Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель написания данной курсовой работы является работы является изучение сущности научных категорий «совокупный спрос», «совокупное предложение», рассмотрение механизмов их взаимодействия и выявление факторов, определяющих характеристику совокупного спроса и совокупного предложения, а также исследовать равновесие соввокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.

Содержание

Введение. 2
Основная часть
1. Совокупный спрос, его структура и факторы, его определяющие. 4
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него. 11
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России. 16
Эссе на тему «Что показывает ситуация макроэкономического рав¬новесия в современной России? На каком участке кривой совокуп¬ного предложения мы находимся? Выводы и перспективы».
Заклю¬чение. 20
Список литературы. 22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эк теория.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» (ВЗФЭИ)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  «Экономическая теория»

на  тему: «Совокупный спрос и совокупное предложение»

       

 

 

 

 

 

                                            Выполнил: студент  2 курса

                                                    факультета  МиМ

                                                    направления бакалавр менеджмента

                                                    группы дневной

                                                    Шкуренко Д.А.

                                                     № 10млб01605

                                           Проверила: Васина Светлана Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Тула 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Совокупный спрос и совокупное предложение

Содержание.

Введение.                                                                                                                           2

Основная часть

1. Совокупный спрос, его структура и факторы, его определяющие.          4

2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него.                                       11

3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.                                                                                                                                         16

Эссе на тему «Что показывает ситуация макроэкономического рав­новесия в современной России? На каком участке кривой совокуп­ного предложения мы находимся? Выводы и перспективы».                                                                                                  

Заклю­чение.                                                                                                                                                      20

Список литературы.                                                                                                                                        22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Спрос и предложение два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей. 
              Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение уровень развития технологии в данной отрасли. 
              Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки. 

Изучение совокупного спроса в целом и на рынке благ в особенности является важнейшей задачей для экономистов любой мало-мальски развитой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно для изучения макроэкономического равновесия рынка благ, условий его установления и нарушения.

Объем национального производства, уровни занятости и цен в экономике обусловлены результатами взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Несмотря на важность показателя совокупного предложения, все же совокупный спрос – более важное понятие, о чем свидетельствует находящийся в разгаре мировой финансово-экономический кризис. Именно падение спроса и его стимулирование через государственные расходы – сегодня основные тенденции в мире.

Цель написания данной курсовой работы является работы является изучение сущности научных категорий «совокупный спрос», «совокупное предложение», рассмотрение механизмов их взаимодействия и выявление факторов, определяющих характеристику совокупного спроса и совокупного предложения, а также исследовать равновесие соввокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Совокупный спрос, его структура и факторы, его определяющие.

 

Совокупный спрос, агрегированный спрос – это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях цен [1, c.252]. В соответствии с данным определением кривую совокупного спроса можно представить так как на рисунке 1. Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

 

 

 

Рис.1 Кривая совокупного спроса

 

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.

Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена она в иной системе координат. На оси абсцисс указываются значения реального объема национального производства, обозначаемого (Q). На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен, а уровень цен (Р).

В экономической теории под совокупным спросом также понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике [2, 412].

В составе совокупного спроса, исходя из структуры расходов, принято выделять:

потребительские расходы населения (С);

инвестиционные расходы частного сектора (I);

государственные закупки (G);

чистый экспорт (NX).

Совокупный спрос может быть представлен как сумма указанных элементов:

 

Yd= C + I + G + NX (1)

 

Значительную часть спроса составляют потребительские расходы населения на товары и услуг, т.е. компонент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этих расходов в национальном доходе страны достигает в России 50%, а в США – 67%. Еще более высока доля элемента С в общем объеме расходов населения на рынке благ.

Под инвестиционными расходами (инвестициями) понимается спрос фирмы домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Домашние хозяйства покупают новые дома и квартиры, что тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15-20% ВНП страны.

В макроэкономике под инвестициями подразумевается только покупка нового реального капитала. Общие инвестиционные расходы частного сектора экономики (валовые частные инвестиции) включают [2, c.413]:

реновационные инвестиции, замещающие действующий капитал по мере его выбытия;

чистые частные инвестиции, предназначенные для увеличения реального запаса капитала в национальной экономике (основных производственных фондов и товарно-материальных запасов предприятий, а также жилого фонда, находящегося в собственности домохозяйств).

Эти виды инвестиций имеют не только различное целевое назначение, но и разные источники финансирования. Источником реновационных инвестиций являются амортизационные отчисления фирм, которые характеризуют объем капитала, потребленного в процессе производства в данном году. Основным источником финансирования чистых инвестиций в условиях рыночной экономики являются сбережения домохозяйств, а дополнительным – сбережения фирм (нераспределенная прибыль корпораций).

Если в некотором периоде общий объем инвестиций превышает амортизационные отчисления, то чистые инвестиции оказываются положительной величиной. В этом случае производственные мощности страны растут и экономика находится на подъеме.

Третий элемент совокупного спроса – государственные закупки товаров и услуг. Это расходы государственных органов власти всех уровней на приобретение товаров и услуг труда занятых в государственном секторе. В его состав не включаются государственные трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции фирмам. Такого рода расходы не являются затратами на приобретение конечных товаров и услуг, а лишь отражают процесс перераспределения части доходов государства домохозяйствам или фирмам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета [5, c.368]. В России ее величина составляет около 30% национального дохода страны.

Чистый экспорт (NX) представляет собой разницу между экспортом и импортом.

Структуру спроса по расходам за 2006 г. представлена в таблице 1.

В экономической теории теоретическе обоснованно наличие убывающей зависимости величины запланированного спроса от уровня цен. Это обоснование базируется на характеристике трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен: эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок.

 

Таблица 1

Структура совокупного спроса России на основе расходов за 2006 г. [3, c.369]

ВВП по расходам

Россия

Млрд. руб.

В процентах

ВВП

26781,1

100

Расходы населения

13044,5

48,6

Валовые инвестиции

5415,8

20,2

Государственные расходы

4698,0

17,5

Чистый экспорт

Экспорт

Импорт

3390

9069,1

5679,1

12,6

33,8

21,2

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение