленной продукции с высокой степенью добавленной стоимости, защита рынка банковских услуг от конкуренции иностранных кредитных организаций, сохранение относительно низких внутренних цен на газ и электроэнергию. Кроме этого, будут решены проблемы снятия международных ограничений и доступа российских товаров на международные рынки, открыты новые перспективные транспортно-транзитные коридоры, проходящие через территорию России, в том числе через Пензенскую область.

В части внутренних (российских) условий также будет  складываться благоприятная ситуация. В России будут успешно осуществлены реформы социального сектора, жилищно-коммунального хозяйства и муниципальная реформа. Продолжится осуществление взвешенной финансовой и кредитно-денежной политики, а также принятие законов, способствующих притоку инвестиций, в том числе за счет стабилизационного фонда.

Таблица 3 - Показатели прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период 2006- 2010 года (Оптимистический вариант)

Наименование  показателя Единица измерения 2006

(отчетный)

2007

(отчетный)

2008

(прогнозный)

2009

(прогнозный)

2010

(прогнозный)

 
Численность постоянного населения Пензенской области (среднегодовая) тыс. чел. 1442,6 1440,3 1438,9 1435,5 1433,7  
Численность трудовых ресурсов (среднегодовая) тыс. чел. 875,5 866,2 862,9 860,2 858,6  
Численность экономически активного населения тыс. чел. 738,8 729,3 726,8 724,3 721,8  
Темпы роста ВРП  % 105,6 106,3 106,9 107 107,7  
Реальные  располагаемые денежные доходы населения  в % к пред. году % 109,3 111,2 112,3 113 113,6  
Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах), руб./мес. Руб. 4084 5011 6300 6900 7550  
Среднемесячная  начисленная заработная плата в  расчете на одного работающего, руб./мес. Руб. 5790 6500 7000 7600 8000  
               

Таким образом, детально разработанный прогноз  позволяет сформировать концепцию СЭР области, выделить приоритетные цели в ее развитии. Это повысит привлекательность Пензенской области для потенциальных инвесторов.

2.2 Система индикативного  управления экономикой  Пензенской области

Наиболее распространенной формой планирования развития территории является индикативное планирование. В научной литературе существует два различных подхода к толкованию данного понятия.

С точки зрения первого, индикативное планирование - это план развития территории, в  котором отражаются направления  деятельности всех экономических агентов определенной территории. Второй подход трактует индикативное планирование как процесс разработки и формирования комплекса важнейших показателей - индикаторов, характеризующих СЭР территории.

Основные признаки индикативного планирования были сформулированы К. Ландауэром еще в 1944 г. К основным из которых относятся [3, 43]:

· индикативный план формируется в результате сознательной, координирующей деятельности государства  совместно со всеми заинтересованными  сторонами (агентами);

· если даже план принимается в результате всеобщего  и свободного обсуждения, в нем  должен быть соблюден принцип приоритета решений, принятых в интересах всего  общества, а не отдельных агентов  в ущерб общегосударственным  интересам;

· цели плана  и мероприятия по их достижению должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования ресурсов;

· план должен быть сбалансирован по всем ресурсам.

Система индикативного  управления экономикой региона (далее  СИУЭР) - это механизм ГРЭР, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления [7, 88].

В качестве субъектов  этой системы выступают исполнительные органы государственной власти Пензенской области, органы местного самоуправления в части переданных им государственных полномочий и использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов. Объектами же СИУЭР являются экономика Пензенской области в целом, виды деятельности, муниципальные образования в части осуществления переданных им государственных полномочий и предприятия.

Система индикативного  управления базируется на следующих  положениях [7, 89].

1. Государственное  управление осуществляется в объеме функций государственного управления.

2. Ответственность  за реализацию каждой функции  возлагается на исполнительные  органы государственной власти, из которых один является центром  ответственности (координация действий, методологическое руководство, ответственность за реализацию функции в целом), другие - участниками реализации функции (ответственность за выполнение части функции).

3. В качестве  критериев оценки результата  реализации функции государственного  управления используются специально разработанные индикаторы.

4. СИУЭР осуществляется  с применением методов (инструментов, механизмов) управления - способов воздействия  управляющего субъекта на управляемый  объект - с целью достижения установленных  пороговых значений индикаторов в результате воздействия на процесс.

Объем функций  органов исполнительной власти по реализации этой системы утверждаться и регламентироваться постановлением Правительства Пензенской области с участием различных  региональных социально-экономических  институтов.

Оценка реализации функции осуществляется с использованием индикаторов. Индикаторы формируются  на основе реального и прогнозируемого  состояния объекта управления. Индикатор, установленный «в точках» рассогласования  реального и прогнозируемого  состояния объекта управления, служит критерием, определяющим результат применяемых управленческих воздействий.

Эти индикаторы используются для [1]:

оценки реального  социально-экономического положения  Пензенской области;

оценки эффективности  осуществления муниципальными образованьями переданных им государственных полномочий и использования финансовых средств, предназначенных для выполнения данных полномочий;

задания уровня социального благополучия (пороговых  значений) в составе государственного заказа на управление;

контроля за достижением запланированных результатов;

принятия регулирующих воздействий;

оценки деятельности исполнительных органов государственной  власти;

оценки социально-экономического положения хозяйствующих субъектов  в составе контрактов с руководителями хозяйствующих субъектов, доля государственной собственности Пензенской области в уставном капитале которых составляет более 25 процентов.

Информация о работе Социально-экономического программирования субъектов РФ