Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:50, курс лекций
Стратегия и основные задания повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства, определены исходя из Послания Президента Украины в Верховную Раду Украины «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011годы», Приоритетных заданий Кабинета Министров Украины на 2002-2004 года. Указа Президента Украины «Об ускорении реформирования жилищно-коммунального хозяйства», Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2005 годы и на период к 2010 году, одобренной постановлением Кабинета Министров Украины от 14.02.02 №139, проекта Положения о Государственном комитете Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
ЛЕКЦИЯ №1.
«СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЖКХ И ПУТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ. (СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖКХ)»
Лекция № 1.
Стратегия и
основные задачи повышения эффективности
работы жилищно-коммунального
Стратегия и основные задания повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства, определены исходя из Послания Президента Украины в Верховную Раду Украины «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011годы», Приоритетных заданий Кабинета Министров Украины на 2002-2004 года. Указа Президента Украины «Об ускорении реформирования жилищно-коммунального хозяйства», Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2002-2005 годы и на период к 2010 году, одобренной постановлением Кабинета Министров Украины от 14.02.02 №139, проекта Положения о Государственном комитете Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Стратегические цели.
Обеспечение надежности функционирования предприятий отрасли и ее устойчивого развития для надлежащего предоставления потребителям коммунальных услуг соответственно определенным нормативам и стандартам при соблюдении условий экономической обоснованности и социальной справедливости требует реализацию следующих стратегических целей:
1) создание четко определенной законодательно-институционной базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ввод системы индикаторов определения уровня эффективности ее функционирования;
2) усовершенствование системы управления отраслью всех форм собственности, развитие и ввод разных форм собственности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, внедрение рыночных отношений между субъектами ведения хозяйства в действующей сфере;
3) обеспечение безубыточного функционирования предприятий отрасли при прозрачной экономически обоснованной системе определения уровня тарифов на коммунальные услуги;
4) обеспечение адресной
социальной защиты населения
при проведении
5) повышение эффективности
использования энергетических
6) повышение качества и увеличение объема услуг к уровню, определенному Евросоюзом.
Базовые принципы достижения стратегических целей.
1. Законодательно-институционная база.
1.1. Разработка по направлениям деятельности законодательных актов и согласования действующей нормативно-правовой базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
1.2. Законодательство
должно устанавливать
• на государственном уровне - центральные органы исполнительной власти осуществляют формирование ценовой политики, разработку и внедрение регулятивной (нормативной) базы относительно установления тарифов на жилищные и коммунальные услуги, регуляции деятельности субъектов природных монополий в сфере централизованного водоснабжения и водоотвода, централизованной поставки тепловой энергии в соответствии с Законом Украины «О природных монополиях», формирование и распространение среди предприятий отрасли нормативов и стандартов их деятельности, контроль за эффективностью работы коммунального хозяйства в целом
• на областном уровне - областные государственные администрации согласовывают тарифы на услуги, которые предоставляют предприятия некоммунальной формы собственности, и устанавливают тарифы для предприятий, обслуживающих несколько территориальных единиц, осуществляют функции регуляции деятельности субъектов природных монополий делегированные Им в установленном порядке действующим законодательством.
• на местном уровне - органы местного самоуправления, их исполнительные комитеты и коммунальные предприятия отвечают за предоставление коммунальных услуг (в том числе определение, исходя из местных условий, оптимального уровня предоставления услуг), формирование, пересмотр и утверждение тарифов для предприятий всех форм собственности. Они также могут делегировать это право органам власти высшего уровня;
• органы местного самоуправления избирают организационно-правовую форму коммунальных предприятий.
1.3. Разработка и ввод системы
индикаторов мониторинга
1.4. Нормативно - правовое обеспечение регуляции взаимоотношений между ресурсопоставляющими организациями, управляющими компаниями по обслуживанию жилья и потребителями относительно предоставления населению коммунальных услуг с учетом принципа границы собственности основных фондов или их балансовой принадлежности.
2. Система управления.
2.1. Институционное укрепление
2.2. Ввод разных организационно-правовых форм деятельности предприятий-поставщиков коммунальных услуг (коммунальное предприятие основано на собственности территориальной общины; коммунальное предприятие основано на общей собственности нескольких территориальных общин; коммунальное предприятие передано в управление, аренду, концессию; совместное предприятие со смешанной формой собственности).
2.3. Апробация новых организационно-правовых форм деятельности коммунальных предприятий, в частности, создание неприбыльных коммунальных предприятий, которые будут находиться в собственности органов местного самоуправления и будут управляться советами местных представителей (эти предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль предприятий и имеют полномочия устанавливать тарифы, привлекать ссудные средства, заключать контракты и непосредственно обращаться в суд).
2.4. Создание правовых условий
для активного привлечения
2.5. Сохранение целостных имущественных комплексов систем централизованного тепло-, водоснабжения и водоотведения с привлечением предприятий разных форм собственности для их эксплуатации под контролем центральных и местных органов исполнительной власти соответственно их полномочиям.
2.6. Обеспечение благоприятных условий для приватизации ЖЭКов, создания и деятельности кондоминиумов (обществ совладельцев жилья) как основной формы управления общей собственностью в многоквартирных домах.
2.7. Заключение соглашений между коммунальными предприятиями - поставщиками коммунальных услуг и его владельцами - органами местного самоуправления, как средства установления прав и ответственности сторон. В случае предоставления услуг предприятиями других, кроме коммунальной, форм собственности - органы местного самоуправления заключают контракты с этими предприятиями об обеспечении жителей населенного пункта услугами.
2.8. Внедрение соглашений о
предоставлении коммунальных
2.9. Формирование института
2.10. Создание ассоциаций жителей
многоквартирных домов как
2.11. Создание в Комитете
3. Ценообразование и тарифная политика.
3.1. Разработка и принятие Порядков установления тарифов на коммунальные услуги всех подоотраслей для обеспечения полного возмещения экономически обоснованной себестоимости услуг, которые учитывают как текущие так и капитальные расходы.
3.2. Разработка и ввод механизма возмещения из бюджета органом, который устанавливает тарифы на коммунальные услуги, разницы между их фактической стоимостью и утвержденным размером тарифа.
3.3. Разработка, принятие и распространение методических рекомендаций коммунальным предприятиям относительно порядка формирования тарифов, привлечения общественности к процессу их установления, а также методик внедрения новых по структуре и видами тарифов.
3.4. Разработка системы
3.5. Реструктуризация дебиторской
и кредиторской задолженности
за жилищно-коммунальные
3.6. Возобновление правовых
3.7. Переход от оплаты
3.8. Проведение общественных слушаний, информационно-разъяснительных кампаний в средствах массовой информации и специальных кампаний для детей школьного возраста для повышения уровня осознания всеми заинтересованными сторонами и потребителями необходимости внедрения тарифов, которые обеспечивают полное возмещение стоимости услуг.
4. Энерго- и ресурсосбережение
4.1. Использование современных средств стратегического планирования для определения, подготовки и внедрения ряда проектов по энергосбережению с целью сокращения расходов и улучшению финансового состояния коммунальных предприятий за сравнительно короткий период (пять лет).
4.2. Обеспечение возможности
4.3. Разработка и внедрение дееспособных механизмов привлечения и возвращения инвестиций, которые базируются на процедуре накопления полученных путем энергосбережения средств и последующего их использования на внедрение новых проектов.
4.4. Разработка и распространение среди коммунальных предприятий средств и методов составления и внедрения стратегических планов развития, например, методологии оценки финансовых и экономических выгод от внедрения конкретных инвестиционных проектов, моделей финансового анализа для оценки влияния реализации планов капитальных инвестиций на общее финансовое состояние предприятия.
4.5. Заключение контрактов концессии
по схеме «строительство-эксплуатация-
4.6. Создание возможности реструктуризации долгов коммунальных предприятий кредиторам путем согласования с энерго- и другими поставщиками финансово обоснованных графиков платежей. Согласование графиков расчетов предприятий с кредиторами с графиками платежей потребителей-должников.
4.7. Разработка программ сотрудничества коммунальных предприятий с потребителями услуг (в первую очередь с населением) по стимулированию более экономного использования электрической энергии, тепла и воды.
4.8. Обеспечение надлежащего учета материальных и энергетических ресурсов на предприятиях отрасли, первоочередная установка у потребителей групповых и домовых счетчиков водо- и теплоснабжения.
5. Адресная социальная защита населения
5.1. Разработка и внедрение социальных норм потребления жилищно-коммунальных услуг.
5.2. Разработка расчетных
норм предоставления льгот и
субсидий на этапе
5.3. Ускорение реформирования
программ социальной защиты, реализации
государственной стратегии