Совершенная и несовершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 22:24, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать конкуренцию как экономическую категорию, выявить ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, определить достоинства и недостатки совершенной и несовершенной конкуренции.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
* проанализировать учебную литературу по изучаемой проблеме;
* проанализировать несовершенную конкуренцию с целью дать им объективную оценку, определить ее отличие от совершенной конкуренции;
* выявить особенности определения цены и объема производства в условиях монополистической и совершенной конкуренции;
* выявить особенности олигополистического рынка в современной России;
* сделать выводы по работе.

Содержание

Введение 3
1. Особенности совершенной и несовершенной конкуренции 6
1.1. Конкуренция: понятие и роль в экономике 6
1.2. Механизм функционирования несовершенной конкуренции, ее отлицие от совершенной конкуренции 10
2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической и совершенной конкуренции 22
2.1. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции 22
2.2. Механизм ценообразования в условиях совершенной конкуренции 27
3. Особенности олигополистического рынка в современной России 31
3.1. Основные характеристики олигополии 31
3.2. Функционирование олигополистического рынка в России 37
Заключение 39
Список источников и литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Совершенная и несовершенная конкуренция_УрСЭИ.doc

— 657.50 Кб (Скачать документ)

      Экономическая эффективность – отношение между затратами редких ресурсов и производимым в результате их использования объемом товаров или услуг.

      Эффективное использование ограниченных ресурсов требуется соблюдение двух условий: эффективности распределения ресурсов и эффективности производства.

      Для достижения эффективность распределения  ресурсов они должны быть распределены между фирмами и отраслями  таким образом, чтобы обеспечить производство определенного ассортимента продуктов, которые более всего  нужны обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно как-либо изменить структуру совокупного продукта, чтобы при этом получать чистую выгоду для общества.

      Эффективность производства – требует, чтобы каждый товар, входящий в этот оптимальный  ассортимент продуктов (достигаемый при эффективном распределении ресурсов), производился наименее дорогостоящим способом.

      С целью определить эффективна или  неэффективна экономика монопольного конкурента определим критерии ее эффективности  и обратимся к экономикам совершенного (чистого) конкурента и монополиста, которые являются предельными типами и оказывают определяющие значение на промежуточный тип – монополистическую конкуренцию.

      Экономисты  придерживаются единого мнения, что  чисто конкурентная экономика представляет собой наиболее эффективный способ использования ограниченных (редких) ресурсов общества. В экономике конкурентных цен ограниченный объем ресурсов, которым располагает общество, распределяется таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности потребителей.

      Вернемся  к равенству (12) определяющее состояние  долговременного равновесия в условиях чистой конкуренции. Чтобы лучше  понять как условия эффективности  выполняются при совершенной  конкуренции рассмотрим сначала  эффективность производства.

      Условие эффективности производства – цена равна минимуму средних общих  издержек. В долгосрочном периоде  конкуренция вынуждает фирмы  производить такой объем продукции, который приходится на точку минимума средних общих издержек, и устанавливать  такую цену, которая соответствует этим издержкам. Это, очевидно, наиболее предпочтительная ситуация для потребителей. Она означает, что фирма должна использовать наилучшую технологию из доступных, иначе она не выживет в конкурентной борьбе. Другими словами, в производстве любого данного количества продукта используется минимум ресурсов.

                  P=min(AC) (13)

      Это условии выполняется в соответствии с (12)

      Условие эффективности распределения ресурсов – цена равна предельным издержкам. Конкурентное производство любого набора товаров не обязательно означает эффективное распределение ресурсов. Денежная цена любого продукта – продукта X – есть общественная мера, или показатель, относительной предельной ценности этого продукта. Другими словами, цена отражает предельную выгоду извлекаемую из продукта. Точно так же, вспомнив понятие альтернативных издержек, можно сказать, что предельные издержки производства продукта Х служат мерой стоимости, или относительной ценности, других продуктов, которые можно было бы произвести из ресурсов, используемых на изготовление дополнительной единицы продукта Х.

 

2.2. Механизм ценообразования в условиях совершенной конкуренции

 

      Кроме множества покупателей и продавцов  гомогенного товара рынок совершенной  конкуренции характеризуется тем, что он является открытым и все участники сделок обладают полной информацией о ходе и результатах торгов. Очевидно, что в таких условиях равновесие между спросом и предложением установится при единой для всех цене. Если кто-то попытается продать свой товар дороже сложившейся цены, то покупатели обратятся к другим продавцам. Купить товар за более низкую цену тоже никто не сможет, так как есть много желающих приобрести его по существующей цене.

      Выясним, чему будет равна единая для всех участников сделок цена блага на рынке  совершенной конкуренции.

      Краткосрочное и долгосрочное равновесие. Функция отраслевого предложения в условиях совершенной конкуренции образуется в результате суммирования индивидуальных функций предложения всех фирм, работающих в данной отрасли. В графическом представлении она есть результат горизонтального сложения участков кривых предельных затрат, расположенных выше кривых средних переменных затрат. В свою очередь кривая отраслевого спроса есть горизонтальная сумма индивидуальных кривых спроса на данное благо всех его потребителей. Пересечение отраслевых кривых спроса и предложения определит уровень равновесной цены и равновесное количество, как показано на рис. 10а. Равновесная цена предстает перед фирмами, работающими в отрасли, как экзогенный параметр, хотя каждая из них участвовала в ее формировании своей кривой предельных затрат.

 
 
Рис. 10.  Равновесие отрасли и фирм на рынке совершенной конкуренции в коротком периоде
 

      С позиций отдельной фирмы размер прибыли зависит только от объема ее предложения. Чтобы узнать, какой  объем выпуска при сложившейся цене выберет отдельная фирма, нужно на график цены наложить семейство кривых затрат фирмы, как показано на рис. 10, б-г. Точки пересечения кривых предельных затрат фирм с линией цены укажут на искомые объемы выпуска. В коротком периоде все фирмы окажутся разделенными на три группы.

      Фирмы с наилучшей организацией производства, минимум средних затрат которых  ниже цены (рис. 10б), имеют прибыль. Те производители, у которых минимальные средние затраты совпадают с ценой (рис. 10в), доведя объем выпуска до Q2, будут работать безубыточно, но без прибыли. И наконец, часть фирм может оказаться в положении, когда при оптимальном для них выпуске Q3 цена покрывает лишь переменные затраты (рис. 10г). Соотношение между отраслевым выпуском и выпусками отдельных фирм описывается равенством Q* = aq+ bq+ cq3, где a,b,c – число фирм в каждой группе.

      В длительном периоде картина изменится  в результате следующих событий. Фирмы третьей группы, не возмещающие  все затраты, покинут отрасль. Их уход уменьшит отраслевое предложение, что отобразится на рис. 10, а сдвигом линии S влево. В то же время фирмы первой группы будут увеличивать масштабы производства. Об этом свидетельствует то, что у них объем выпуска, максимизирующий прибыль, превышает объем выпуска, соответствующий минимальным средним затратам, из чего следует, что у этих фирм низка капиталовооруженность труда. Увеличение объема используемого капитала первой группой фирм сдвинет их семейства линий затрат вправо, вычерчивая кривую средних затрат длительного периода, что в свою очередь переместит вправо кривую отраслевого предложения. 

      Как в результате перечисленных событий  изменится цена, зависит от величины противоположных сдвигов линии  отраслевого предложения. Когда  прирост отраслевого предложения  вследствие увеличения масштабов производства первой группой фирм перекроет сокращение предложения вследствие ухода из отрасли фирм третьей группы, тогда рыночная цена снизится, и фирмы второй группы вынуждены будут покинуть отрасль. Со временем это обязательно произойдет, так как отмеченный стимул к увеличению масштабов производства у первой группы фирм сохраняется до тех пор, пока цена превышает их минимальные средние затраты производства. Кроме того, если в отрасли, в которую может войти любой производитель, имеющий необходимые средства, производство прибыльно, то в нее потекут капиталы из других отраслей, способствуя в данной отрасли увеличению предложения и снижению цены. Все это приведет к тому, что в длительном периоде в отрасли с совершенной конкуренцией сложится ситуация, представленная на рис. 11. 

Рис. 11. Равновесие отрасли и фирм на рынке совершенной конкуренции в длительном периоде.

      В отрасли останутся лишь те фирмы, у которых затраты соответствуют равенству

        P = AC = MC = LAC = LMC.       (2.1)

      Равенство (2.1) характеризует равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде. Из него следует, что, во-первых, объем выпуска  фирмы соответствует максимально  возможной прибыли, так как MC = P;  во-вторых, для данного объема выпуска обеспечено оптимальное сочетание используемых факторов производства, так как MC = AC, т. е. AC = min; в-третьих, в отрасль прекратится приток капитала из других отраслей, так как P = AC, т.е. производство не дает прибыли.

      В соответствии с равенством (2.1) после  установления долгосрочного равновесия у всех фирм, оставшихся в отрасли, будут одинаковые затраты на единицу  продукции. В обоснованности этого  вывода можно усомниться в связи  с тем, что некоторые фирмы  могут использовать уникальные факторы производства, как-то: почвы повышенной плодородности, особо одаренных специалистов, дефицитные образцы новой техники, которые позволяют производить продукцию с меньшими затратами материалов и рабочего времени.

      Действительно, вещественные затраты на единицу продукции у конкурирующих фирм могут различаться, но ценностные средние затраты у них будут одинаковыми. Это объясняется тем, что в условиях совершенной конкуренции фирма сможет приобрести фактор производства, обладающий повышенной производительностью, если заплатит за него цену, подтягивающую ценностные затраты на единицу продукции до сложившегося в отрасли уровня. В противном случае этот фактор перекупит конкурент. Допустим, что фирма A в результате найма особенно талантливого менеджера затрачивает в расчете на месячный выпуск на 500 ден. ед. меньше, чем ее конкуренты. Тогда один из конкурентов может предложить этому менеджеру повышенную на 400 ден. ед. месячную оплату. Чтобы сохранить одаренного специалиста, фирме A придется повысить ему месячную зарплату на 500 ден. ед., в результате чего ее средние затраты станут такими же, как у других фирм.

 

3. Особенности  олигополистического  рынка в современной  России

3.1. Основные характеристики олигополии

 

      Анализ  первых двух разделов показал, что олигополия - наиболее распространенная рыночная структура в США. Данные свидетельствуют о том, что и в других развитых странах Запада наблюдается сходная картина. Рассмотрим подробнее важнейшие характеристики олигополии.

      Экономия  от масштабов производства. Технико-экономические характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень издержек на единицу продукции может быть достигнут фирмой при очень высоком объеме производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что способен удовлетворить значительную часть существующего рыночного спроса на данную продукцию. Таким образом, при цене, покрывающей лишь минимум возможных издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь имеющийся спрос. Как показано на рисунке 12, если средние издержки меняются в соответствии с кривой АТС, а минимум издержек достигается фирмой при объеме продаж Q0 , будет достаточно лишь 2 - 3 компаний, чтобы при цене  Р0 удовлетворить весь рыночный спрос Q1 . В такой ситуации уровень рыночной концентрации будет очень высоким.

      

Рис. 12. Издержки при олигополистической конкуренции 

      Взаимозависимость фирм на рынке. Фирма-олигополист, так  же как и монополист, может свободно устанавливать цены на свою продукцию. Но, в отличие от монополиста, оно старается этого не делать, поскольку последствия ее решения могут быть самыми разными в зависимости от реакции других фирм-участников рынка.

      Так, снижение цены может, во-первых, сопровождаться снижением цен у компаний-конкурентов и, таким образом, не дать желаемого увеличения объема продаж и прибыли. Во-вторых, оно может не повлиять на цены конкурентов но привести к проведению последними мощной рекламной компании, направленной на преобразование своего имиджа в глазах потребителя. И в этом случае фирма-олигополист ничего не выиграет, а в ряде случаев может и проиграть, поскольку также будет втянута в разорительную рекламную кампанию или в новый виток снижения цен. Выигрыш возможен только в случае нейтрального отношения конкурентов к снижению цены.

      Аналогичным образом непредсказуемы последствия  увеличения цены одним из участников олигополии.

      Жесткость цен и неценовая конкуренция. Эта неопределенность кривой спроса приводит к принципиально новому виду конкуренции в условиях олигополии. Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренции и ее крайней формы - войны цен. На смену ценовой приходит неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка.

Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция