Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:09, реферат
Социальный потенциал производственного коллектива - это система, характеризующая возможность социальных действий членов коллектива в достижении определенных результатов. В структуре социального потенциала выделяются: основание - потребности, мотивы действий людей; элементы социального потенциала - субпотенциалы; техническая, экономическая и социальная подсистемы; целевая, социально-интегрирующая и управленческая функции; процессы и факторы развития.
Создание положительного имиджа предприятия-работодателя
3. Улучшение использования трудовых ресурсов Снижение текучести персонала
Совершенствование структуры персонала
Более полное использование квалификации персонала
Повышение профессионально-
Повышение уровня трудовой дисциплины
4. Повышение уровня
корпоративной культуры
Улучшение социально-трудовых отношений между администрацией и персоналом
Улучшение социально-психологического климата в коллективе
Улучшение социально-бытовых условий труда
5. Совершенствование
политики в области охраны
труда и промышленной
Улучшение условий труда
Снижение потерь рабочего времени из-за болезни в следствии вредных условий труда
Повышение уровня экологической безопасности
Для реализации
мероприятий по развитию
Разработку
программы развития
Таблица
2. Характеристика моделей управления социальным
потенциалом промышленных предприятий№ Модель
1 Модель А Типична для большинства российский машиностроительных предприятий на которых отсутствует положительная динамика в развитии практически всех областей управления. При этом наблюдается низкая производительность труда, социальное иждевенчество персонала и т.д. Кардинальное изменение менеджмента и целевых установок развития, изменение приоритетов в социальных и кадровых программах в пользу последних.
2 Модель Б Свойственна предприятиям, персонал которых работает «напряженно, но не эффективно», т.е. наблюдается низкий уровень механизации производственных процессов, имеются случаи нарушения трудового законодательства, низкий уровень заработной платы и т.д. Рекомендуется сделать упор на повышение эффективности управления предприятием. Приоритетными элементами программы развития социального потенциала будут: развитие персонала, совершенствование системы мотивации, улчшение социально бытовых условий труда и политики в области охраны труда.
3 Модель В Характерна для предприятий, работающих эффективно в основном за счет благоприятной рыночной коньюктуры, выполнения госзаказа, монопольного положения на рынке и др. На данный момент у предприятия хватает средств, чтобы «не заботиться» об эффективности управления социальным потенциалом Рекомендуется реализовать программу развития социального потенциала, приоритетными направлениями которой будут инвестирование в развитие персонала создание условий для профессионального роста, развитие социальной и инфраструктуры, изменение системы мотивации.
4 Модель Г Характерна для предприятий с сильным менеджментом и оптимальным подходом к использованию социального потенциала К данной модели должны стремится отечественные промышленные предприятия
Необходимо учесть
также важную роль
Значение системы управления развитием социального потенциала предприятия по своей важности для предприятия сферы промышленности является одним из определяющих. Такая система управления должна получить приоритет по сравнению с другими (финансовыми, материальными, информационными), поскольку она имеет вполне конкретный объект управления.
Основные факторы,
оказывающие влияние на
Социальный потенциал
работников зависит от
Непосредственное влияние
на развитие кадрового
К основным характеристикам кадрового потенциала ОПК могут быть отнесены: высокая квалификация, способность к быстрой адаптации, возможность производить и реализовывать новые знания, создавать новые технологии и использовать их в практической деятельности. Необходимо учитывать и такие важные аспекты кадрового потенциала ОПК как длительность подготовки и высокие требования к квалификации специалистов, сложный характер труда и форм его мотивации, общественное значение результатов их труда. Применительно к оборонным отраслям наряду с уровнем профессионализма работников большое значение имеет и отраслевой опыт, складывающийся на протяжении многих лет.
Помимо профессиональных характеристик в последнее время на первый план выходит такой важный показатель развития кадрового потенциала как конкурентоспособность работника, под которой понимается степень развития способностей индивида, используемых в процессе трудовой деятельности. Этот параметр показывает, в какой мере возрастные, профессиональные, квалификационные, физиологические, социально-бытовые характеристики данного работника соответствуют условиям найма на рынке труда, отражающим конъюнктуру спроса и предложения на рабочую силу определенного качества.
Таким образом, в основе формирования и эффективного использования кадрового потенциала ОПК лежит принцип соответствия уровня его развития высоким стандартам качества труда. Однако на практике возникло противоречие в реализации этого условия, когда высокий уровень развития кадрового потенциала не получал соответствующей оценки, выражаемой в достойной оплате труда. Имея высокие конкурентные преимущества, значительная часть работников переместилась в другие сектора экономики. В результате произошло снижение качественных и количественных параметров кадрового потенциала, восполнение которых потребует определенных временных и материальных затрат. В связи с чем для восстановления кадрового потенциала ОПК, способного эффективно работать в условиях рыночных трансформаций и быть конкурентоспособным в современных условиях, необходимо создание новых моделей реализации принципов его формирования и использования.
Формирование кадрового
потенциала предприятий ОПК,
его численный и
Учет внешних и внутренних факторов при формировании кадрового потенциала обеспечивает повышение его качественных и количественных параметров. Но достижение определенной степени эффективности использования кадрового потенциала требует применения современных методов и приемов работы с кадрами, выражаемых в различных организационных формах, в частности: кадровое планирование; управление изменениями; оптимизация численности и структуры персонала, регулирование трудовых перемещений; выработка правил приема, расстановки и увольнения
работников; структурирование работ, их новая компоновка, формирование нового содержания труда, должностных обязанностей; управление затратами на персонал; последовательное осуществление политики вознаграждения за труд и за его высокие результаты; предоставление социальных услуг как средство мотивации и стабилизации коллектива.