Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:16, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы является работы является изучение сущности научных категорий «совокупный спрос», «совокупное предложение», рассмотрение механизмов их взаимодействия и выявление факторов, определяющих характеристику совокупного спроса и совокупного предложения, а также исследовать равновесие соввокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.
Введение. 2
Основная часть
1. Совокупный спрос, его структура и факторы, его определяющие. 4
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него. 11
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России. 16
Эссе на тему «Что показывает ситуация макроэкономического рав¬новесия в современной России? На каком участке кривой совокуп¬ного предложения мы находимся? Выводы и перспективы».
Заклю¬чение. 20
Список литературы. 22
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» (ВЗФЭИ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «Совокупный спрос и совокупное предложение»
Проверила: Васина Светлана Алексеевна
Тема 5. Совокупный спрос и совокупное предложение
Содержание.
Введение.
Основная часть
1. Совокупный спрос, его структура и факторы, его определяющие. 4
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него. 11
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России. 16
Эссе на тему «Что показывает ситуация макроэкономического равновесия в современной России? На каком участке кривой совокупного предложения мы находимся? Выводы и перспективы».
Заключение. 20
Список литературы. 22
Введение.
Спрос и предложение два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение уровень развития технологии в данной отрасли.
Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки.
Изучение совокупного спроса в целом и на рынке благ в особенности является важнейшей задачей для экономистов любой мало-мальски развитой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно для изучения макроэкономического равновесия рынка благ, условий его установления и нарушения.
Объем национального производства, уровни занятости и цен в экономике обусловлены результатами взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Несмотря на важность показателя совокупного предложения, все же совокупный спрос – более важное понятие, о чем свидетельствует находящийся в разгаре мировой финансово-экономический кризис. Именно падение спроса и его стимулирование через государственные расходы – сегодня основные тенденции в мире.
Цель написания данной курсовой работы является работы является изучение сущности научных категорий «совокупный спрос», «совокупное предложение», рассмотрение механизмов их взаимодействия и выявление факторов, определяющих характеристику совокупного спроса и совокупного предложения, а также исследовать равновесие соввокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.
1. Совокупный спрос, его структура и факторы, его определяющие.
Совокупный спрос, агрегированный спрос – это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях цен [1, c.252]. В соответствии с данным определением кривую совокупного спроса можно представить так как на рисунке 1. Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.
Рис.1 Кривая совокупного спроса
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.
Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена она в иной системе координат. На оси абсцисс указываются значения реального объема национального производства, обозначаемого (Q). На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен, а уровень цен (Р).
В экономической теории под совокупным спросом также понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике [2, 412].
В составе совокупного спроса, исходя из структуры расходов, принято выделять:
потребительские расходы населения (С);
инвестиционные расходы частного сектора (I);
государственные закупки (G);
чистый экспорт (NX).
Совокупный спрос может быть представлен как сумма указанных элементов:
Yd= C + I + G + NX (1)
Значительную часть спроса составляют потребительские расходы населения на товары и услуг, т.е. компонент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этих расходов в национальном доходе страны достигает в России 50%, а в США – 67%. Еще более высока доля элемента С в общем объеме расходов населения на рынке благ.
Под инвестиционными расходами (инвестициями) понимается спрос фирмы домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Домашние хозяйства покупают новые дома и квартиры, что тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15-20% ВНП страны.
В макроэкономике под инвестициями подразумевается только покупка нового реального капитала. Общие инвестиционные расходы частного сектора экономики (валовые частные инвестиции) включают [2, c.413]:
реновационные инвестиции, замещающие действующий капитал по мере его выбытия;
чистые частные инвестиции, предназначенные для увеличения реального запаса капитала в национальной экономике (основных производственных фондов и товарно-материальных запасов предприятий, а также жилого фонда, находящегося в собственности домохозяйств).
Эти виды инвестиций имеют не только различное целевое назначение, но и разные источники финансирования. Источником реновационных инвестиций являются амортизационные отчисления фирм, которые характеризуют объем капитала, потребленного в процессе производства в данном году. Основным источником финансирования чистых инвестиций в условиях рыночной экономики являются сбережения домохозяйств, а дополнительным – сбережения фирм (нераспределенная прибыль корпораций).
Если в некотором периоде общий объем инвестиций превышает амортизационные отчисления, то чистые инвестиции оказываются положительной величиной. В этом случае производственные мощности страны растут и экономика находится на подъеме.
Третий элемент совокупного спроса – государственные закупки товаров и услуг. Это расходы государственных органов власти всех уровней на приобретение товаров и услуг труда занятых в государственном секторе. В его состав не включаются государственные трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции фирмам. Такого рода расходы не являются затратами на приобретение конечных товаров и услуг, а лишь отражают процесс перераспределения части доходов государства домохозяйствам или фирмам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета [5, c.368]. В России ее величина составляет около 30% национального дохода страны.
Чистый экспорт (NX) представляет собой разницу между экспортом и импортом.
Структуру спроса по расходам за 2006 г. представлена в таблице 1.
В экономической теории теоретическе обоснованно наличие убывающей зависимости величины запланированного спроса от уровня цен. Это обоснование базируется на характеристике трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен: эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок.
Таблица 1
Структура совокупного спроса России на основе расходов за 2006 г. [3, c.369]
ВВП по расходам | Россия | |
Млрд. руб. | В процентах | |
ВВП | 26781,1 | 100 |
Расходы населения | 13044,5 | 48,6 |
Валовые инвестиции | 5415,8 | 20,2 |
Государственные расходы | 4698,0 | 17,5 |
Чистый экспорт Экспорт Импорт | 3390 9069,1 5679,1 | 12,6 33,8 21,2 |
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение