Совершенствование государственного регулирования рынка информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей, проблем развития и структуры информационного рынка.
Задачи: рассмотреть теоретические основы рынка информации; рассмотреть структуру рынка, а также его проблемы и особенности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Рынок информации: особенности и проблемы развития……….3
Глава 2. Особенности структуры и регулирования информационного
рынка………………………………………………………………………….5
Глава 3. Совершенствование государственного регулирования
рынка информации…………………………………………………………...8
Заключение…………………………………………………………………..11
Список используемой литературы………………………………………....13

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика.docx

— 34.01 Кб (Скачать документ)

     Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава   1. Рынок информации: особенности и проблемы развития……….3

Глава   2. Особенности структуры и регулирования информационного

 рынка………………………………………………………………………….5

Глава 3. Совершенствование государственного регулирования

рынка информации…………………………………………………………...8

Заключение…………………………………………………………………..11

Список  используемой литературы………………………………………....13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Информация (информационный продукт, интеллектуальный продукт, продукт духовного или нематериального производства и т. п.) будет называть вещи или действия (продукт или услугу), которые предназначены их производителем для доставки  определенного знания получателю и способны пополнить знания последнего без проведения им каких-то специальных, нетипичных для него познавательных  действий, то есть как правило, знания должны восприниматься непосредственно: чтением, наблюдением, слушанием.

     Информационный  рынок — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Он характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, ценами, спросом и предложением, поставщиками и потребителями. В отличие от торговли обычным товаром, информационные ресурсы, услуги и продукты могут копироваться в неограниченном количестве

     Актуальность  данной темы состоит в том, что настоящее время  информация в самом широком  смысле  является важнейшим стратегическим ресурсом, особенно в сфере экономики.

     Целью данной работы является рассмотрение особенностей, проблем развития и  структуры информационного рынка.

     Задачи: рассмотреть теоретические основы рынка информации; рассмотреть структуру рынка, а также его проблемы и особенности.

     В этой работе  приводятся основные проблемы, касающиеся различных сторон  информационной деятельности, главным образом связанные с особенностями функционирования  рынка информационных товаров  и услуг.   
 
 

     Глава 1. Рынок информации: особенности и проблемы развития.

         Сегодня во всех странах независимо  от уровня экономического и  социального развития происходит  структурная перестройка, связанная  с ростом  информационного сектора  экономики и соответственно влекущая  за собой  значительные социальные,  политические и культурные изменения  в обществе. Ярким  проявлением  этих тенденций  является значительное  увеличение числа занятых информационной деятельностью, т.е.  деятельностью, связанной с производством,  обработкой,  хранением  и распространением  информации.

          В  развитых странах,  прежде  всего в США, доля работников  информационного сектора экономики  в общем числе занятых  уже  превышает 50%. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран, по разным оценкам, составляет 10-25%. В свою очередь рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично  развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных,  привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней  растут быстрыми темпами, что расширяет  возможности  информационного  обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

     Что же  касается  российской экономики, то рынок информации еще только формируется. Перспективы развития  информационного  рынка  в нашей стране  во многом зависят  от продуманной и  взвешенной  государственной политики в этой области. Кроме того,  именно государство  должно  обеспечивать  производство тех информационных продуктов, которые  остаются вне сферы  рынка.

     Экономика информации  является сравнительно новой  областью  экономических  исследований. Различные подходы  к  изучению информации как объекта  экономического анализа основываются  на  различных  теоретических  положениях. Еще несколько десятилетий  назад была широко распространена  точка зрения,  что информация  как нечто  неосязаемое и нематериальное  не имеет  прямого отношения к экономике. Начало научно-технической революции  и так  называемый  информационный взрыв  коренным образом изменили  отношения к продуктам  информационной  деятельности, что привело к другой крайности — информацию попытались поместить в ложе рациональности и оценивать ее как один из товаров,  применяя обычные экономические инструменты.

     Информационный  рынок — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Он характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, ценами, спросом и предложением, поставщиками и потребителями. В отличие от торговли обычным товаром, информационные ресурсы, услуги и продукты могут копироваться в неограниченном количестве.

     Особенности рынка информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг в  России

  • Все новейшие средства информатизации и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.
  • Слабое экономическое и организационное государственное регулирование, что не обеспечивает стабильности национального рынка при приоритете на нем отечественного производителя.
  • Неоднородность рынка по регионам страны. Развитие информационного рынка по традиции идет от центра к регионам.
  • Юридические лица на рынке выступают в качестве основных потребителей, в то же время сектор домашнего потребления информационных продуктов и услуг развит недостаточно.
  • Недостаточность правового регулирования информационного рынка также накладывает серьезные ограничения на его развитие.
 

Глава 2.Особенности структуры и регулирования информационного рынка.

     Стратегический  характер информации как ресурса  экономического и социального развития обуславливает  высокую степень  государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации  информационного производства.

          Существующие сегодня тенденции  в этой области ярко  иллюстрирует  ситуация на рынке коммуникаций. Так, среди 13 развитых  стран  мира только в США, Великобритании  и Японии нет монополии   на традиционные  коммуникационные  средства.

     Структура информационного рынка:

  1. электронная информация;
  2. электронные сделки;
  3. системы сетевых коммуникаций;
  4. программное обеспечение;

Рынок электронной информации включает четыре основных сектора:

     1. Сектор деловой информации, охватывающий:

     - биржевую и финансовую информацию - информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации;

     - экономическую и статистическую  информацию - числовую экономическую,  демографическую, социальную, информацию  в виде рядов динамики, прогнозных  моделей, оценок и т.д.;

     - коммерческую информацию - информацию  по предприятиям, фирмам, их продукции,  ценам, руководителях и т.п.;

     - информацию коммерческих предложений  - информацию о купле/продаже по  определенным товарным группам;

     -    деловые новости в области экономики и бизнеса;

     2. Сектор юридической информации, включающей системы доступа к  электронным сборникам указов, постановлений,  инструкций и других документов, выпущенных органами государственной  и местной власти.

     3. Сектор информации для специалистов, охватывающий:

     - научно-техническую информацию - справочную информацию и данные в области физики, техники, информатики;

     - профессиональную информацию - специальные данные и информация из области разных наук, медицины, педагогики, астрологии и т.д.;

     - доступ к первоисточникам - библиографическую и реферативную информацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным.

     4. Сектор массовой, потребительской  информации включает:

     - информацию служб новостей и агентств прессы;

     - потребительскую информацию - местные новости, погоду, программы радио и телепередач, расписание транспорта, справочники по отелям, ресторанам, информация по прокату машин и т.п.

     2. Рынок электронных сделок (операций) включает системы банковских и межбанковских операций, электронных торгов, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров, услуг и т.п.

     3. Рынок программного обеспечения включает все виды программной продукции.

     4. Рынок систем сетевых коммуникаций включает системы электронной почты, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений (BBS), другие системы, объединяющие пользователей электронно-вычислительных машин.

     В самой большой телекоммуникационной  компании мира -американской корпорации «АТТ»-в настоящее время работает 320 тысяч служащих. «АТТ» контролирует  99% рынка международных телефонных переговоров, тогда как на долю  ее ближайшего конкурента приходится менее 1%  этого рынка.

     Высокий уровень  концентрации средств  коммуникации,  в первую очередь  современных, является причиной разделения различных регионов на «информационно бедные» и «информационно богатые». Так, обеспеченность Лондона  современной аппаратурой  телексной  связи равна 256% от среднеанглийского  уровня,  так как в информационно  бедных районах  она не превышает 50%. Соответствующие показатели  для Франции  составляют 188%  и 50%, для Германии  -  146% и 48%, для Италии - 175%  и 13%.

     Во  многих странах  начала проводиться политика  демонополизации  и дерегулирования, что в свою очередь  способствовало становлению разнообразных рыночных структур  и диверсификации информационного производства. Усиление конкуренции  на информационном  рынке повлекло за собой  как снижение затрат на производство многих информационных товаров, так и снижение цен на рынке информации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Совершенствование  государственного регулирования рынка информации

     Все большую  роль в информационном производстве стали играть мелкие и средние  предприятия,  используя такие  свои преимущества,  как гибкость, мобильность, близость к потребителю.

       Таким образом, на рынке информации  четко проявились основные тенденции  структурных изменений и смены   приоритетов  регулирования,  происходившие  в последнее  время в развитых странах. В  этой связи остановимся на  такой черте, характерной для  стран  с высоким уровнем   экономического и социального  развития, как  формирование  так  называемого  бесприбыльного  сектора экономики. Некоммерческие  информационные  службы составляют  значительную часть  этого  сектора (библиотеки, научно-исследовательские  учреждения,  издательские фирмы,  профессиональные общества, правовые  службы и т. д.). Среди  экономических  концепций,  объясняющих  причины  возникновения  и развития  этого сектора, выделяются, например,  теории коллективных благ и  услуг, неэффективности  рыночного  механизма, потребительского контроля.

Информация о работе Совершенствование государственного регулирования рынка информации