Совершенствование государственного регулирования рынка информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей, проблем развития и структуры информационного рынка.
Задачи: рассмотреть теоретические основы рынка информации; рассмотреть структуру рынка, а также его проблемы и особенности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Рынок информации: особенности и проблемы развития……….3
Глава 2. Особенности структуры и регулирования информационного
рынка………………………………………………………………………….5
Глава 3. Совершенствование государственного регулирования
рынка информации…………………………………………………………...8
Заключение…………………………………………………………………..11
Список используемой литературы………………………………………....13

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика.docx

— 34.01 Кб (Скачать документ)

     Многие  продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными  благами (фундаментальные научные  исследования, государственное управление, национальные сети  коммуникаций и  т. д.) Они обладают свойствами неделимости  и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь  рыночных принципов  невозможно выявить и  удовлетворить  потребности в такого рода благах.

     Как  правило,  государство  берет на себя  регулирование  процесса производства  и распределения информационных продуктов,  без  которых общество не может нормально развиваться. Это создает более или  менее  равные возможности в сфере потребления  информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации  была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные  организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение  доступа  к информации.  Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнес  также заинтересован  в  достаточно простом и дешевом доступе  к  информации, например при проведении рекламных кампаний.

     Неприбыльные  информационные службы в отличие  от государственных  в большей  степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не  на  замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров  и услуг, а на возможность их альтернативного предоставления потребителю.

     Из-за  специфики  информации  как товара  и  социальной  значимости информационных  продуктов  при  оценке эффективности  производства  и возможностей использования информации все чаще применяются моральные и эстетические  критерии  наряду  с  денежными.  Возможно,  именно   это объясняет высокую   долю   организаций,   занятых информационной деятельностью. Ведь  даже  в случае предоставления таким организациям платных информационных товаров и услуг преследуются иные цели, нежели получение прибыли денежного вознаграждения: стремление достичь финансовой независимости, возмещение затрат на разработку новых информационных продуктов, получение новых знаний, приобретение социального авторитета и т. п.

     Экономическая деятельность по производству информационных товаров и услуг   как  никакая  другая  сопровождается  значительными  внешними эффектами, т. е.  выгодой  или  ущербом  для  третьих   лиц   без соответствующей оплаты или возмещения.

     Однако  в  силу того что информация представляет  собой  особый вид  товара, многие специалисты, обсуждая проблемы регулирования  производства  информации,  настроены  пессиместически: «Стоимость ее производства   невозможно  полностью   возместить,   как   и невозможно эффективно защитить право собственности на любой  вид информации».

     Существующая  сегодня  жесткая  конкуренция  между  кино-,   теле- и видеопродукцией  ярко  иллюстрирует тот  факт,  что  один  и  тот же информационный  продукт  может  быть  представлен  на  различных   материальных носителях, т.е. содержание (информация) будет одинаковым, а  форма  подачи различна. Использование такого свойства  информации, как  адресность позволяет находить новых потребителей  определенной информации, представленной в новой форме.

        При  высоком уровне развития  современных информационных  технологий  потребитель имеет  возможность  делать выбор между  традиционными  и нетрадиционными  способами предоставления  информации.  Например, в библиотеке  можно  использовать  ручной или  электронный  каталог, запрашивать  ксерокопии необходимых журнальных статей  или  проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Заключение

        Мы рассмотрели некоторые проблемы, связанные  с  производством  информации,  особенностями рынка   информационных  товаров  и услуг. Подводя  итог,  можно  сказать, что в теории часто использует традиционные  подходы  при анализе рынков информационных продуктов, рассматривая информацию  как один из многих производимых и  потребляемых  товаров, который всего лишь обладает рядом особенностей.

     Современный информационный рынок можно разделить  на четыре основные области, которые  находятся во взаимодействии: это  такие как электронная информация, электронные сделки, системы сетевых  коммуникаций, программное обеспечение.

     Развитие  информационного рынка в России имеет некоторые отличия от того процесса развития, который несколько  ранее происходит на западе. В настоящее  время на Западе идет процесс коммерциализации систем компьютерной связи, ранее использовавшихся научными кругами. Это вполне естественный процесс, поскольку без коммерциализации этих сетей трудно представить, как  можно обеспечить пользователя сетей  доступ к коммерческим базам данных. В России появляющиеся сетевые образования  инвестируются исключительно крупным бизнесом, поэтому они коммерциализованны от рождения. Государственные инвестиции слишком малы: по вложению инвестиций Связь занимает 36 место среди отраслей народного хозяйства, а как плательщик налогов - 6 место, то есть рассматривается как отрасль, пополняющая бюджет, в то время как в развитых странах инвестиции в средство связи составляют существенную часть бюджетных расходов.

     Информационные  ресурсы - непосредственный продукт  интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески  активной части населения. Основными  поставщиками электронной информации на рынке выступают центры-генераторы баз данных, центры-распределители информации на основе баз данных и информационные брокеры.

     Развитие  современных информационных услуг  в мире стало возможным только благодаря тому, что в большинстве  стран существовали общедоступные  и недорогие службы передачи данных. В России же высокая стоимость  услуг прямого доступа к базам  данных не позволяют этим базам данных набрать критическую массу числа  абонентов, делающих их работу экономически целесообразной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы:

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
  2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
  3. Ю. Шрейдер «Информация в веке электроники»// НТИ  Сер. 1. 2008. № 11.
  4. Абрамова А.В. Россия на мировом рынке информационных технологий // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях : материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / под ред. А. Ю. Мельвиля ; Рос.ассоциация междунар. исследований. – М. : МГИМО-Университет, 2007. Т. 5 : Международное экономическое сотрудничество в глобальном мире / под ред. Н. Н. Ливенцева. – 140 с
  5. http://www.infeconomy.ru/home.html

Информация о работе Совершенствование государственного регулирования рынка информации