Совершенная и несовершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 22:24, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать конкуренцию как экономическую категорию, выявить ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, определить достоинства и недостатки совершенной и несовершенной конкуренции.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
* проанализировать учебную литературу по изучаемой проблеме;
* проанализировать несовершенную конкуренцию с целью дать им объективную оценку, определить ее отличие от совершенной конкуренции;
* выявить особенности определения цены и объема производства в условиях монополистической и совершенной конкуренции;
* выявить особенности олигополистического рынка в современной России;
* сделать выводы по работе.

Содержание

Введение 3
1. Особенности совершенной и несовершенной конкуренции 6
1.1. Конкуренция: понятие и роль в экономике 6
1.2. Механизм функционирования несовершенной конкуренции, ее отлицие от совершенной конкуренции 10
2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической и совершенной конкуренции 22
2.1. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции 22
2.2. Механизм ценообразования в условиях совершенной конкуренции 27
3. Особенности олигополистического рынка в современной России 31
3.1. Основные характеристики олигополии 31
3.2. Функционирование олигополистического рынка в России 37
Заключение 39
Список источников и литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Совершенная и несовершенная конкуренция_УрСЭИ.doc

— 657.50 Кб (Скачать документ)

      В условиях совершенной конкуренции  фирме нет смысла бороться за большую долю рынка, поскольку ее объем продаж мал по сравнению с общим объемом производства и сбыта данного товара. Монополисту также нет причин волноваться за свою долю, поскольку ему принадлежит весь рынок. Однако в условиях олигополии борьба за долю на рынке - ядро конкурентной борьбы. Участники олигополии пытаются превзойти друг друга новыми разработками, улучшением продукта, изощренной рекламой, лучшим обслуживанием и т.д. Цель этих методов честной неценовой конкуренции - завоевание большей доли рынка.

      Фирма может практиковать и хищнические  методы борьбы с конкурентами, крайним  из которых является физическое разрушение оборудования и продукции последних. К таким методам относится  и хищническое ценообразование, при котором диверсифицированная компания может позволить себе продавать определенные товары ниже издержек, с тем чтобы вытеснить более мелких конкурентов с рынка. После того как конкуренты вытеснены, фирма начинает вести себя как монополист.

      Фирма может использовать систему эксклюзивных контрактов с компаниями, занимающимися сбытом ее продукции. Такие контракты предполагают, что дилеры ограничиваются продажей товаров исключительно данной фирмы и не могут одновременно заниматься сбытом продукции конкурентов. Во многих странах такие контракты считаются незаконными, так как могут чрезмерно усиливать рыночную власть отдельных компаний.

      Фирма может использовать комплексные  контракты. Так, крупная корпорация, продающая множество взаимосвязанных  товаров, будет стараться навязать покупателю, который хочет купить один товар, ряд других товаров, продаваемых как бы в комплекте.

      Все эти методы нечестного завоевания контроля над рынком были и остаются предметом  антитрестовского (антимонопольного) законодательства.

      Слияния и поглощения. Одним из важнейших способов увеличить свою долю рынка являются слияния и поглощения. Они способны значительно поднять рыночную концентрацию в отрасли. На рисунке 13 показана интенсивность слияний и поглощений в американской экономике на протяжении ХХ века. Очевидно, что количество слияний и поглощений в 60-80-е годы резко возросло и превышает общее количество слияний и поглощений за весь предыдущий период.

Рис. 13. Интенсивность слияний и поглощений 

      Вплоть  до 60-х годов превалировали горизонтальные слияния (между фирмами, производящими сходный продукт) и вертикальные слияния (между фирмами, относящимися к разным этапам производственного цикла). Начиная с 60-х годов большое распространение получили конгломератные слияния - объединения компаний, производственно не связанных между собой.

      Причина этого - статьи антимонопольного законодательства, ограничивающие распространение влияния  фирмы на одном рынке. В такой  ситуации у компании-олигополиста в  принципе существуют два пути развития: либо диверсифицировать свою деятельность, создав компанию конгломератного типа, либо перенести борьбу за большую долю рынка с национального на международный уровень, рассматривая весь мир как свой потенциальный рынок.

      Стремление  к сговору. Сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объема производства является фактором увеличения контроля над рынком. Эта стратегия обычно является выгодной для всех участников сговора. Однако достижение соглашения - весьма трудная задача. Существует ряд условий, которые облегчают прямой сговор: высокие барьеры для входа новых фирм на рынок; небольшое количество фирм на рынке; высокая степень однородности продукции; растущий спрос на отраслевую продукцию; особенности законодательства.

      Одним из видов неявного сговора, позволяющим координировать действия фирм, является практика ценового лидерства, когда крупная компания первой меняет цену, а все остальные следуют за ней.

      Барьеры для вхождения новых фирм на рынок. Высокие барьеры для новых  фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранение олигополии. Они принимают разную форму: экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т.д.

      Экономия  на масштабах основанная на известности  товаров, является важным барьером для  других фирм, желающих работать на данном рынке. Поскольку новая фирма  неизвестна, она может претендовать лишь на незначительный спрос (Dн - сдвинута влево) и ее объем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии (Qн) (см. рисунок 14.). Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше (Рн).

      

Рис. 14. Сдвиг кривой спроса 

      Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Они установят  цену ниже Рн , но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае (между  Рн и  Ро ) будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка (при ценах ниже Рн кривая спроса Dн лежит ниже АТС, и, следовательно, новая фирма не может покрыть своих издержек).

      В приведенном примере мы предполагали, что кривые издержек у олигополиста и новой фирмы одинаковы и все дело в том, что фирма-олигополист достигает более низких издержек за счет больших размеров спроса и масштабов производства. В реальной жизни весьма часто у старой и новой фирмы различаются сами кривые издержек (см. рисунок 15.).

      

Рис. 15. Кривые издержек 

      Издержки  новой фирмы могут быть выше потому, что оно не имеет опыта ведения  бизнеса в данной сфере деятельности: ее менеджеры не обладают навыками управления фирмой; не хватает квалифицированной рабочей силы; хуже условия получения банковского кредита; слабее связи с поставщиками; отсутствует доступ к патентам, снижающим издержки производства. Новые фирмы смогут со временем преодолеть трудности, однако - не все из них. Неопределенность ослабляет стимулы для вступления на рынок и уменьшает число потенциальных конкурентов.

      Между тем сама угроза появления конкурентов  меняет поведение фирмы-олигополиста. Если бы старая фирма не боялась  потерять свою долю рынка, она, для того чтобы увеличить прибыль, могла бы установить цену на уровне Ро и производить Qо. Однако она устанавливает цену на уровне не выше Р1, поскольку при такой цене потенциальный конкурент будет не в состоянии покрыть свои издержки и откажется от вступления в отрасль. Старая же фирма и при такой цене будет получать прибыль. Цена Р1 часто называется предельной ценой. Такое поведение фирмы-олигополиста позволяет поддерживать высокий уровень рыночной концентрации отрасли.

3.2. Функционирвание олигополистического рынка в России

 

      В России яркий представитель олигополии – рынок сотовой связи.

      Доли  сотовых операторов в России (на 30 сентября 2006 года)

   
 
 

      МТС (34,1%)

      ВымпелКом (32,4) 
 

      Мегафон (19,1) 

      Другие (14,4)

 

      Самую большую абонентскую базу имеет  неизменный лидер – компания МТС 34,1 %(70,5 млн.), sim-карт. На втором месте  – «ВымпелКом»  32,4 %(52,4 млн.), на третьим- «Мегафон» 19,1%(28,2млн.)…..Другие операторы  занимают 14,4%  рынка, такие как :

      Сонет- 5,7%

      Sky link- 5,3 %

      Сити  НН- 0,8%

      Corbina- 0,7%

      Байкал  Вест Ком- 0,4%

      Урал  Связь информ- 0,35%

      НТК- 0,3%

      НСС- 0,2%

      Теле2- 0,2%

      K/cell- 0,2 %

      Active- 0,15%

      Стек gsm- 0,1%

      Расчет  степени концентрации рынка и  вычисления посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:

      H = S12 + S22 + …………+ Sn2=

      =34,22+32,42+19,12+5,72+5,32+0,82+0,72+0,42+0,352+0,32+0,22+0,22+0,22+0,152+0,12=1162,81+1049,76+0,16+0,01225+0,09+0,04+0,04+0,04+0,0225+0,01=2639,615.

      Концентрация  рынка с индексом Герфиндаля, не превышающим 1000- считается низкой. Индекс равный 1800 и выше – признак высокой концентрации. Следовательно,  российский рынок сотовой связи считается рынком с высокой степенью концентрации.

      Самыми  быстрыми темпами растет абонентская  база «Мегафона», который смог «отобрать» часть рынка у двух крупнейших конкурентов- МТС и ВымпелКом». На «Мегафон» приходится  35,7% новых подключений, что на ряду с  МТС-23%,а у «ВымпелКома» 9,3%.

 

Заключение

 

      В заключение работы необходимо отметить, что, являясь промежуточным типом таких рыночных структур, как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но, все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

      Стоит отметить три особенности, возникающие  в реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную – модель монополистической конкуренции:

1. Некоторые  фирмы могут выпускать продукцию,  которую чрезвычайно сложно воспроизвести.  Например, бензозаправочная станция  занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.

2. Надо  вспомнить, что вхождение в  отрасль все же имеет некоторые  ограничения. Поскольку продукция  дифференцирована, возникают более  значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.

3. В  результате дифференциации с  точки зрения размещения и  доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде. Например, владельцы неудачно расположенной закусочной могут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльны бизнес из-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни.

      Высокий уровень монополизации и его  резко отрицательное влияние  на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной  политики. Более того, Россия нуждается  в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

      Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного  от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей  части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. Так же особую проблему представляют собой естественные монополии. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

       Большинство рыночных ситуаций  в реальном мире занимают промежуточное  положение между крайними случаями  совершенной конкуренции и полной  монополии.

      Полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция