Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть значение совокупного спроса в экономике через задачи курсовой работы. К основным задачам относятся:
- построение кривой совокупного спроса;
- выявление основных ценовых и неценовых факторов, влияющих на его изменение;
-определение направления смещения кривой совокупного спроса под воздействием выявленных факторов;
ВВЕДЕНИЕ 3-4
ГЛАВА 1. Воздействие государства на совокупный спрос
1.1. Определение и сущность совокупного спроса 5-16
1.2. Роль государства в регулировании совокупного спроса 16-21
ГЛАВА 2. Воздействие государства на совокупный спрос Республики Казахстан
2.1. Современная фискальная политика и совокупный спрос Республики Казахстан 22-26
2.2. Тенденции и перспективы фискальной политики Республики Казахстан 27-32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33-34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Потребительские расходы. Казахстанские потребители могут изменять характер закупок отечественных товаров независимо от изменений в уровне цен. В таком случае сместится вся кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево от AD1 к AD3 как показано на рисунке 2, когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо от AD1 к AD2, когда потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен.
Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Как указано в таблице 1 такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.
Благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. В обратном случае, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы на данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. Однако заметим, что в данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменения в уровне цен. В противоположность этому изменения в реальной стоимости материальных ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменения уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривую совокупного спроса. Примером может послужить резкое повышение курса акций, которое приводит к росту благосостояния потребителя даже при неизменном уровне цен. А резкое уменьшение реальной стоимости домов и земли приведет к уменьшению благосостояния потребителя, не зависимо от изменения в уровне цен.
Ожидания потребителя. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потребительские расходы, а следовательно и совокупный спрос сократятся.
Точно так же массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос. Это произойдет, потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цен. В обратной ситуации, когда ожидание снижения цен в ближайшем будущем приведет к уменьшению сегодняшнего потребления, то есть люди откажутся от части покупок, чтобы извлечь выгоду из будущего снижения цен.
Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно велика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.
Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С дугой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.
Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса.Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Неценовые факторы, которые могут изменять характер инвестиционных расходов, перечислены в таблице 1. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и тем самым увеличению капиталовложений. С другой стороны, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.
Ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.
Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а следовательно, к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. При обратной ситуации, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.
Технологии. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в высокотехнологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.
Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются, и кривая совокупного спроса смещается вправо.
Государственные расходы. Таблица 1 напоминает нам, что стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными.
Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Кривая совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в нашей стране. Мы снова подчеркиваем – «независимо от изменений уровня цен в нашей стране», чтобы провести четкую грань между этими изменениями и теми, которые связаны с эффектом импортных закупок. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти «другие» факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень казахстанского экспорта создает более высокий спрос на казахстанские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.
Неценовыми факторами, изменяющими объем чистого экспорта, являются национальный доход стран и валютные курсы.
Национальный доход других стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в Казахстане. Это происходит за счет того что, когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и казахстанского производства. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.
Валютные курсы. Изменение курса тенге по отношению к другим валютам является вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а следовательно, на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в тенге возрастет. Это значит, что тенге обесценится по отношению к иене. То есть, если цена тенге в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения тенге и иены японские потребители смогут получить больше тенге за определенную сумму иен. А потребители в Казахстане получат меньше иен за каждый тенге. Следовательно, что для японских потребителей казахстанские товары станут дешевле, чем японские. Между тем потребители в Казахстане смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму тенге. С точки зрения нашего экспорта, например, пара джинсов за 2000 тенге теперь будет стоить, скажем, 530 иен, а не 640 иен. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в Казахстане.
1.2. Роль государства в регулировании совокупного спроса
Установлено, что государство имеет возможность воздействовать на параметры совокупного спроса с помощью денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики. Следовательно, их изменение может привести к краткосрочным колебаниям производства и цен. Предвосхищая негативные эффекты, политики, возможно, примут решения, направленные на их компенсацию.
Известно, что помимо денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики на совокупный спрос воздействует и множество других факторов. В частности, решения о величине расходов, принимаемыми домашними хозяйствами и фирмами, определяют совокупный спрос на товары и услуги, и в случае их изменения кривая совокупного спроса смещается. В случае отсутствия соответствующей реакции государства сдвиги совокупного спроса вызывают краткосрочные колебания объема производства и уровня занятости. Политические деятели, ответственные за проведение денежно-кредитного и финансово-бюджетного регулирования, пытаются скомпенсировать сдвиги совокупного спроса и стабилизировать экономику.
Как нам уже известно, из предшествующей главы, кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон из-за эффекта богатства, эффекта процентной ставки и эффекта обменного курса. Рассмотренные эффекты действуют одновременно, что детерминирует возрастание объема спроса при снижении общего уровня цен.
Однако эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса, далеко не равнозначны. Так как денежные резервы - лишь малая часть состояния домашних хозяйств, эффект богатства оказывает наименьшее воздействие на совокупный спрос. Кроме того, так как экспорт и импорт составляют лишь малую часть ВВП США, эффект обменного курса Манделла - Флеминга незначительно сказывается на американской экономике (этот эффект куда более важен для малых стран, в экономике которых большую роль играет внешняя торговля).
Для того чтобы разобраться в методах воздействий государства на совокупный спрос, исследуем эффект процентной ставки Кейнса более подробно, используя теорию предпочтения ликвидности, которую предложил Дж. Кейнс. Согласно ей, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег.
Предложение денег. Первая часть предпочтения ликвидности посвящена предложению денег. Рассмотрим его на примере экономики США. В экономике США предложением управляет Федеральная резервная система. Однако цель работы состоит в исследовании того, как изменение предложения денег воздействует на совокупный спрос на товары и услуги. Ради ее достижения можно игнорировать детали политики ФРС и просто предположить, что она непосредственно управляет предложением денег. Иными словами, количество денег, предлагаемых в экономике, может быть установлено на любом уровне в соответствии с решением ФРС. Итак, объем предложения денег определяется политикой ФРС и не зависит от других экономических переменных, в частности от процентной ставки. Поэтому изображаем фиксированное предложение денег вертикальной кривой предложения, где по оси абсцисс откладываем объем денежной массы (Md), а по оси ординат - величину процентной ставки (r) (рис.3)
Рис.3 Кривая предложения денег (MS)
Спрос на деньги. Вторая часть теории предпочтения ликвидности посвящена спросу на деньги. Необходимо вспомнить, что под ликвидностью любого актива понимается легкость, с которым он превращается в принятое в экономике средство обращения. Средством обращения в экономике являются деньги, так что они, по определению, наиболее ликвидный из всех доступных активов. Ликвидность денег определяет спрос на них: деньги предпочтительнее других активов, которые предлагают более высокий доход от владения ими, так как непосредственно используются для покупки товаров и услуг.