Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:16, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы является работы является изучение сущности научных категорий «совокупный спрос», «совокупное предложение», рассмотрение механизмов их взаимодействия и выявление факторов, определяющих характеристику совокупного спроса и совокупного предложения, а также исследовать равновесие соввокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.
Введение. 2
Основная часть
1. Совокупный спрос, его структура и факторы, его определяющие. 4
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него. 11
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России. 16
Эссе на тему «Что показывает ситуация макроэкономического рав¬новесия в современной России? На каком участке кривой совокуп¬ного предложения мы находимся? Выводы и перспективы».
Заклю¬чение. 20
Список литературы. 22
Суть эффекта процентной ставки заключается в том, что при повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки [4, c.268]. Рост процентной ставки, в свою очередь, снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках бизнесмены перестают рассматривать малодоходные инвестиционные проекты, а многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов.
Эффект богатства состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход их владельцам (банковских вкладов и облигаций) [4, c.269]. Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках, стремясь восстановить прежний уровень богатства.
Богатство людей в виде фиксированных доходов при инфляции уменьшается в обратно пропорциональном зависимости. Это срочные счета, облигации, заработная плата, рента, пенсии, пособия. Остаточная покупательная способность людей, физических и юридических лиц называется реальными кассовыми остатками. Урезая свои потребительские расходы таким образом, они напрямую влияют на совокупный спрос в сторону его понижения.
В такой ситуации спрос на дорогостоящие товары, предметы роскоши со временем может понизиться, так как инфляция понижает реальную покупательскую способность финансовых активов. Суммарное воздействие эффекта может быть как положительным, так и отрицательным. Это во многом зависит от степени роста цен: незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы инфляции его сокращают. Таким образом, данный эффект осложняет известную закономерность, утверждающую, что с ростом цен снижается совокупный спрос.
Эффект импортных закупок обусловлен влиянием изменения уровня цен в той или иной стране на соотношение внутренних и мировых цен и конкурентоспособность отечественных и иностранных товаров [4, c.271]. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, поскольку цены на иностранные товары станут для потребителей более привлекательными и их конкурентоспособность на мировом товарном рынке повысится. В то же время рост цен в какой-либо одной стране заставит иностранных потребителей воздерживаться от покупки товаров данной страны, которые стали менее конкурентоспособными.
Кроме того, на уровень совокупного спроса оказывают влияние неценовые факторы, которые можно выделить в следующие группы, как показано в таблице 2.
Таблица 2
Неценовые факторы совокупного спроса [3, с.154]
Потребительские расходы (C) | Валовые инвестиции (I) | Государственные расходы (G) | Чистый экспорт (NХ) |
Доходы Ожидания Задолженность Налоги с потребителей | Процентные ставки Ожидаемые прибыли Уровень налогов Технология Избыточные мощности | Структура изменения государственных расходов Принятие государственных программ | Условия внешней торговли Национальный доход в других странах Валютные курсы |
При изменении неценовых факторов совокупного спроса кривая совокупного спроса может смещаться влево или вправо (см. рис.2). Правостороннее смещение отражает увеличение величины плановых расходов при каждом данном уровне цен, левостороннее – их уменьшение.
Рис.2 Неценовые факторы сдвига кривой AD
Из таблицы 2 следует, что потребительские расходы зависят в первую очередь от уровня доходов потребителей. Если доходы увеличиваются, то при неизменном уровне цен, расходы также начнут увеличиваться и кривая спроса смещается вправо. Но рост спроса растет медленнее, чем рост доходов. Это объясняется тем, что предельная склонность к потреблению начинает снижаться [1, c.214].
Характер изменения расходов зависят в свою очередь от их ожиданий на рынке и прогнозов. Эти ожидания касаются изменения дохода потребителя, а также наличия инфляция. Если прогнозируется рост реальных доходов, то расходы потребителя, а, следовательно, и его совокупный спрос тоже увеличатся. Аналогичным образом инфляционное ожидание также увеличивает или снижает уровень совокупного спроса. Задолженность потребителей по приобретенным товарам также может влиять в обратной зависимости: чем больше уровень задолженности, тем ниже расходы и спрос.
Инвестиционные расходы прежде всего зависят от процентной ставки. Увеличение процентной ставки снижает инвестиционные расходы, которые в большей частью являются расходами на обновление средств производства. На величину инвестиционных расходов также могут влиять ожидания производителей, их прогнозы будущей эффективности, прибыльности.
Вопросы поддержания и повышения конкурентоспособности предприятия являются своего рода стимулом для закупки и внедрения новых технологий, оборудования [14, c.275]. Уровень налогообложения также влияет на планируемые расходы предпринимателя: рост налогов ведет к сокращению планируемых затрат.
Закупки бюджетными организациями формируют величину государственных расходов. Здесь наблюдается прямая зависимость: рост государственных расходов при прочих равных условиях способствует росту спроса. Увеличение государственных расходов может быть связано с реализацией различных государственных программ, носящие социально-экономический характер, развитием инфраструктуры.
Факторы, влияющие на объем чистого экспорта, оказывают свое внимание при неизменном уровне цен. Уменьшение национального продукта зарубежного контрагента снижает его экспорт, что ведет к снижению величины нашего чистого экспорта, что в свою очередь снижает совокупный спрос.
Рост курса национальной валюты заключается в обесценивании иностранной валюты. В таком случае, продукты товары станут дороже для импортеров, что приведет к обратному результату.
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него.
Совокупное предложение AS определяется количеством материальных благ и услуг, которые предприниматели предлагают на рынке. При этом они стремятся достичь потенциального объема производства, поскольку любая экономическая система стремится к такой цели. Но это определяется размером производственных затрат, среди которых важное место принадлежит труду и капиталу. В таком случае совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП.[6,c.201]
Графически модель совокупного предложения представлена кривой, выражающей прямую зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства. Кривая AS имеет различный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относительной "жесткости". Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) — более подвижные, "гибкие". В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно — их считают "гибкими", а реальные меняются крайне медленно, так что для удобства анализа их часто рассматривают как постоянные.
Кривая совокупного предложения
В современном макроанализе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения: кейнсианский(горизонтальный), промежуточный и классический (вертикальный) (рис.3).
Рис. 3
Характер влияния уровня цен на объем национального производства и, следовательно, вид кривой совокупного предложения в решающей степени зависит от продолжительности рассматриваемого промежутка времени. Поэтому следует различать долгосрочную и краткосрочную кривые совокупного предложения. В долгосрочном периоде все цены как на товары, так и на ресурсы являются гибкими и изменяются в одной и той же пропорции, а в краткосрочном либо все цены, либо цены на труд такой гибкостью не обладают.
Равновесие совокупного спроса и предложения имеет разное значение в зависимости от отрезка кривой совокупного предложения, на котором происходит его пересечение с кривой совокупного спроса Возможны три места их пересечения[7,c.260]:
Кейнсианский (горизонтальный) соответствует характеристикам, фазам экономической депрессии, и.е. застоя. Увеличение совокупного спроса на данном отрезке не сопровождается ростом уровня цен.
Разумность и реальность предположений об относительной жесткости цен на коротких временных интервалах подтверждается типичным поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то, производственные издержки при расширении производства существенно не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.
Промежуточный (восходящий) отрезок соответствует ситуации, когда использование ресурсов приближается к полной занятости. Чтобы расширить совокупный объем производства, нужно увеличить расходы на факторы производства, что приведет к повышению цены. Это происходит потому, что издержки на единицу продукции увеличиваются (из-за производственного оборудования, квалификации рабочих, цен на рынках товаров и услуг), и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.
Кривая AS ограничена справа уровнем потенциального выпуска Y* - это такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся факторов производства.
Классический (вертикальный) отрезок характеризуется только ростом цен. Анализ совокупного предложения строится исходя из следующих условий: объем выпуска равен потенциальному объему и зависит от количества и качества факторов производства (труда и капитала) и технологии; цены и номинальная заработная плата -гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках. При расширении производства в условиях полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену за ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого увеличиваются издержки на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным. Таким образом, номинальный ВНП растет, а реальный ВНП остается на том же уровне.
Анализ кривой совокупного предложения показал, что реальный объем ВНП увеличивается, когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объемом ВНП и уровнем цен при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах).
Неценовые факторы
К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:
изменение цен на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные) - их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение,
изменение в технологии или производительности - рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым совокупное предложение,
изменение правовых норм (налоги, субсидии) - если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение