Современное состояние системы ЖКХ и пути его решения (стратегия реформирования ЖКХ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:50, курс лекций

Описание

Стратегия и основные задания повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства, определены исходя из Послания Президента Украины в Верховную Раду Украины «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011годы», Приоритетных заданий Кабинета Министров Украины на 2002-2004 года. Указа Президента Украины «Об ускорении реформирования жилищно-коммунального хозяйства», Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2005 годы и на период к 2010 году, одобренной постановлением Кабинета Министров Украины от 14.02.02 №139, проекта Положения о Государственном комитете Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ 1.doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №1.

 

«СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЖКХ И ПУТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ. (СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖКХ)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция № 1.

 

Стратегия и  основные задачи повышения эффективности  работы жилищно-коммунального хозяйства  Украины.

 

Стратегия и основные задания повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства, определены исходя из Послания Президента Украины в Верховную Раду Украины «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011годы», Приоритетных заданий Кабинета Министров Украины на 2002-2004 года. Указа Президента Украины «Об ускорении реформирования жилищно-коммунального хозяйства», Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2005 годы и на период к 2010 году, одобренной постановлением Кабинета Министров Украины от 14.02.02 №139, проекта Положения о Государственном комитете Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

 

Стратегические  цели.

 

Обеспечение надежности функционирования предприятий отрасли и ее устойчивого развития для надлежащего предоставления потребителям коммунальных услуг соответственно определенным нормативам и стандартам при соблюдении условий экономической обоснованности и социальной справедливости требует реализацию следующих стратегических целей:

      1) создание четко определенной законодательно-институционной базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ввод системы индикаторов определения уровня эффективности ее функционирования;

2) усовершенствование  системы управления отраслью всех форм собственности, развитие и ввод разных форм собственности      предприятий      жилищно-коммунального хозяйства,     внедрение    рыночных     отношений     между субъектами ведения хозяйства в действующей сфере;

3)  обеспечение безубыточного функционирования предприятий отрасли при прозрачной экономически обоснованной системе определения уровня тарифов на коммунальные услуги;

4)  обеспечение адресной  социальной защиты населения  при проведении полномасштабной  реформы отрасли;

5) повышение эффективности  использования энергетических и  материальных ресурсов;

6) повышение качества  и увеличение объема услуг  к уровню, определенному Евросоюзом.

 

Базовые принципы достижения стратегических целей.

1. Законодательно-институционная база.

 

1.1. Разработка по направлениям деятельности законодательных актов и согласования действующей нормативно-правовой базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

1.2. Законодательство  должно устанавливать институционную  базу жилищно-коммунального хозяйства с перечисленными ниже характеристиками;

      •  на государственном уровне - центральные органы исполнительной власти осуществляют формирование ценовой политики, разработку и внедрение регулятивной (нормативной) базы относительно установления тарифов на жилищные и коммунальные услуги, регуляции деятельности субъектов природных монополий в сфере централизованного водоснабжения и водоотвода, централизованной поставки тепловой энергии в соответствии с Законом Украины «О природных монополиях», формирование и распространение среди предприятий отрасли нормативов и стандартов их деятельности, контроль за эффективностью работы коммунального хозяйства в целом

      • на областном уровне - областные государственные администрации согласовывают тарифы на услуги, которые предоставляют предприятия некоммунальной формы собственности, и устанавливают   тарифы для предприятий,    обслуживающих несколько территориальных единиц, осуществляют функции регуляции деятельности субъектов природных монополий делегированные Им в установленном порядке действующим законодательством.

      •   на местном уровне - органы местного самоуправления, их исполнительные комитеты и коммунальные предприятия отвечают за предоставление коммунальных услуг (в том числе определение, исходя из местных условий, оптимального уровня предоставления услуг), формирование, пересмотр и утверждение тарифов для предприятий всех форм собственности. Они также могут делегировать это право органам власти высшего уровня;

       • органы местного самоуправления избирают организационно-правовую форму коммунальных предприятий.

1.3.   Разработка и ввод системы  индикаторов мониторинга состояния  жилищно-коммунального хозяйства  и городского электротранспорта,  эффективности работы предприятий  отрасли, уровня и качества коммунальных услуг, реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Украины.

1.4.    Нормативно - правовое           обеспечение           регуляции взаимоотношений между ресурсопоставляющими организациями, управляющими компаниями по обслуживанию жилья и потребителями относительно предоставления населению коммунальных услуг с учетом принципа границы собственности основных фондов или их балансовой принадлежности.

 

2. Система управления.

 

2.1. Институционное укрепление Госжилкоммунхоза, предоставление ему полномочий Национальной комиссии по регуляции деятельности природных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ввод единственных подходов и одинаковых условий на рынке услуг, что предоставляются субъектами природных монополий, на основании положений Закона Украины «О природных монополиях».

2.2. Ввод разных организационно-правовых форм деятельности предприятий-поставщиков коммунальных услуг (коммунальное предприятие основано на собственности территориальной общины; коммунальное предприятие основано на общей собственности нескольких  территориальных  общин;  коммунальное  предприятие передано в управление, аренду, концессию; совместное предприятие со смешанной формой собственности).

2.3. Апробация новых организационно-правовых форм деятельности коммунальных предприятий, в частности, создание неприбыльных коммунальных предприятий, которые будут находиться в собственности органов местного самоуправления и будут управляться советами местных представителей (эти предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль предприятий и имеют полномочия устанавливать тарифы, привлекать ссудные средства, заключать контракты и непосредственно обращаться в суд).

2.4. Создание правовых условий  для активного привлечения частного  сектора через заключение договоров на управление, аренду, концессию.

2.5. Сохранение целостных имущественных комплексов систем централизованного тепло-, водоснабжения и водоотведения с привлечением предприятий разных форм собственности для их эксплуатации под контролем центральных и местных органов исполнительной власти соответственно их полномочиям.

2.6. Обеспечение благоприятных условий для приватизации ЖЭКов, создания и деятельности кондоминиумов (обществ совладельцев жилья) как основной формы управления общей собственностью в многоквартирных домах.

2.7. Заключение соглашений между  коммунальными предприятиями - поставщиками  коммунальных услуг и его владельцами - органами местного самоуправления, как средства установления прав и ответственности сторон. В случае предоставления услуг предприятиями других, кроме коммунальной, форм собственности - органы местного самоуправления заключают контракты с этими предприятиями об обеспечении жителей населенного пункта услугами.

2.8.  Внедрение соглашений о  предоставлении коммунальных услуг  между потребителями (в том  числе кондоминиумами и ассоциациями  жителей многоквартирных домов)  и предприятиями - поставщиками услуг.

2.9.  Формирование института владельца  жилья, определение хозяина каждого  дома, ввод рыночных отношений  в сфере содержания жилых домов  и придомовых территорий

2.10. Создание ассоциаций жителей  многоквартирных домов как потребителей   коммунальных   услуг   (кондоминиумы,   жилищно-строительные кооперативы, молодежные жилищные комплексы, в случае отсутствия кондоминиумов, ЖБК или МЖК - ассоциации жителей многоквартирных домов, которые заключают соглашения с коммунальными предприятиями на предоставление услуг).

2.11. Создание в Комитете структурного  подразделения по методологии  бухгалтерского учета и аудита  предприятий жилищно-коммунального  хозяйства.

 

3. Ценообразование  и тарифная политика.

 

3.1. Разработка и принятие Порядков установления тарифов на коммунальные услуги всех подоотраслей для обеспечения полного возмещения экономически обоснованной себестоимости услуг, которые учитывают как текущие так и капитальные расходы.

3.2.  Разработка и ввод механизма возмещения из бюджета органом, который устанавливает тарифы на коммунальные услуги, разницы между их фактической стоимостью и утвержденным размером тарифа.

3.3.   Разработка, принятие и распространение методических рекомендаций коммунальным предприятиям относительно порядка формирования тарифов, привлечения общественности к процессу их установления, а также методик внедрения новых по структуре и видами тарифов.

3.4.  Разработка системы многоставочных  тарифов при начислении платы  за услуги как один из вариантов  начисления платежей предприятиями водо-теплоснабжения и водоотведения.

3.5. Реструктуризация дебиторской  и кредиторской задолженности  за жилищно-коммунальные услуги, газ и электроэнергию.

3.6.  Возобновление правовых механизмов  применения санкций против неплательщиков и совершенствование законодательства относительно материальной ответственности сторон за невыполнение или несвоевременное выполнение своих договорных обязательств.

3.7.  Переход от оплаты коммунальных  услуг по нормативам потребления к оплате по объемам их фактического потребления.

3.8. Проведение общественных слушаний, информационно-разъяснительных кампаний в средствах массовой информации и специальных кампаний для детей школьного возраста для повышения уровня    осознания     всеми    заинтересованными     сторонами   и  потребителями     необходимости     внедрения     тарифов,     которые обеспечивают полное возмещение стоимости услуг.

 

4. Энерго- и  ресурсосбережение

 

4.1.  Использование современных средств стратегического планирования для определения, подготовки и внедрения ряда проектов по энергосбережению с целью сокращения расходов и улучшению финансового состояния коммунальных предприятий за сравнительно короткий период (пять лет).

4.2. Обеспечение возможности финансирования  стратегически важных проектов энергосбережения из национальных и местных фондов кредитования, привлечение к этим проектам отечественных инвесторов.

4.3. Разработка и внедрение дееспособных механизмов привлечения и возвращения инвестиций, которые базируются на процедуре накопления полученных путем энергосбережения средств и последующего их использования на внедрение новых проектов.

  4.4. Разработка и распространение среди коммунальных предприятий средств и методов составления и внедрения стратегических планов развития, например, методологии оценки финансовых и экономических выгод от внедрения конкретных инвестиционных проектов, моделей финансового анализа для оценки влияния реализации планов капитальных инвестиций на общее финансовое состояние предприятия.

4.5. Заключение контрактов концессии по схеме «строительство-эксплуатация-передача» и договоров лизинга с целью привлечения средств частного сектора для финансирования проектов энергосбережения (например, реконструкция насосных станций или теплоцентралей).

4.6. Создание возможности реструктуризации долгов коммунальных предприятий кредиторам путем согласования с энерго- и другими поставщиками финансово обоснованных графиков платежей. Согласование графиков расчетов предприятий с кредиторами с графиками платежей потребителей-должников.

4.7. Разработка программ сотрудничества коммунальных предприятий с потребителями услуг (в первую очередь с населением) по стимулированию более экономного использования электрической энергии, тепла и воды.

4.8. Обеспечение надлежащего  учета материальных и энергетических ресурсов на предприятиях отрасли, первоочередная установка у потребителей групповых и домовых счетчиков водо- и теплоснабжения.

 

5. Адресная  социальная защита населения

 

5.1. Разработка и внедрение  социальных норм потребления  жилищно-коммунальных услуг.

5.2. Разработка расчетных  норм предоставления льгот и  субсидий на этапе формирования  бюджета.

5.3.  Ускорение реформирования  программ социальной защиты, реализации  государственной стратегии замены  льгот на адресную денежную  помощь населению.

Информация о работе Современное состояние системы ЖКХ и пути его решения (стратегия реформирования ЖКХ)