Совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание

Макроэкономика как самостоятельное направление экономической мысли оформилась в 30-х годах нашего столетия. Ее возникновение было вызвано теми глубокими социально-экономическими изменениями, которые произошли в наиболее развитых странах Запада в связи с невиданной раньше депрессией и общим кризисом. Классическая модель экономики, утверждавшая, что свободный рынок в состоянии сам себя регулировать с помощью механизма цен, оказалась неспособной объяснить возникшую ситуацию в экономике и тем более предложить эффективные меры выхода из кризиса.

Содержание

Введение 4
1. Совокупный спрос и кривая совокупного спроса 7
1.1. Понятие совокупного спроса 7
1.2. Кривая совокупного спроса 13
2. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос 18
3.Экономическое развитие Республики Беларусь: проблемы и перспективы 24
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макроэкономике готовая.docx

— 57.84 Кб (Скачать документ)

Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения  общего уровня цен) на величину совокупного  спроса и обусловливают движение вдоль кривой совокупного спроса.

Подведем итоги всему вышесказанному. Мы видим, что существуют три различные, но связанные между собой, причины, по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги. Во-первых, это то, что потребители ощущая возросшее богатство, стимулируют спрос на потребительские товары; во-вторых, снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; и в-третьих, понижение обменного курса национальной валюты повлечет за собой увеличение чистого экспорта. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса. Таким образом изменения цены при прочих равных условиях ведут к перемещению из одной точки на кривой совокупного спроса к другой.

В свою очередь неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос. Это означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен, что, в свою очередь, обусловливает сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево (рис. 2).

 

            P


        общий


  уровень цен)                                                                      AD1

                                                                                             AD0


                                                AD2


                                                      Y (реальный ВВП)

Рисунок 2. Изменение совокупного спроса под воздействием неценовых факторов

Так как величина AD складывается из четырех основных компонентов, то выделяют и четыре группы неценовых  факторов, влияющих соответственно на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы бизнеса, объемы государственных закупок товаров  и услуг и величину чистого экспорта (данное влияние более подробно описано во 2-ом разделе).

Влияние ценовых и неценовых  факторов на совокупный спрос (AD) графически изображено на рис. 3.


               Р


         (общий


  уровень цен)                    В =


                                                             А =

                                                


                                                                        Y (реальный ВВП)

Рисунок 3.  Изменение кривой совокупного спроса

 

2. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос

В предыдущем разделе мы выяснили, что на совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Неценовые факторы в свою очередь вызывают такое изменение в совокупном спросе, которое приводит к сдвигу кривой AD влево или вправо.

Отметим, что неценовые факторы многообразны, поэтому их целесообразно подразделить на группы в зависимости от того, на какие элементы в структуре совокупного спроса они оказывают воздействие.

  • Неценовые факторы, воздействующие на объем потребления домашних хозяйств:

1.Благосостояние потребителей – желание осуществлять расходы (тратить) изменяется в зависимости от динамики реальной стоимости активов (ценностей), которыми обладают потребители (акции, облигации, недвижимость). Например, резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров) как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается, т.е. кривая совокупного спроса смещается влево. Если же реальная стоимость материальных ценностей увеличивается, то потребительские расходы при данном уровне цен возрастают, т.е. кривая совокупного спроса смещается вправо.

2.Ожидания потребителей – изменения в потребительских расходах зависят от тех прогнозов, которые делают люди. Если, по их мнению, в будущем их реальный доход увеличится, они будут готовы тратить большую часть своего текущего дохода, т.е. возрастают потребительские расходы, уменьшаются сбережения, а кривая совокупного спроса смещается вправо. Если люди прогнозируют уменьшение в будущем своих реальных доходов, их потребительские расходы сократятся, а совокупный спрос уменьшится, т.е. кривая смещается влево.

3.Задолженность потребителей – высокий уровень задолженности (например, вследствие прежних покупок в кредит) может заставить потребителей сократить текущие расходы, чтобы погасить уже имеющиеся долги. В такой ситуации потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. Если задолженность невелика, возможно увеличение потребительских расходов, что приведет к росту совокупного спроса.

4.Налогообложение – уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Следовательно, снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо, а их увеличение вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

  • Неценовые факторы, вызывающие изменения в инвестиционных расходах:

1.Процентные ставки – при прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любыми факторами (кроме изменения уровня цен) приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. Например, увеличение объема денежной массы может привести к уменьшению процентной ставки и тем самым к росту инвестиций. Уменьшение объема денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.

Отметим, что влияние ставки процента как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта процентной ставки, который является ценовым фактором, обусловливающим величину совокупного спроса и движение вдоль кривой AD. В первом случае причиной изменения ставки процента будет любой фактор, кроме изменения общего уровня цен (например, изменение предложения денег или изменение спроса на деньги, но не под влиянием изменения уровня цен). Во втором случае причиной изменения ставки процента будет изменение спроса на деньги только в результате изменения общего уровня цен (ценового фактора)

2.Ожидаемые прибыли от инвестиций – оптимистичные прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и смещают кривую совокупного спроса вправо. В противном случае возможно снижение масштабов инвестиций и уменьшение совокупного спроса.

3.Налоги с предприятий – увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению чистых прибылей и к снижению инвестиционных расходов и совокупного спроса. Наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли от инвестиций и приведет к росту инвестиционных расходов, смещая кривую совокупного спроса вправо.

4.Технологический уровень производства – новые технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса.

5.Уровень использования производственных мощностей – увеличение избыточных мощностей (неиспользуемого капитала) сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Если производственные мощности используются в полном объеме, то появляется стимул строить новые заводы и покупать дополнительное оборудование. В этом случае инвестиционные расходы будут возрастать, а кривая совокупного спроса начнет смещаться вправо.

 

  • Неценовые факторы, обусловливающие изменения в государственных расходах:

Увеличение государственных  закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить  к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы  и процентные ставки будут оставаться неизменными. Уменьшение расходов государства  приведет к сокращению совокупного  спроса.

  • Неценовые факторы, приводящие к изменениям в расходах на чистый экспорт.

1.Национальный доход в зарубежных странах – если он увеличивается, то это может способствовать увеличению совокупного спроса в данной стране (за счет роста экспорта в другие зарубежные страны). Уменьшение национального дохода в зарубежных странах приведет к сокращению чистого объема экспорта, смещая кривую совокупного спроса в левую сторону.

2.Валютные курсы – определяют выбор потребителей, какие товары покупать – отечественные или импортные. Например, обесценение рубля привело к тому, что его цена в долларах резко упала (курс доллара вырос). В результате наши потребители стали получать все меньше долларов за определенную сумму рублей. По этой причине для наших потребителей американские товары стали дороже, отечественные – дешевле. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, обусловливает увеличение совокупного спроса.

Также неценовыми факторами, оказывающими влияние на совокупный спрос и объясняющими сдвиги кривой AD, выступают денежные факторы. Это объясняется тем, что кривая AD может быть получена из уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена, или уравнением Фишера – в честь известного американского экономиста Ирвинга Фишера, который предложил математическую формулу для вывода, следовавшего из количественной теории денег, появившейся еще в ХVIII в. и развиваемой в работах Д. Юма, а позже Д. Рикардо, Ж. – Б. Сэя, А. Маршалла и др.):

MV = PY   (2),

где M – масса (количество) денег в обращении;

V – скорость обращения  денег (величина, показывающая то  количество оборотов, которое в  среднем совершает за год одна  денежная единица, или то количество  сделок, которое в среднем обслуживает  в год одна денежная единица);

P – уровень цен в  экономике (дефлятор ВВП);

Y – реальный ВВП.

Из этого уравнения  мы получаем обратную зависимость между  величиной ВВП и уровнем цен:

Y = (MV) / Р    (3).

Это означает, что ценовые  факторы (изменение уровня цен) влияют на величину совокупного спроса, обусловливая движение вдоль кривой AD. Из этого  же уравнения мы получаем два неценовых  фактора совокупного спроса, изменение  которых меняет сам совокупный спрос  и сдвигает кривую AD:

1) Величина массы денег в обращении. Если в экономике увеличивается предложение денег, то все экономические агенты чувствуют себя богаче и увеличивают свои расходы. Рост совокупных расходов приводит к росту совокупного спроса и сдвигает кривую AD вправо. Кроме того, рост предложения денег в экономике снижает ставку процента (цену денег, т. е. цену кредита), а чем ниже ставка процента, тем, как мы уже отметили, больше и потребительские, и инвестиционные расходы и, следовательно, тем больше совокупный спрос. И наоборот, сокращение предложения денег в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кривую AD влево.

2)   Скорость обращения денег. Увеличение скорости обращения денег ведет к росту совокупного спроса: если каждая денежная единица (при неизменном их количестве в обращении) будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса.

 

3.Экономическое развитие Республики Беларусь: проблемы и перспективы

Белорусская модель получила название социально ориентированной  рыночной экономики. Приоритетное значение в ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств  с одновременным обеспечением принципов  социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга.

Теоретическая модель социально-экономического развития – это совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых  к системе народного хозяйства  и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной  структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству населения.

Развитие белорусской  экономики в настоящее время весьма нестабильно. Данная нестабильность вызвана следующими факторами:

- растущий дефицит бюджета,  а также торгового и платёжного  баланса;

- непрекращающаяся эмиссия  белорусского рубля Нацбанком;

- недостаточный уровень  валютных резервов для удержания  курса доллара;

- определенная экономическая  модель;

- повышение цен на энергоресурсы  и др.

Все вышесказанные факторы  привели к значительному изменению  экономических показателей в нашей стране. Для того чтобы увидеть изменение, следует посмотреть основные экономические показатели за 2010 год:

  1. Рост ВВП в 2010 году составил 7,6% (в белорусских рублях), рост промышленного производства в 2010 году составил 11,3%.
  2. Дефицит торгового баланса в 2010 году составил 7,42 млрд. долларов (отрицательное сальдо внешней торговли товарами в 2010 году увеличилось до 9,64 млрд. долларов против 7,26 млрд. долларов в 2009 году).
  3. По оценке МВФ, дефицит платёжного баланса текущих операций Беларуси в 2010 году составил около 16% ВВП.
  4. Инфляция в 2010 году составила 9,9%.
  5. Золотовалютные резервы в 2010 году снизились на 11% и на 1 января 2011 года составили 5,03 млрд. долларов.
  6. Дефицит бюджета в 2010 году составил 2,4% ВВП.
  7. Валовой внешний долг Беларуси по состоянию на 1 октября 2010 года составлял 25,6 млрд. долларов.

Информация о работе Совокупный спрос