Совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание

Макроэкономика как самостоятельное направление экономической мысли оформилась в 30-х годах нашего столетия. Ее возникновение было вызвано теми глубокими социально-экономическими изменениями, которые произошли в наиболее развитых странах Запада в связи с невиданной раньше депрессией и общим кризисом. Классическая модель экономики, утверждавшая, что свободный рынок в состоянии сам себя регулировать с помощью механизма цен, оказалась неспособной объяснить возникшую ситуацию в экономике и тем более предложить эффективные меры выхода из кризиса.

Содержание

Введение 4
1. Совокупный спрос и кривая совокупного спроса 7
1.1. Понятие совокупного спроса 7
1.2. Кривая совокупного спроса 13
2. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос 18
3.Экономическое развитие Республики Беларусь: проблемы и перспективы 24
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макроэкономике готовая.docx

— 57.84 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение 4

1. Совокупный спрос и кривая совокупного спроса 7

1.1. Понятие  совокупного спроса 7

1.2. Кривая  совокупного спроса 13

2. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос 18

3.Экономическое развитие Республики Беларусь: проблемы и перспективы 24

Заключение 30

Список литературы 32

 

 

Введение

Макроэкономика как самостоятельное  направление экономической мысли  оформилась в 30-х годах нашего столетия. Ее возникновение было вызвано теми глубокими социально-экономическими изменениями, которые произошли  в наиболее развитых странах Запада в связи с невиданной раньше депрессией и общим кризисом. Классическая модель экономики, утверждавшая, что свободный  рынок в состоянии сам себя регулировать с помощью механизма  цен, оказалась неспособной объяснить  возникшую ситуацию в экономике  и тем более предложить эффективные  меры выхода из кризиса.

Макроэкономика изучает не отдельные элементы и процессы экономической системы, а их совокупность в целом, постольку она оперирует агрегированными переменными. К ним относятся совокупные цены, или, точнее, уровень цен, а также совокупный объем товаров или реальный объем внутреннего или национального производства.

Агрегирование – компоновка хозяйствующих субъектов по конкретным частным показателям в единый агрегат, то есть агрегировать – значит объединять, суммировать какие-либо однородные показатели с целью получения  более общих, обобщающих совокупных показателей.

Одним из таких совокупных показателей и является совокупный спрос. А значит и в рыночных условиях, когда совершаются миллиарды сделок купли-продажи на товарном рынке, для анализа их влияния на совокупный спрос товаров должны быть представлены совокупные цены, что можно осуществить на основе их агрегирования.

Изучение совокупного  спроса в целом и на рынке благ в особенности является важнейшей  задачей для экономистов любой  развитой страны. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно  для изучения макроэкономического равновесия рынка благ, условий его установления и нарушения.

Цель данной курсовой работы – раскрыть значение совокупного  спроса и проанализировать экономическое  развитие Республики Беларусь.

К основным задачам относятся:

1. Определение понятия  совокупного спроса и построение  кривой совокупного спроса;

2. Выявление основных  неценовых факторов, влияющих на  его изменение;

3. Определение направления  смещения кривой совокупного  спроса под воздействием выявленных  факторов;

4. Проанализировать экономическое  развитие Республики Беларусь.

Объектом исследования является совокупный спрос.

Предметом исследования являются кривая совокупного спроса, неценовые  факторы совокупного спроса.

 

1. Совокупный спрос и  кривая совокупного спроса

1.1. Понятие совокупного  спроса

В микроэкономике существует такое понятие, как индивидуальный спрос, который показывает зависимость между ценой и количеством товара, потребляемого каждым человеком. В макроэкономике нужно агрегировать все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Говоря точнее, следует объединить тысячи отдельных цен - на промышленные работы, зерно, персональные компьютеры, газ, косметику - в единую совокупную цену, или уровень цен, а также собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства. Таким образом, можно сформулировать понятие совокупного спроса.

Совокупный спрос (AD - англ. Aggregate demand) – это экономический агрегат, равный реальному объему национального производства, который готовы купить потребители при каждом возможном уровне цен. Другими словами, совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами и общим уровнем цен в экономике. Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики и включает:

- потребительские расходы домашних хозяйств (обозн. С - англ. Consumption demand);

- инвестиционные расходы предприятий (обозн. I - англ. Investment demand);

-  государственные расходы  (обозн. G - англ. Government spending);

- расходы иностранцев, или чистый экспорт (обозн. NX – англ. Net export).

Все перечисленные составляющие совокупного спроса можно записать в виде формулы:

AD = C + I + G + NX   (1)

Эта формула отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, т. е. величина совокупного спроса, зависит прежде всего от уровня цен и представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса и тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.

Следует отметить, что главным компонентом совокупного спроса являются потребительские расходы. Объем потребления (С), в первую очередь, определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Этот компонент включает в себя такие потребительские расходы домашних хозяйств как продукты питания, одежда, оплата жилья, различные услуги, товары длительного пользования и т.п., исключая расходы на покупку и строительство жилья, входящие в инвестиционные расходы. Потребительские расходы могут быть как автономными, то есть не зависящими от уровня дохода, так и, наоборот, зависящими от заработка и величины предельной нормы потребления (насколько увеличиваются расходы при каждой дополнительной единице располагаемого дохода);

Вторым по важности компонентом  являются государственные закупки  товаров и услуг (G), которые включают расходы на национальную оборону, строительство дорог, бесплатное медицинское обслуживание, образование, государственные инвестиционные программы, а также покупка дорожно-строительного оборудования, выплаты местным органам власти, финансирование судебной системы и т.д. Эта часть совокупного спроса определяется непосредственно правительственным решением.

Следующий компонент совокупного  спроса - инвестиционный спрос. Он включает в себя инвестиционные расходы предпринимателей на приобретение машин, оборудования, строительство (в том числе жилых домов) с целью увеличения производства товаров и, следовательно, максимизации прибыли;

И наконец, чистый экспорт: разница между экспортом и импортом. Соотношение экспорта и импорта показывает состояние торгового баланса. Если экспорт превышает импорт, то в стране профицит торгового баланса, если импорт превышает экспорт, то дефицит торгового баланса, соответственно. Чистый экспорт также может быть как автономным, так и зависящим, на этот раз, от предельной нормы к импорту и уровня совокупного выпуска. Предельная склонность к импорту объясняет, насколько в среднем увеличивается импорт в страну при каждой дополнительной единице совокупного дохода (или реального ВВП).

Таким образом, мы видим, что  одни компоненты совокупного спроса, например, потребительские расходы, относительно стабильны, изменяются медленно, другие, более динамичны, например, инвестиционные расходы - их изменения вызывают колебания экономической активности. Изучив все компоненты совокупного спроса, можно сказать, что он характеризует желание и возможность населения, фирм, государства и заграницы приобрести

Итак, сделаем вывод, что совокупный спрос характеризует желание и возможность экономических субъектов приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен, и что величина совокупных расходов, т. е. величина совокупного спроса, зависит прежде всего от уровня цен.

 

1.2. Кривая совокупного  спроса

Как было отмечено, совокупный спрос - это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен в экономике. Безусловно, на совокупный спрос воздействует множество факторов, но главным фактором, определяющим его величину, является уровень цен в экономике. Зависимость между величиной AD и уровнем цен - обратная и графически она представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 1).На  рисунке видно, что ось ординат есть общий уровень цен (Р), а ось абсцисс – реальный ВВП, то есть выраженный в ценах базового года.


                 P


           (общий

       уровень цен)                

 

                                     AD                 


                Y (реальный ВВП)

Рисунок  1. Кривая совокупного спроса AD   

Обратную зависимость  между объемом совокупного спроса и уровнем цен в экономике нельзя объяснить с помощью закона убывающей предельной полезности, поскольку он применим только к отдельному товару, в нашем случае исследуется совокупный спрос, так как мы имеем дело с агрегированным показателем. Итак, спрос, предъявляемый множеством покупателей на разные товары, агрегирован в совокупный спрос. Также понятно, что кривая совокупного спроса не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса. Это обусловлено тем, что по осям отложены совокупные величины. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые – остаются неизменными. Соответственно, отрицательный наклон кривой совокупного спроса также не может быть объяснен эффектами, разъясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т. е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Но между тем, кривая совокупного спроса и кривая спроса на отдельный товар имеют общие черты, как и имеют отличия.

Общее состоит в том, что:

- отражается обратная зависимость между уровнем цен и уровнем реального выпуска;

- действуют сходные мотивационные механизмы принятия решений (естественное стремление покупать больше по более низкой цене);

- пересечение с кривой предложения выражает равновесное состояние.

А отличия заключаются в том, что:

- кривая спроса на отдельный товар строится при предположении о неизменности цен на остальные товары. В кривой совокупного спроса отражается изменение общего уровня цен;

- кривая спроса на отдельный товар строится при предположении о неизменности доходов. Кривая совокупного спроса предполагает возможность изменения доходов.

Таким образом, обратная зависимость между уровнем цен в экономике и объемами совокупного спроса объясняется следующими закономерностями:

1. Эффект  процентной ставки. Процентная ставка выступает как плата за использование заемных средств. Эффект процентной ставки связан с тем, что между уровнем цен в экономике и уровнем процентной ставки существует определенная зависимость, проявляющаяся следующим образом. Рост цен в экономике при неизменной величине денежной массы, находящейся в обороте, приводит к увеличению спроса на деньги. Это означает, что цена денег — процентная ставка — увеличивается. В итоге уменьшается потребительская и инвестиционная составляющие совокупного спроса — из-за высокой процентной ставки инвестиционная активность бизнеса падает; с другой стороны, высокая процентная ставка является стимулом для населения больше сберегать, что возможно только за счет сокращения потребительских расходов.

2. Эффект богатства означает, что вместе с ростом цен обесцениваются финансовые активы, имеющие фиксированную цену или доход (срочные счета, облигации и т. п.). Эти финансовые активы представляют собой форму «овеществления» богатства населения. Таким образом, при росте уровня цен в экономике происходит обесценивание накопленного богатства. В этой ситуации население стремится возместить потери, снижая текущее потребление и увеличивая отчисления в сбережения. Итак, владельцы финансовых активов вынуждены уменьшать свои расходы, и величина совокупного спроса сокращается.

3. Эффект импортных закупок. Импорт и экспорт — важные составляющие совокупного спроса. Объемы экспорта и импорта зависят от соотношения цен внутри страны и за границей. Эффект импортных закупок заключается в том, что если уровень цен внутри страны увеличивается, то национальные потребители будут приобретать больше импортных и меньше отечественных товаров, а иностранные потребители сократят покупки товаров, произведенных в данной стране. При этом происходит сокращение экспорта, сопровождающееся ростом импорта. В итоге показатель чистого экспорта будет сокращаться, в результате уменьшится и объем совокупного спроса.

Информация о работе Совокупный спрос