Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть значение совокупного спроса в экономике через задачи курсовой работы. К основным задачам относятся:
- построение кривой совокупного спроса;
- выявление основных ценовых и неценовых факторов, влияющих на его изменение;
-определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;
ВВЕДЕНИЕ 3-4
ГЛАВА 1. Воздействие государства на совокупный спрос
1.1. Определение и сущность совокупного спроса 5-16
1.2. Роль государства в регулировании совокупного спроса 16-21
ГЛАВА 2. Воздействие государства на совокупный спрос Республики Казахстан
2.1. Современная фискальная политика и совокупный спрос Республики Казахстан 22-26
2.2. Тенденции и перспективы фискальной политики Республики Казахстан 27-32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33-34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Воздействие государства на совокупный спрос
1.1. Определение и сущность совокупного спроса
1.2. Роль государства в регулировании совокупного спроса 16-21
ГЛАВА 2. Воздействие государства на совокупный спрос Республики Казахстан
2.1. Современная фискальная политика и совокупный спрос Республики Казахстан 22-26
2.2. Тенденции и перспективы фискальной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33-34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение
Изучение совокупного спроса в целом и на рынке благ в особенности является важнейшей задачей для экономистов любой мало-мальски развитой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно для изучения макроэкономического равновесия рынка благ, условий его установления и нарушения.
Из-за того, что категория совокупного спроса является одной из важнейших проблем макроэкономики, она освещается в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу. Это явилось небольшой проблемой для нас, так как пришлось перебирать много литературы, для того чтобы как можно полней и доступней рассказать о совокупном спросе. В конце концов, основным пособием мы избрали учебник Гальперина «Макроэкономика « за доступность и логичность изложения материала, в качестве дополнения рассмотрев ещё несколько источников.
Структура изложения в нашей курсовой работе схожа порядком изложения материалов в учебнике Гальперина, но мы рассмотрели несколько проблем, не освещенных в этом пособии. В частности в нашей работе добавлены главы, посвященные кривой и факторам совокупного спроса.
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.
Актуальностью данной темы является выявление влияния государства на совокупный спрос и взаимодействие фискальной политики и совокупного спроса.
Цель данной курсовой работы – раскрыть значение совокупного спроса в экономике через задачи курсовой работы. К основным задачам относятся:
- построение кривой совокупного спроса;
- выявление основных ценовых и неценовых факторов, влияющих на его изменение;
-определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;
Глава 1. Воздействие государства на совокупный спрос
1.1. Определение и сущность совокупного спроса
Совокупный спрос – это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран, то есть реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.
Обратная, или отрицательная, зависимость между уровнем цен и объемом национального производства отчетливо выражена на рисунке 1.
Рисунок 1. Кривая совокупного спроса
Заметим, что кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, то есть также как кривая спроса на отдельный товар. Причины такого отклонения различны. На уровне микроэкономики это объясняется тем что, когда цена на отдельный товар падает, то (постоянный) денежный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара (эффект дохода). Более того, когда цена падает, потребитель готов приобрести большее количество данного товара, поэтому он становится относительно дешевле, чем другие товары (эффект замещения).
Но эти объяснения не годятся, когда мы имеем дело с совокупностями. На рисунке 1, если мы двигаемся вниз по кривой совокупного спроса, цены в целом падают. Поэтому логическое обоснование эффекта замещения (один товар становится дешевле по сравнению со всеми другими товарами) в данном случае неприменимо. Соответственно если кривая спроса индивида на отдельный товар предполагает постоянный доход потребителя, то кривая совокупного спроса – изменяющиеся совокупные доходы. Следовательно, когда мы двигаемся вверх по кривой совокупного спроса, то приближаемся к более высокому уровню цен. Основная модель кругооборота дохода утверждает, что более высокие цены, уплаченные за товары и услуги, вернуться к поставщикам ресурсов в виде возросших доходов – зарплаты, ренты, процентов и прибыли. Поэтому увеличение уровня цен не обязательно означает уменьшение общего номинального дохода страны.
Если траекторию кривой совокупного спроса нельзя объяснить эффектами замещения и доходов, то почему она отклоняется вниз? Ответ: такой характер кривой совокупного спроса определяется, прежде всего, тремя ценовыми факторами: 1) эффектом процентной ставки 2) эффектом материальных ценностей, или реальных кассовых остатков; 3) эффектом импортных закупок.
Эффект процентной ставки. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестициями. Точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиции.
Следует ввести уточнение. Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной массы в экономике остается постоянным. Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок; предпринимателям также требуется больше денег на выплату зарплаты и на другие необходимые расходы. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами, то есть процентную ставку. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируют на изменения процентной ставки. Фирма, которая рассчитывает получить 10% прибыли на приобретенные инвестиционные товары, будет считать эту покупку выгодной, если процентная ставка составит, например, 7%. Но покупка не принесет выгоды и поэтому не состоится, если процентная ставка возрастет, скажем, до 12%. Из-за повышения процентной ставки потребители тоже примут решение не покупать данный продукт. Итак, повышение процентной ставки приводит к сокращению некоторых расходов предприятий и потребителей. Отсюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта.
Эффект богатства. Второй причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков. Дело в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов - в частности, активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, - находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. Семья может чувствовать себя спокойно, покупая новый автомобиль, если покупательная способность ее финансовых активов составляет, например, 50 тыс. долларов. Но если инфляция сведет покупательную способность этих активов, скажем, до 30 тыс. долларов, то семья может принять решение отложить свою покупку. И наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.
Эффект импортных закупок. Импорт (покупки товара за рубежом) и экспорт (покупки отечественных товаров другими странами) являются важным компонентом совокупных расходов. Достаточно отметить, что объемы нашего импорта и экспорта зависят, кроме всего прочего, от соотношения цен у нас и за границей. Так, если уровень цен в Казахстане поднимется по сравнению с ценами за рубежом, казахстанские покупатели будут приобретать больше импортных товаров в место отечественных. А иностранцы будут покупать меньше казахстанских товаров, что приведет к уменьшению казахстанского экспорта. Таким образом, при прочих равных условиях ,повышение уровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращение экспорта. Тем самым сократится чистый объем экспорта (экспорт минус импорт) в совокупном спросе Казахстана.
Отсюда следует вывод, что при повышении уровня цен в Казахстане эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в нашей стране способствует сокращению нашего импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе Казахстана.
Мы видели, что изменения в уровне цен приводят к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, правительства, зарубежных покупателей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Это значит, что повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства. И наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства. Это соотношение представлено на графике как движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько «прочих условий» меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти «прочие условия» называются неценовыми факторами совокупного спроса.
Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванные изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса.
Рисунок 2. Изменения совокупного спроса.
Как показано на рисунке 2,увеличение совокупного спроса представлено отклонением кривой вправо – от AD1 к AD2 . этот сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет. И наоборот, уменьшение совокупного спроса показано как сдвиг кривой влево – от AD1 к AD3. Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.
Другими словами, показанные на рисунке изменения в объеме совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые раньше считались постоянными. Эти неценовые факторы, или рычаги, сдвигающие совокупный спрос, перечислены в таблице 1. рассмотрим эти элементы по порядку.
Таблица 1. Неценовые факторы совокупного спроса
1. Изменения в потребительских расходах | а) Благосостояние потребителя б) Ожидания потребителя в) Задолженность потребителя |
2. Изменения в инвестиционных расходах | а) Процентные ставки б) Ожидаемые прибыли от инвестиций в) Налоги с предприятий г) Технология д) Избыточные мощности |
3. Изменения в государственных расходах |
|
4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта | а) Национальный доход в зарубежных странах б) Валютные курсы |